Казахстанская спортсменка Аида Сатыбалдинова только начинает карьеру на профессиональном ринге в США, а в ней уже нашли схожие черты с именитым соотечественником Геннадием Головкиным. Подробнее о целях и проблемах отечественной девушки-боксера - в материале корреспондента Vesti.kz.
Успешный дебют в США, отличные перспективы и желание побеждать... О таком может мечтать любой спортсмен. Но, как оказалось, не все так безоблачно. Первым "тревогу забил" президент Федерации профессионального бокса Казахстана Ерлан Бекхожин, который рассказал, что девушка испытывает финансовые проблемы.
"Аида поехала в США с небольшой суммой денег. Всех тонкостей профессионального бокса она не знает. Практически весь свой бюджет потратила на аренду жилья. Ей предложили кабальный контракт - она не согласилась с его условиями. Но американцы заинтересованы в работе с ней. Со мной связался ее первый тренер и попросил поддержать ее", - рассказал Бекхожин.
Из тяжелой атлетики в профи-бокс
Первый тренер спортсменки Ербол Бермухамедов, в свою очередь, решил начать повествование о Сатыбалдиновой с ее первых дней в боксе. По его словам, девушка уже в этом году может стать чемпионкой мира среди профессионалов.
"Аида начинала спортивный путь как тяжелоатлет. После окончания обучения в спортинтернате она переехала в Астану и начала работу в фитнес-зале. А я в это время набирал на "Астана Арене" в секцию бокса. И она пришла в секцию - был учебный 2012/2013 год. Я присмотрелся - девушка волевая. Говорит, хочу заниматься боксом.
Подумал, что данные у нее есть, можно попробовать серьезно заняться боксом. Она "загорелась". Полгода я готовил ее к соревнованиям. Сам я работаю тренером в Целиноградском районе Акмолинской области. Я ей посоветовал перейти в столичную федерацию. К тренеру Болату Мамырбаеву.
Год она еще потренировалась и поехала на чемпионат Казахстана - заняла третье место. Но любительская карьера в дальнейшем у нее не сложилась. Наверное, она ей не подходит... Соперницы "убегали" от нее, набирали очки и выигрывали. Но она продолжала тренироваться. Четыре года занималась и решила продолжить карьеру среди профессионалов.
Нашла промоутера и отправила видео боев в Америку. Ей дали "добро", сказали - приезжай. Это было в прошлом году. Она собрала деньги и поехала. Ей как новичку предложили контракт. Но он такой, что его нет смысла подписывать. Допустим, через полгода она станет чемпионом мира, но будет получать, как новичок. Аида уже дебютировала в США и выиграла поединок у соперницы, у которой до их встречи было четыре победы. И не было поражений.
Аиде говорят, что она может уже в этом году выйти на бой за звание чемпионки мира. После того как станет чемпионкой, один бой проведем в Астане. Защиту титула. Но проблема в чем... Она взяла с собой две тысячи долларов, Америку совсем не знает. Нашла дорогое жилье и тысячу долларов сразу потратила. Я у нее поинтересовался насчет зарплаты. Она сказала, что ничего не получает. Я заинтересовался. Аида объяснила ситуацию", - поделился тренер.
Бермухамедов рассказал, что отправляет девушке по 50 долларов два раза в неделю.
"Буду помогать ей до конца. Говорит, поднимусь в рейтинге и контракт подпишу. По-любому", - констатировал специалист.
США и спарринг
За подробностями ситуации мы обратились к самой спортсменке. Бывшая тяжелоатлетка с выбранного пути сходить не собирается.
- Аида, говорят, что Вы сами решили поехать в США и, так сказать, не угадали с промоутерами. Как все на самом деле?
- Да, я сама решила уехать в США, так как в Казахстане нет женского профи-бокса. И не то что не угадала с промоутерами... Сейчас у меня есть отличные тренеры и консультанты, которые помогают мне. Каждый промоутер ищет себе хорошего бойца, на котором можно сделать деньги. Но я приехала сюда не вхолостую, чтобы на мне делали деньги.
Я могла заработать копейки и вернуться ни с чем в Казахстан. Поэтому сейчас я не подписывала никакого контракта, так как минимум тут подписывают контракт на три-четыре года. Не хочется быть рабом. Поэтому я и моя команда ждем хорошего предложения, чтобы не прогореть с выбором.
- Ваш первый тренер говорит, что у Вас непростая финансовая ситуация. Так ли это?
- Да, конечно. Я из очень обычной семьи, где меня воспитывал и растил с десяти лет дедушка. Поэтому прежде, чем сюда приехать, я как лошадь пахала на трех работах и собирала деньги на проживание и поездку. Понимала, что мне надеяться не на кого и свой путь я должна продолжить сама. Подкопив немного денег, я все-таки решилась приехать сюда практически вслепую. Не зная, куда еду и к кому еду... Был план таков: по приезде посмотрю все залы, пройдусь по ним и скажу, что я боксер из Казахстана, который хочет боксировать по профи-боксу. Мол, устройте мне спарринг и посмотрите.
Что, в принципе, и произошло. По приезде я связалась с Родни Круз-Хантом. Он помогал многим боксерам, а также нашему Бейбуту Шуменову. Я связалась с ним, сказала, что я боксер и хочу серьезно боксировать. Он сказал "Ок". Нужно посмотреть на тебя в деле. В пятницу он меня повез в зал и устроил спарринг. Он понимающе сказал: "Я понимаю, ты только прилетела, есть разница во времени и акклиматизация, но нам нужно посмотреть на тебя". Я ответила: "Хорошо". Провела спарринг. Он сказал, что у меня хорошие данные, но нужно еще поработать и придать американский стиль.
- Прошло больше двух месяцев. Как удается покрывать бытовые расходы? Кто оплачивает услуги команды?
- По приезде я жила и оплачивала жилье. Но сейчас решился вопрос с жильем в лучшую строну. На прежнем месте, где я жила, хозяева небольшого хостела решили открыть еще один корпус. Это коттеджного типа дом, где сдаются комнаты. И мне предложили там жить бесплатно, как администратору. Моя работа заключается в том, что я заселяю людей, беру оплату, показываю дом и так далее. Почему предложили мне? Посчитали, что я серьезная девушка и мне можно доверять. Конечно, мне это приятно, что совсем чужие люди доверяют мне и помогают мне на совсем чужой земле.
За зал пока плачу сама. Мне помогает, как может, Ербол Болатович Бермухамедов. Это мой тренер, у которого я начинала тренироваться. Очень ему благодарна за это. Поэтому пока как-то так. Но надеюсь и думаю, со временем все наладится.
- А как у Вас с языковым барьером?
- Нет барьера. Я не стесняюсь говорить, потому что понимаю - мне нужно говорить. Я ходила на курсы английского языка в Астане, но понимаю, что знаю его не в совершенстве. Но все равно стараюсь. Другого выхода нет.
Ради своей мечты и своей цели готова пройти все трудности, стать первой казашкой в профи-боксе и вписать свое имя в историю.
Соперница испугалась проиграть
- А какая ситуация с организацией боев? Есть варианты?
- Знаете, я готовилась к бою, который должен был состояться 2 февраля. Должна была драться с Лизой Портер. Но нам сообщили, что боя не будет, так как она боится. Представители ее команды были в зале, где я провожу спарринги каждое воскресенье, и они ей сообщили, что я бьющая и со мной лучше не связываться. После чего она отказалась от боя.
- Аида, Вы тяжелоатлет в прошлом, но почему появилось желание боксировать?
- Тяжелой атлетикой я начала заниматься с 13 лет. Мне с детства хотелось достичь чего-то в этой жизни. И чтобы мой дедушка мной гордился, я решила записаться на тяжелую атлетику в родном городе Кокшетау. Я влюбилась в этот вид спорта, скорее всего, из-за наставника Оздоева Батырбека Магамедовича. Он мне как родной отец.
Я всегда мечтала о крупной победе, стать чемпионкой мира, чтобы весь мир узнал обо мне. А в бокс попала, можно сказать, случайно. Подруга позвала в секцию бокса, и там я влюбилась в этот спорт.
- Вы провели бой с соперницей, которая выиграла четыре боя. Расскажите об этом поединке?
- Да, это произошло почти сразу, как я приехала. Моя команда под руководством основного тренера Хорке Диаса и консультанта Родни Круз-Ханта решила подавать заявки на любые бои, которые тут будут проводиться. Одним из них стал вечер бокса 8 декабря. Мне поступило предложение выступить, и я согласилась. Мы не знали соперницу. По приезде Родни сказал, что у нее четыре победы и нет поражений, поэтому надо работать очень жестко.
С первого раунда я начала это делать и поняла, что она "сломалась" - подломилась психологически после моего прессинга и пары пропущенных тяжелых ударов. Оставалось только доработать.
- Наверное, все-таки база тяжелоатлета сказывается...
- Да, конечно, тяжелая атлетика дала мне хорошую базу. И я являюсь единственной, кто смог связать тяжелую атлетику и бокс. А ведь считается, что эти два вида спорта несовместимы.
- Аида, выходит, Вы работаете параллельно с тренировками?
- Нет. Я не имею права тут работать, у меня туристическая виза. В США законы жесткие, и я нарушать их не хочу. Если честно, за этот месяц пока еще не знаю, как буду оплачивать зал. Примерно 130 долларов. Следующий бой мне нужно оплачивать самой. Тут все бои поначалу приходится оплачивать самой, если нет контракта.
- А сколько стоит сменить визу на рабочую?
- Шесть тысяч долларов. Кстати, насчет боя, который должен был состояться... Это была хорошая возможность не платить за бой, потому что меня подобрали как оппонента, который должен был проиграть. Но после того как они узнали, что, возможно, не получится выиграть, расторгли контракт.
- А если говорить о предложенных контрактах. Вы говорите, они рабские, в чем это выражается?
- Женский бокс - это немного другое. Для мужчин, ведь мужской бокс очень развит. Сейчас у меня нет никаких предложений о контракте. Были лишь словесные предложения. Но как только будет все конкретно, на бумаге, тогда мы рассмотрим их и подпишем. Меня тут еще никто не знает, и как только будут бои, тогда и будут поступать хорошие контракты.
- А Вы не искали поддержки среди соотечественников-боксеров?
- Все знают, что я в Штатах. Общаюсь с нашими ребятами... С Мадияром Ашкеевым, Мейиримом Нурсултановым. Они помогают мне тем, что подсказывают, что-то объясняют, но, опять же, женский бокс отличается от мужского, поэтому помочь мне ничем не могут. Конечно, буду рада, если Казахстан хоть чем-то поможет.
- Аида, я не могу не уточнить. Получается, Вы подрабатываете, но не получаете зарплату. И живете в США на деньги, которые скопили еще в Казахстане.
- Я не работаю в Штатах и не подрабатываю нигде. Я не имею на это права. Я уважаю законы США, и не хочу их нарушать, так как являюсь серьезным спортсменом, представляющим наш Казахстан. Деньги, которые скопила, давно закончились. Это Америка, и тут все дорого. Кто как может, тот так и помогает. Отправляет деньги тренер, подруга закидывала 100 долларов. Приходится экономить. До зала для тренировок добираюсь два часа, потому что на метро сначала еду, потом на автобусе. Такси позволить себе не могу.
- Это может сказаться на Вашем здоровье.
- Сейчас я не думаю о своем здоровье. Родные и близкие тоже говорят: береги здоровье. Но у меня не то положение сейчас, чтобы я себя жалела. Мне нужно идти вперед, как бы тяжело мне ни было. И дойду ли я одна или с теми, кто меня поддержит и поможет, это неважно. Я все равно пойду до конца.
- Вы опубликовали фото с Фредди Роучем. Вы тренировались в его зале?
- Основные тренировки я провожу в зале Flash boxing gym. На спарринги каждое воскресенье выезжаем в зал Outlaws boxing gym. Также ездили на спарринги в зал Фредди Роуча. Мне сказали, что периодически будем туда ездить, если нам сообщат о хороших соперницах.
- Вы только начали свой путь, а Вас уже сравнили с Головкиным...
- Это не я себя сравнила с ним, меня с ним сравнили из-за силы удара. Когда увидели во время спарринга, как я бью, сказали, что сила, как у нашего Геннадия (улыбается).
Реквизиты Аиды Сатыбалдиновой (Aida Satybaldinova):
Номер карты QazKom - 4003 0327 2837 7518 (пополнение в долларах);
Номер карты Wells Fargo - 4342 5628 5546 0083.
Фото из личного архива Аиды Сатыбалдиновой.
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!