"Топ-30 - не предел". Борис Собкин - о работе с Бубликом, его качествах и эмоциях

©КТФ. Андрей Ударцев

Заслуженный тренер России и член Зала российской теннисной славы Борис Собкин, который в данное время является тренером Александра Бублика, в интервью Vesti.kz рассказал, как он начал сотрудничать с первой ракеткой Казахстана, о его качествах и эмоциях. Также бывший наставник Михаила Южного назвал перспективных казахстанских теннисистов.     

- Вы доктор технических наук, бывший профессор МАИ, автор и соавтор нескольких книг по технической теме. А как вы оказались в теннисе?

- Оказался я в теннисе случайно. Начал играть поздно, в 25 лет. Но, правда, очень быстро прошел путь до приличного уровня и играл неплохо. По любителям был очень сильным. А потом так случилось, что я начал спарринговать с Андреем Чесноковым и подружился с его тренером. С их помощью я научился по-настоящему играть в теннис.

А дальше наступили 90-е годы, и я был вынужден зарабатывать на жизнь. И я начал давать уроки и зарабатывать на этом. И так получилось, что я стал старшим тренером детской спортивной школы "Спартак". И там я заметил Михаила Южного. Он был без тренера. Тренер не хотел с ним работать, поскольку у него был ярлык сумасшедшего. И я начал с ним работать. 

- В теннисном мире принято клевать тех, у кого нет спортивного профильного образования?

- Долгое время я был черной вороной в белой стае. Конечно, меня никто не воспринимал как тренера, смеялись. И даже когда Миша уже был в топ-50, ему через прессу рекомендовали сменить тренера. Сейчас эти вопросы уже не поднимаются.  

- Как вы начали работать с Александром Бубликом?

- Я уже много лет сотрудничаю с Казахстанской федерацией тенниса. А в 2019 году мне было предложено, помимо моей работы, поехать на несколько турниров в помощь ребятам, не только Александру. И на какие-то турниры я ездил с ними, в частности на турниры "Большого шлема". А дальше по инициативе Булата Джамитовича (Утемуратова) было обсуждение с Сашей, не стоит ли мне помогать ему на более долговременной основе.

Это обсуждение было в конце прошлого года, и мы пришли к полному согласию. И я провел с Сашей предсезонный сбор и был на двух турнирах. План у нас с Сашей есть, но как удастся его реализовать в нынешних условиях - мне трудно говорить. Работать с Александром мне интересно. Мне кажется, что и результаты этой работы уже есть. Считаю, что Саша во многом изменился. И я Александру сказал, что моя главная задача - сделать из него настоящего профессионала. 

- В этом году у Александра два знаковых достижения: он впервые выиграл турнир ATP и впервые вошел в топ-30 рейтинга. А отвечая на вопрос, что это для него значит, сказал, что была проделана хорошая работа. Как вы оцените два этих достижения?

- Я с ним полностью согласен. Вы понимаете, в истории с Южным я взял мальчика десяти лет, а с Сашей совсем другая история. Я с ним начал сотрудничать, когда он был в рейтинге 172-й. Сейчас есть определенные результаты, и это не благодаря мне, а благодаря прежде всего самому ему. Он меняется. На мой взгляд, меняется в лучшую сторону. Если процесс пойдет и дальше в правильном направлении, я думаю, тридцатка - это не предел.

- Когда Александр может войти в топ-10 и что ему для этого нужно?

- Вы знаете, я очень не люблю на эту тему говорить. Я всегда говорю в этой ситуации, что в теннисе первичным является уровень игры, рейтинг - это следствие, вторично. Если удастся выйти на определенный уровень игры, то результаты будут соответствующие. 

- Что вы видите в Александре, чем он отличается от других теннисистов?

- Каждый теннисист, достигший высокого уровня, - это индивидуальность. Причем, как правило, это сильный характер. Набор определенных черт, которых у большинства занимающихся теннисом просто нет. У Саши они свои, он очень талантливый. У него потрясающее чувство мяча. Он хорошо чувствует игру. Для своего роста Саша хорошо двигается, но мы работаем над тем, чтобы двигаться еще лучше. У него масса положительных качеств, которые способствуют его игре. Но, как и у всякого человека, у него есть и отрицательные качества, которые игре мешают. Наша задача - максимально поднять его положительные качества и приглушить отрицательные.  

- Эмоции, которые у Александра происходят во время матчей, от чего они случаются? Они помогают ему или вредят?

- Мы много на эту тему с ним говорим, бывает по-разному. Одно дело, когда это короткий выброс отрицательных эмоций, это помогает довольно часто. Но когда это происходит после каждого розыгрыша, когда идет постоянный разговор с самим собой, с тренером, с публикой, это мешает. Он это понимает.

Вот эти выбросы отрицательных эмоций - они напрямую связаны с уровнем игры. Чем лучше он будет играть, тем меньше будет отрицательных эмоций. Опять же, мы возвращаемся к тому, что нужно поднимать уровень игры.  

- Уже сегодня матч с Норвегией, у них в составе есть восьмая ракетка мира. Ко всему Каспер Рууд сейчас идет на серии из девяти побед в одиночках в Кубке Дэвиса. У Александра сейчас 0-3 с Руудом. Как ему обыграть звезду норвежского тенниса?

- Что нужно сделать - мы знаем. Как играть с Каспером Руудом - мы знаем. Но теннис - это единоборство, это не бег, когда ты зависишь только от себя, это не штанга и так далее. В теннисе ты играешь не со стенкой, а с противником, который при этом восьмой в мире и умеет играть в теннис.

Я тут могу только процитировать, что говорил в свое время Агасси. А он говорил следующее: "Когда я выхожу на матч, моя задача - выложить все то, что я на сегодняшний день могу. И если я после матча себе сказал, что я выложил все, что я мог, и этого хватило для выигрыша, то честь мне и хвала. А если я выложил все, что мог, но не смог выиграть, ну что делать, надо готовиться к следующему матчу". Моя и Александра задача - сделать так, чтобы он все выложил, что может, в эти два дня.   

- Вы наверняка следите за молодыми теннисистами из Казахстана. У кого-то из них есть перспективы вырасти в топ-теннисиста?

- Я видел не всех, хотя многих посмотрел. На данный момент я бы выделил трех казахстанских теннисистов. Это 16-летний Максим Батютенко. Я его отмечал и раньше. Далее 14-летний Зангар Нурланулы. Я с ним, кстати, встречался в январе в Москве, видел, как он играл на турнире. Общался с ним и с его папой, даже фото сделал на память.

Я его первый раз видел, когда ему было десять лет. Прогресс очень сильный, парень играет хорошо. И 14-летний Амир Омарханов. Я не так давно был в Караганде и даже провел с ним несколько тренировок вместе с его тренером Петром Нестеровым. Я его видел и раньше, когда он выиграл турнир в Москве. Мы даже с Михаилом Южным подарили ему ракетку тогда. Мне он очень понравился, прежде всего не игрой, а поведением на корте. Я слежу за ним уже несколько лет, он прибавляет, и надеюсь, что дальше будет прогрессировать. 

Напомним, сегодня, 4 марта, в Осло стартует противостояние Казахстана и Норвегии за выход в финальную часть Кубка Дэвиса, которая пройдет осенью. В первом матче, который начнется в 23:00 по времени Нур-Султана, сыграют Михаил Кукушкин и звезда норвежского тенниса Каспер Рууд, а затем на корт выйдут Александр Бублик и Виктор Дурасович.

Во второй день, 5 марта, в 19:00 начнут Андрей Голубев и Александр Недовесов против Каспера Рууда и Виктора Дурасовича. Затем должны сыграть Бублик и Рууд, а также Кукушкин и Дурасович.

Фото: КТФ. Андрей Ударцев©

"Он безусловный фаворит, но я уже обыгрывал игроков из топ-10". Кукушкин - о матче с Норвегией в Кубке Дэвиса

"Жить в реальности? Это скучно!". Александр Бублик - о победном турнире ATP, топ-30 и самом плохом в теннисе

"Наши ребята все готовы". Юрий Щукин - о противостоянии сборной Казахстана с Норвегией в Кубке Дэвиса

Новости