Чему учит "Школа"?
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка, общественный деятель, телеведущий, писатель и политик Павел Астахов родился в Москве 8 сентября1966 года. В 1991 году окончил высшую школу КГБ СССР. С 1994 года - адвокат московской городской коллегии адвокатов. Член парижской ассоциации адвокатов, европейского (Брюссельского) арбитражного и медиационного суда. Член комиссии общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации. Доктор юридических наук. Среди клиентов Астахова были американский гражданин Эдмонд Поуп, Владимир Гусинский, мэр Москвы Юрий Лужков, семья нобелевского лауреата Льва Ландау, маэстро Владимир Спиваков, певица Елена Образцова, председатель счетной палаты России Сергей Степашин и другие. Астахов - ведущий телепрограмм "Час суда", "Три угла с Павлом Астаховым" на телеканале Ren-TV, "Дело Астахова" на телеканале Домашний. Автор серии адвокатских романов, среди которых роман "Рейдер", "Мэр", "Шпион", "Продюсер" и "Квартира", а также ряда книг по антикризисной тематике и вопросам, связанным с правовым просвещением детей. Астахов владеет шведским, испанским, французским и английским зыками. Обладает энциклопедическими знаниями. Увлекается охотой, спортивной стрельбой, боксом, коллекционированием линз. Ценит в людях честность, порядочность и принципиальность. Верит в настоящую дружбу и любовь. Женат, имеет трех сыновей. Все вопросы были переадресованы Павлу Астахову...
2 июня 2010 15:52
Ссылки по теме
- Режиссер "Школы" заявила об алкогольном отравлении
- Звезды "Школы" вступились за свой сериал
- "Первый канал" отказался от второго сезона сериала "Школа"
- Съемки "Школы" разрешил московский департамент образования
- Медики увидели в сериале "Школа" угрозу детской психике
- Департамент образования Москвы раскритиковал "Школу"
В прошлом году в нашей стране убито почти две тысячи детей. Столько же погибло, по данным ГИБДД, в ДТП. Примерно столько же погибло от бытовых травм, несчастных случаев, суицидов. О последних - не принято говорить, но их очень много. Особенно среди подростков. По официальной статистике МВД, в прошлом году 108 тысяч преступлений совершены против детей. Из них 65 тысяч - насильственного характера. Вспомним случай в Челябинске, когда пятилетнего ребенка отчим насмерть забил в детской кроватке. Таких детей надо вовремя спасать. Что касается изъятия, закон четко говорит: ребенка можно и должны забрать из семьи, только если его жизни и здоровью угрожает опасность. Детское неблагополучие не возникает из ниоткуда. К примеру, распадается семья, из нее уходит отец - зачастую после рождения ребенка-инвалида. Это трагедия для матери, тут может быть все что угодно - и уход в алкоголь, и наркотики… В каждом районе нужны "кризисные" семейные центры, которых сейчас остро не хватает. Я видел один такой в Екатеринбурге, мать может прийти туда с детьми в случае семейной драмы, даже пожить до полугода, если, например, муж дома бесчинствует.
Вопрос приоритета прав ребенка закреплен в Конвенции ООН о правах ребенка. Однако мы должны помнить, что наша задача делать все для того, чтобы дети росли в семье. Поэтому изъятие детей из семьи должно происходить только в самых крайних случаях, когда речь идет об угрозе жизни и здоровью детей. Сколько крика подняли, когда у Веры Камкиной в Санкт-Петербурге отобрали четверых детей якобы из-за бедности! А она два года сама писала заявления: заберите их в детдом. Это не бедность, это лень! Я просил лично: не лишайте ее родительских прав. Сейчас ее в правах ограничили. Но я ее предупредил: "Вера, ты тоже должна постараться". Спрашиваю: что умеешь делать? Ну, говорит, училась на швею-мотористку. Мои сотрудники купили ей швейную машинку. Я вот, например, будучи студентом, сшил своему сыну джинсовый костюмчик - мне было интересно, я и сделал. Почему она не может? Конечно, если мать уклоняется от исполнения своих обязанностей, ничего не хочет делать, чтобы измениться самой, то изъятие ребенка становится порой единственно верным решением, несмотря на то, что с одной стороны права матери на воспитание ребенка ущемляются. Точнее она сама лишает себя такого права. И таких случаев очень много.
По Семейному кодексу у отца и матери равные права на ребенка: кто первый взял его, тот и прав. Суды, к сожалению, не имеют достаточного арсенала средств, чтобы решать такие вопросы обстоятельно. Сегодня иски о расторжении брака, об имуществе и об определении места жительства ребенка не связаны между собой. Их нужно рассматривать в комплексе, так делается во всем цивилизованном мире. Надо законодательно установить, чтобы судьи сразу решали, с кем остается ребенок. Об этом мы говорили с председателем Верховного суда РФ и о том, что нужно проводить пленумы по семейным спорам - последний раз такой проводился в 90-х годах. Законы требуют уточнений и дополнений. При этом, конечно, важно при решении вопроса об определении места жительства ребенка при разводе родителей учитывать мнение самого ребенка. К сожалению, в этих сложных делах, судьи зачастую руководствуются иными соображениями, нежели права и интересы конкретного ребенка. Я знаю случаи, когда один и тот же судья в течение месяца принимал противоположное решение - сначала оставлял ребенка с матерью, а потом, ссылаясь на то, что она ведет асоциальный образ жизни, принимал решение о передаче ребенка отцу… В случаях так называемых "громких" разводов, когда отец ребенка, как правило, оказывается гораздо более состоятельным и влиятельным, нежели мать, говорить о торжестве справедливости почти не приходится…
Я всегда говорил, что халатность в отношении детей недопустима ни со стороны родителей, ни со стороны учителей, воспитателей или чиновников. Наше невнимание порой приводит к непоправимым последствиям, а ведь некоторые дети, особенно дети группы риска, "государственные" дети, находящиеся в учреждениях, просто не могут самостоятельно принимать решения и целиком и полностью зависят от окружающих их взрослых. Вспомним недавний случай, когда трое маленьких детей мал мала меньше ушли гулять на реку и утонули. Кто виноват? Тот, кто оставил трех-пятилетних детей дома одних или те, кто, увидев малышей, направляющихся к реке, не остановил их и не принял меры? Виноваты все! Почему продавец в магазине, которую опрашивает следователь, сообщает, что накануне в магазин зашел подозрительного вида мужчина с девочкой, чтобы купить конфет, и ничего не предпринимает? Она даже не спрашивает, его ли это ребенок? На другой день тело девочки со следами насильственной смерти находят за углом в гаражах. Это равнодушие общества к самим же себе. И это отношение нужно менять.
Каждый ребенок имеет право на защиту от злоупотребления родительскими правами. Я бы не хотел сейчас серьезно разворачивать дискуссию о том, насколько наши родители злоупотребляют своими правами. Насколько они имеют право выбирать средства воспитания... Конечно, не должно быть жестокого обращения. Иногда слышу упреки: вот, Астахов запрещает даже шлепать детей. Мы не в Великобритании, которая принимает два закона по поводу того, что считать шлепком, какова должна быть его сила... Мы до этого уровня еще не доросли.
В данной ситуации рекомендую папе обратиться в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства с обращением о проведении профилактической работы в период, когда мама длительное время злоупотребляет спиртными напитками. В случае, если мать не исправит поведение, то у отца будет подтверждение, что в отношении ребенка необходимо решать вопрос об изменении места и проживания с отцом. Данный вопрос решается в судебном порядке, однако в суд должны быть представлены документы подтверждающие, что ранее установленный судом порядок проживания действительно требует изменения, в связи с вновь открывшимися обстоятельствами.
В УК РФ не предусмотрена ответственность за намерения сделать аборт.
В данной ситуации возможно обратиться в центр медико-психолого-социального сопровождения с просьбой понаблюдать ребенка, в связи со сложной психологической обстановкой дома. Специалисты центра могут выяснить состояние ребенка, в случае если будет установлено, что ребенку необходимо больше времени проводить с отцом, Вы можете изменить ранее установленный судом порядок общения, так же в судебном порядке.
Очень важно, чтобы дети знали о своих правах и могли ими пользоваться в случае необходимости. Поэтому правовое просвещение детей - одно из приоритетных направлений в моей работе. Сегодня в некоторых школах действуют школьные уполномоченные по правам участников образовательного процесса, так называемые школьные омбудсманы. Этот институт довольно новый, но он уже успел зарекомендовать себя во многих школах. Ребенку гораздо удобнее и проще в случае возникновения конфликтной ситуации обратиться за помощью к человеку, которого он знает, которому доверяет, чем к некому мифическому дяде или тете из опеки или милиции. Например, в Москве в школе № 975 создан совет самоуправления, которым руководит школьный уполномоченный. Все свои проблемы ребята решают на коллективном собрании. Уполномоченный лично знает каждого ученика школы и порой предупреждает конфликтные ситуации в коллективе.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, ребенок не достигший возраста 18 лет находится на полном попечении родителей. Принцип ответственности родителей за воспитание детей также закреплен в Конвенции ООН "О правах ребенка". В ней провозглашено, что родители несут основную ответственность по воспитанию и обеспечению интересов ребенка, которые и должны являться основной заботой родителей. В случае, если ребенок достиг возраста, когда ввиду гормональных особенностей, ему требуется особое внимание со стороны родителей, понимание и участие в судьбе, родителю важно проявить терпение. Но если со стороны родителя предпринимаются все усилия для налаживания отношений с ребенком, но не удается их наладить. Рекомендую обратиться за помощью к специалистам центра медико-психолого-социального сопровождения по месту жительства с целью налаживания родительско-детских отношений. Как правило, отсутствие взаимопонимания между родителями и подростками - это продукт неправильного воспитания родителями детей в более раннем возрасте.
Сериал "Школа" вскрывает недостатки современной школы, которые надо открыто обсуждать.Фильм заставил многих школьников посмотреть на себя со стороны. Сериал близок к реальности, но показывает "полуправду" и, к сожалению, отражает только негативные стороны школьной жизни. Мне кажется, в сегодняшней школе происходит много интересного, что можно было бы отразить в фильме. Мои дети, в силу своей занятости, вообще не смотрят телевизор. Как любой родитель, я бы не рекомендовал детям смотреть многие телепрограммы и фильмы, может быть за исключением некоторых образовательных и культурных проектов.
На сегодняшний день единственными моими клиентами являются дети, правда, их почти 27 миллионов. Поэтому я не имею права, да и не хотел бы отказывать ни одному ребенку, оказавшемуся в трудной ситуации. Каждый ребенок должен знать, что, оказавшись в сложной жизненной ситуации, он в любой момент может обратиться за помощью ко мне или моим многочисленным представителям регионах и получить квалифицированную помощь и поддержку.
Что касается несовершеннолетних правонарушителей, то, безусловно, как и любые граждане, независимо от возраста, они должны нести полную ответственность за свои действия. Однако здесь уместно вспомнить о ювенальных технологиях и специализированных составах судей, которые занимаются такими делами. Ребенок в 12-13 лет совершает преступление, но он не подлежит уголовной ответственности. Судопроизводство в отношении несовершеннолетних - совершенно особый случай. Я уверен, что судья, который позавчера слушал дело о разделе имущества, вчера - о возмещении морального вреда, а сегодня решает судьбу оступившегося подростка, не должен заниматься всеми этими делами параллельно. Здесь должны работать и специально обученные судьи, социальные работники и психологи. Делать все, чтобы, раз оступившись, он не стал преступником-рецидивистом. Ведь есть дети, которые не понимают, что совершили преступление. Такими детьми нужно заниматься.