Межсезонье для большинства казахстанских клубов уже началось, и разговоры о вероятных трансферах посыпались один за другим. Особое внимание приковано к молодым футболистам, которые могут покинуть КПЛ этой зимой и перебраться в более сильные чемпионаты.
Среди таковых выделяются Максим Самородов и Ислам Чесноков. У обоих есть варианты, в том числе в клубах РПЛ. Однако многие казахстанские болельщики выступают против этого и в соцсетях просят игроков выбрать другой путь. Корреспондент Vesti.kz объясняет, почему клубы РПЛ по-прежнему интересны казахстанцам, даже несмотря на бан местных команд в еврокубках.
Сейчас в высшем дивизионе чемпионата России выступают два футболиста сборной Казахстана - защитники Нуралы Алип и Марат Быстров. Первый играет важную роль в топовом "Зените", а второй испытывает проблемы с практикой в стане аутсайдеров из "Ахмата".
Как бы то ни было, РПЛ все еще хороший трамплин для казахстанских футболистов. Скауты со всего мира активно наблюдают за происходящим в России, тем более там выступают высококлассные футболисты, такие, как Клаудиньо, Квинси Промес, Джон Кордоба и другие.
В Россию едет перспективная молодежь не только из стран СНГ. К примеру, "Зенит" в этом году усилился многообещающим сербским оборонцем Страхиньей Эраковичем. А ведь у одноклубника Алипа явно были варианты и в Европе, но переход в "Зенит" он посчитал более престижным и выигрышным во всех планах.
Не так давно этот же клуб из Санкт-Петербурга неплохо заработал на продаже своего лидера Малкома в "Аль-Хиляль", получив за него 60 миллионов евро. Поэтому трансферная работа в России ведется, и на очень высоком уровне.
Понимая вышесказанное, казахстанские футболисты также подкрепляются ярким примером своего товарища по национальной сборной - Бахтиера Зайнутдинова. В 20 лет парень уехал в Россию, где отыграл за "Ростов" и ЦСКА. И в итоге, в 2023 году, он перебрался напрямую в "Бешикташ", пусть армейцы и не очень горели желанием отпускать универсального полузащитника.
"Бешикташ" переживает кризисный период, но это все равно топ-клуб в Турции, который ежегодно борется за медали и участие в еврокубках. Поэтому переход Бахтиера в такую команду воспринимался как топ-трансфер в Казахстане.
Игроки понимают, что, уехав в Россию, при хороших показателях у них будут все шансы отправиться на очередное повышение. Поэтому о лишениях в виде отсутствия еврокубков они особо и не задумываются, ведь на кону стоит нечто большее. Никто не хочет ехать в РПЛ, чтобы провести там всю карьеру, для казахстанцев это лишь промежуточный этап карьеры.
Почему вариант в РПЛ более привлекательный, чем переход в один из турецких клубов? В обеих лигах казахстанцы не считаются легионерами. Да, в России нет еврокубков, но и крайне маловероятно, что казахстанцев из КПЛ пригласят сразу в турецкий клуб, участвующий в континентальных турнирах. Поэтому это не столь заметный фактор.
Зато в России нет языкового барьера. Как правило, практически все казахстанские футболисты на хорошем уровне владеют русским языком, и там не будет проблем ни при общении с партнерами, ни при получении установок от тренера. Даже если футболист говорит на русском не так хорошо, то, как показывает пример Алипа, за короткое время этот пробел исчезает.
Да и из России банально легче возвращаться домой, когда у игроков появляется несколько свободных дней или перерыв. Поэтому начинать адаптацию к заграничной карьере через российский чемпионат во многом удобно.
Нельзя исключать и этот фактор. Здесь даже можно привести в пример Самородова и Чеснокова. У первого в России проживают родители его жены, а у второго любимая девушка живет в Санкт-Петербурге. Если случится переход в российский чемпионат, то адаптироваться в новой стране им будет куда проще. Тем более Чесноков уже играл в другом зарубежном чемпионате - белорусском.
У других игроков тоже могут возникнуть такие смягчающие обстоятельства, которые сделают переезд в Россию более привлекательным. Знакомые, родственники, друзья - это все дополнительный плюс, пусть и далеко не самый решающий фактор.
Тот же Быстров некоторое время являлся гражданином России, хоть и родился в Казахстане. Он начинал там свою карьеру и даже отслужил в российской армии. В 2018 году защитник вернулся на историческую родину, где вновь обрел статус казахстанца. Однако на клубном уровне Марат по-прежнему предпочитает выступать в России, потому что там выше уровень соперничества, да и в целом он привык жить в этой стране.
Кто бы что ни говорил, но российская премьер-лига не сильно потеряла в зрелищности из-за отсутствия еврокубков. Сильнее по местному футболу ударил даже Fan ID, против которого выступили фанаты практически всех клубов, и от этого упала посещаемость. Но в последние месяцы людей на стадионах стало больше, и есть вероятность, что вскоре бойкот сойдет на нет, и фанаты смирятся с новыми реалиями.
В РПЛ есть солидная конкуренция между клубами, чемпионат активно освещается как в России, так и за ее пределами. Матчи команд транслируются стабильно и с хорошей картинкой, студиями и экспертами. Поэтому элементы зрелища и конкурентной среды присутствуют.
В конце концов, уровень РПЛ в целом на порядок выше КПЛ, и с этим спорить бессмысленно. Поэтому это еще один фактор, который объясняет, почему казахстанским футболистам интересна Россия.
Отметим, что ранее сообщалось об интересе к 21-летнему Самородову со стороны московских "Локомотива" и "Спартака", "Краснодара" и "Ростова". Также появилась информация, что грозненский "Ахмат" рассматривает возможность подписания 24-летнего Чеснокова.
Фото: ФК "Зенит", ФК "Спартак", ПФК ЦСКА, ФК "Ахмат", КФФ, ФК "Локомотив"©