По стопам мамы
- Моя мама - бывшая спортсменка, тоже занималась легкой атлетикой. В принципе, меня никто не принуждал, не приводил в секцию, я сама изъявила желание пойти в спорт. Позвала подружка, когда мне было восемь лет. Мама меня поддержала, и я в жизни больше ничем не занималась, кроме легкой атлетики. Меня затянуло после того, как я выиграла свои первые соревнования - там давали призы, грамоты. Для меня это было такое счастье, что я больше никуда не захотела уходить.
Моя мама бегала 100 метров с барьерами. Дома у нас иногда бывало, когда я еще только начинала показывать какие-то результаты, мама мне говорила: вот, ты меня еще не обогнала. А когда я стала бегать быстрее, она признала, что я побила ее рекорды (улыбается).
Мама меня всегда поддерживала, я приходила с тренировки - плакала, говорила, что устала, что не хочу тренироваться больше. Она мне всегда говорила: потерпи, потом будет легче. Были такие ситуации, когда я жаловалась своему тренеру, говорила, что я ничего не могу, у меня все болит. Он звонил моей маме и спрашивал: "Почему Оля жалуется?". И мама мне тогда сказала: "Если ты хочешь чего-то достичь, прекрати жаловаться". С этого момента я больше не подходила к тренеру с жалобами, все через боль, знала, что я это сделаю, как-то соберусь внутри себя, и будет нормально. Мама и папа меня всегда поддерживают. Как бы не было сложно, как бы не было тяжело. Всегда ощущаю их поддержку.
Выбрала спринтерские дистанции, потому что я, наверное, не такая выносливая, не люблю долго бегать, для меня с детства было тяжело бегать кроссы на длинные отрезки. Почему не пошла в барьеры? Не получилось, пару раз упала и боюсь их, даже не подхожу к ним. Начали пробовать спринт, и там результат пошел. Решили остаться. В детстве тебя пробуют везде - прыгаешь в длину и высоту, и все что угодно делаешь. Но мне именно подошел спринт.
Меня с детства приучили к дисциплине - я была отличницей в школе, примерной девочкой, для меня режим был в порядке вещей. Я не была дворовой девочкой или хулиганкой.
О первом чемпионате мира
- Не скажу, что мне было сложно перестраиваться на спортивный режим. В восьмом классе, в 12 лет я поступила в спортивный интернат. Там уже идет определенный распорядок дня: утром тренировка, занятия, вечерняя тренировка. Я приходила домой уставшая, у меня не было времени на друзей, на гуляния - только делала домашние задания и сон. Ни на что времени не хватало, к этому я постепенно привыкла. Влиться в спортивный режим для меня никакого труда не составило.
Помню свои первые международные соревнования, как будто вчера были. Это был мой первый чемпионат мира в 2007 году, мы поехали в Чехию, в Остраву. Там проходило мировое первенство среди юниоров. Причем норматив туда я выполнила на самом последнем старте - когда уже не ожидала, что отберусь. Когда я туда приехала, то поняла, что мне надо еще очень много работать над собой. Мы выступаем в республике, мы лидеры, первые номера, побеждаем. Но когда ты приезжаешь туда и видишь уровень, сразу понимаешь, что надо пахать и пахать. Тем более мы вышли на старт, для нас была непривычной сама организация соревнований, у нас здесь все по-другому проходит. Там нужно идти раньше разминаться, есть свои нюансы, о которых мы в принципе не знали. Ты туда попадаешь и не знаешь, что делать, тем более заходишь один, ни тренеров, никого нет рядом. Я помню такой момент: выхожу на дорожки, там стоят стартовые колодки. А я не могу их переставить, понимаю, что расстояние, на котором они стоят, мне не подходит, это очень далеко. И я попросила стартера переставить мне колодки, было так стыдно, все умеют их переставлять, а я нет. У нас совсем было другое оборудование. Сейчас это со смехом вспоминается, но тогда была паника, все тело тряслось, не знаешь, что делать.
Мысли уйти из спорта могут возникнуть, когда бывает сложно на тренировках, было такое, когда я в школе училась. У нас на сборах были такие тренировки для 15 лет, для обычного ребенка, те нагрузки, которые получали мы - это был просто финиш. Я приходила, плакала, говорила: все, я приезжаю домой и завязываю. Но проходит день - я восстановилась, отдохнула, и думаешь: куда завязывать? И дальше побежала на тренировку.
Когда я заканчивала школу, то хотела поступать на один факультет, но меня переубедили - сказали, иди на физкультурный, потому что тебе нужно ездить. И тут я для себя сделала выбор между спортом и учебой. Если бы я пошла на тот факультет, который хотела, со спортом пришлось бы завязать, там было невозможно совмещать. Это был нефтегазовый факультет. До сих пор ни на минуту не сожалею о своем решении, что ушла в спорт. У меня еще есть время учиться, и я могу сейчас все совмещать.
11 олимпийских секунд
- Как и в любом виде спорта, у нас есть свои нюансы, и мы много о чем успеваем подумать во время бега. Где-то нужно набежать, где-то расслабиться, накатить. За эти 11 секунд нужно успеть столько всего сделать: стартануть, хорошо выбежать с колодок, продержать наклон. У меня есть свои ошибки, которые я не должна совершить. Думаю, что нужно подержать наклон, где-то включиться. Я об этом обо всем думаю. Еще ты видишь своих соперниц, и это даже начинает давить. А когда прибегаешь, начинаешь тут же ошибки разбирать: проспала старт, первый шаг не сделала, на втором провалилась, рано поднялась, руки не включила на финише. То есть я уже знаю свои ошибки, где я не доработала.
Когда ты становишься в колодки, я знаю все, что мне нужно сделать. В голове у меня есть идеальная картина моего старта, прохождения дистанции. Но как только слышишь выстрел, все испаряется, и делаешь все на автомате.
Каждый свой результат я запоминаю, помню, где я его показала, как бежала. От начала до финиша помню весь свой забег в финале Азиатских игр на 200 метров. Помню, о чем думала, закрываю глаза и бегу снова каждый момент дистанции. Наверное, эмоции до сих пор не остыли, остались внутри.
Довольным собой можно быть, только если ты улучшаешь свой личный результат.
Одно из самых ярких воспоминаний - Олимпиада в Лондоне. Помню свои ощущения, когда я вышла на дорожку. Я бежала с американской спортсменкой Кармелитой Джеттер. Для меня она является кумиром, мне нравится ее бег, нравится она как спортсменка. До старта у меня была тренировка, и мы бегали с ней с колодок. Для меня это уже было большим воодушевлением. Тут я узнаю забеги, вижу старт-листы и понимаю, что бегу с ней. Когда мы вышли на стадион, он был полным, хотя забеги проходили утром. Я почувствовала энергетику зрителей и перевернула ее в свое русло. Получала от этого удовольствие, и волнение ушло. Энергетика зрителей меня тогда воодушевила. И для меня было неожиданностью - я выбегаю с колодок и 30 метров лидирую - выбежала, и никого рядом нет. Обычно на таких крупных соревнованиях ты выбегаешь, а все уже впереди тебя. А тут стартанула, понимаю, что-то не так. В итоге я финишировала второй и попала в полуфинал.
Когда финишировала, подумала, что надо успокоиться, придержать эмоции. Тем более на следующий день надо было бежать полуфинал. Но внутри меня все бушевало, все кипело. И вроде, ничего не болит. Но когда я пришла на полуфинал, надела шиповки и начала делать ускорения - поняла, что все мышцы у меня болят. В организме была тяжесть. Все-таки эмоционально на предварительных забегах я выложилась. Какого-то заряда в полуфинале мне не хватило, отдала все силы в четвертьфинале. Наверное, какого-то опыта борьбы с нахлынувшими эмоциями не хватило.
О победе на Азиатских играх
- Волнение перед стартом есть всегда, где бы ты ни выступал - на Олимпиаде, Азиатских играх или чемпионате области. А с ответственностью еще тяжелее справляться, это давит психологически. Когда тебе за три месяца до Азиатских игр говорят, что нужна медаль, ты вроде бы отходишь от этих мыслей. Но в деревне атлетов много представителей из делегации, ты их встречаешь во время обеда, они подходят и говорят: нам нужна медаль. Ты понимаешь, что от тебя ее все ждут. Проще, когда тебя никто не знает, ты стрельнул и взял медаль.
В финальном забеге на 100 метров в Инчхоне я не справилась с собой, с волнением и давлением. Но после стометровки я сказала себе: 200 метров никому не отдам! Я была такая злая, если честно.
То, что я не выиграла стометровку, меня взбодрило, дало взбучку. В голове сразу все перевернулось, отошло на второй план. Я думала только о своей дистанции. И после победного финиша на 200 метров на меня хлынули эмоции, радость, слезы, я не могу это описать. От всего напряжения этого, особенно после того как я проиграла сотню, хотя в сезоне бежала лучше всех. Я помню, когда меня провожал тренер на финальном забеге, он сказал: "Оля, последние десять метров, пять, последний метр все решает". Когда я финишировала, уже просто не выдержала. Не думала, что буду плакать, это не специально произошло, просто накатило все, и я выдохнула. Потом мы еще эстафету пробежали, взяли медаль.
Когда мы вернулись с Азиатских игр, все, вроде, поздравляют, а у меня уже сил не было, была эмоционально опустошена, просто радовалась, что все закончилось. Год подготовки к Азиатским играм был настолько напряженным, особенно последние месяцы, что это все скопилось и выплеснулось потом. Но сейчас идет предолимпийский год, и то же самое повторяется. Ты, вроде, только выдохнул, и все начинается снова.
О диете и кулинарных увлечениях
- Мне не нужно держать особые диеты. Я не высотница, где нужно держать определенный вес, мне всегда говорят: "Ешь! Если надо, похудеешь". В мае-июне у меня были соревнования, и на нервной почве из-за всех стрессов, перелетов я сильно похудела. В принципе, мой рацион такой же, как и у обычного человека. Где-то, конечно, я не позволяю себе много сладкого, мучного. Даже если я немного наберу лишнего, через неделю прихожу в форму.
Также мы следим за объемом бедер, поэтому размер вещей в гардеробе может варьироваться от размера S до L. Вверх я в принципе не набираю, в объеме набирают ноги. Бывает, ни в одни джинсы не влезаю. Когда начинается соревновательный период, вес уходит, "сдувается", и могу надевать размеры меньше.
Я очень люблю готовить, можно сказать, это мое хобби. Я люблю и печь, и что-то новенькое готовить, чем-то удивлять. Иногда бывает на сборах расслабишься, приедешь домой и так на кухню тяжело идти, привык, что ничего не делаешь. Но когда начинаешь вливаться в хозяйство, быт, тогда нормально. Правда, как и наверное у каждой девушки, каждый день я задаю вопрос: "Что сегодня приготовить?". Бывает иногда что-то на скорую руку приготовишь, очень вкусно получается.
Мое фирменное блюдо - паста, люблю ее готовить. Еще у меня отлично получается куриный пирог.
О литературе и семейной жизни
- В школе я очень любила химию, дружила с ней. Еще любила литературу, и когда у нас проходили конкурсы чтецов - я всегда читала стихи, у меня было к этому стремление. Это у меня от дедушки передалось - мой дедушка, мамин папа, писал хорошие стихи, был поэтом.
В детстве зачитывалась стихами Олжаса Сулейменова, также люблю Есенина, Ахматову. Даже сейчас порой открываю книги и могу наизусть прочитать их произведения, потому что в памяти все отложилось. Но сама я стихи не пишу, в школе, конечно, что-то пробовала писать, но, видимо, это не мое.
Мое любимое высказывание: "Невозможное возможно". И если ты чего-то захочешь, вся вселенная посодействует тому, чтобы это исполнилось. В моем случае это действительно так. Если ты чего-то захочешь всем сердцем, и не просто захотел и оставил все на самотек, если ты к этому стремишься, все исполняется.
Когда я отвлекаюсь от спорта? Иногда мне нужно побыть одной. Просто все осмыслить, подумать, передумать. Наедине с самой собой настроиться на какие-то волны. В других случаях надо встретиться с подругами. Еще у меня есть крестник, когда я беру его на руки, все остальные проблемы уходят на второй план. Порой просто нужно развеяться.
У меня есть список того, что бы я хотела сделать после спорта. Меня много что интересует, чем бы я хотела заниматься. Например, изучение языков, недавно увлеклась немецким языком, хочу еще английский подучить.
По поводу семьи я считаю: всему свое время - полностью посвятить себя семейной жизни я еще не готова. Когда прозвенит звоночек, что уже пора, тогда да. К этому нужно быть готовой головой, душой. Пока всю себя я отдаю спорту. Я считаю, что еще не до конца себя проявила и показала. Когда почувствую, что изжила себя, что нет никаких перспектив, то тогда уйду.
***
Напомним, что главная цель проекта "Невидимая сторона" - показать читателям иную сторону жизни профессиональных спортсменок. Специалисты, болельщики и журналисты привыкли видеть спортсменок на аренах, где они в самых разных дисциплинах защищают честь Казахстана. Но каждый раз после завершения соревнования, сборов и тренировок они превращаются в обычных девушек - хрупких, нежных и милых созданий. В нашем проекте мы покажем вам спортсменок такими, какими их мало кто видит. В рамках проекта самым сокровенным с нашими читателями поделились первая ракетка Казахстана и сильнейшая теннисистка страны Зарина Дияс, профессиональная велогонщица Маржан Байтлеуова, фигуристка Регина Глазман, синхронистки Александра и Екатерина Немич, гандболистка сборной Казахстана Ирина Александрова, чемпионка Универсиады по фристайлу Юлия Галышева, волейболистки сборной Казахстана Сана Анаркулова и Людмила Исаева, чемпионка Азиатских игр по тяжелой атлетике Маргарита Елисеева, бронзовый призер этапов Гран-при по дзюдо Мариан Урдабаева и неоднократная чемпионка Казахстана по боксу Фируза Шарипова.
Напомним, что участие в проекте приняли 13 казахстанских спортсменок. За новостями проекта со съемочной площадки можно следить в специальном блоге проекта "Невидимая сторона" на "Фанзоне". Все материалы проекта можно посмотреть по данной ссылке.
Фотограф: Алена Фуфачева (Creative group Art Level)
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!