«Я умею отдыхать весело» / Борьба

     «Кто не курит и не пьет, результата не дает», – смеется бронзовый призер Пекинской Олимпиады, тяжеловес­вольник Марид Муталимов. И тут же уточняет: «Вы только буквально не воспринимайте. Я имею в виду, что иногда надо отвлекаться от спорта. Переключать внимание на что­то другое. Отдыхать. Тогда никакими нагрузками тебя не сломить. Я люблю весело провести время, когда выпадает такая возможность».

     После Олимпийских игр Марид Муталимов получил квартиру в Актау, где второй год тренируется под присмотром бронзового призера чемпионата мира-2005 Магомеда Куруглиева. Теперь он живет там вместе с женой и маленьким сыном. Они часто вместе ездят в гости к своим родителям, которые остались в родном Дагестане.
     Марид – один из сильнейших вольников мира. У него экономическое образование и легкий характер. Он человек общительный, жизнерадостный. «И очень порядочный», – добавляет главный тренер национальной сборной по вольной борьбе Малик Надирбеков.
     Мы пообщались с Маридом после возвращения команды из Тегерана с дебютного для нее Кубка мира, где Казахстан занял четвертое место. Огромная доля заслуг в этом результате принадлежит Мариду Муталимову. Исход матчевых встреч с командами Украины и Узбекистана решался в заключительных поединках тяжеловесов. И наш борец дважды одержал победы. Однако, вспомнив, как прямо перед Олимпиадой мы потеряли нашего греко­римского тяжа, серебряного призера Афин Георгия Цурцумия, который объявил об уходе из спорта, разговор начался с планов Марида на ближайшее будущее.
     – Как долго еще планируете бороться?
     – Я задумываюсь об окончании спортивной карьеры, но когда точно это произойдет, пока не знаю. Сейчас могу сказать, что буду готовиться к чемпионату мира, и на следующий год хочу выступить на Азиатских играх. После этого точно приму решение, как быть дальше.
     – От чего будет зависеть ваше решение?
     – Мне 29 лет – уже неудобно проигрывать молодым. А молодежь догоняет. Не здесь – за рубежом. Россияне, грузины, украинцы… Быть чемпионом Казахстана и ездить на международные соревнования, чтобы проигрывать. Люди же видят. Надо уметь вовремя уйти.
     – Держите в памяти свои поражения?
     – Последнюю Олимпиаду помню очень хорошо. Как проиграл россиянину Бахтияру Ахмедову за выход в финал. Он мой друг, мы в одном зале тренируемся, детально знали все друг о друге. Очень обидно.
     – Что произошло в той схватке?
     – Даже вспоминать не хочу. Я сам был виноват. Проспал момент. Улетел на бросок и не пришел в себя. В первые минуты, еще там на ковре, воспринял это не так остро. Когда схватка закончилась, мы обнялись и пожали друг другу руки. Уже за пределами ковра, когда анализировал этот поединок, мне стало очень тяжело. Впереди оставался матч за третье место. И я постарался настроиться на него.
     – Хорошо настроились. Судя по счету, вы были вдвое сильнее иранца.
     – Мне было некуда деваться. Я был четвертым на прошлой Олимпиаде в Греции. Проиграл поединок за «бронзу» и в последний момент остался без медали. Вот самое обидное поражение. Мелькнула мысль: неужели опять четвертое место? И я сказал себе: или сейчас, или никогда. Своему сопернику Масуми Валади Фардину из Ирана до той схватки я четыре раза подряд проигрывал на чемпионатах Азии и Азиатских играх. Вспомнил все это. Такой злой сам на себя стал. У нас был счет 8:2, потом стал 9:4. Нельзя сказать, что схватка складывалась очень тяжело. Или он перегорел, или действительно я так настроился.
     – Где эта медаль сейчас?
     – Я подарил ее отцу, своему главному болельщику. Он вообще фанат спорта, но в еще большей степени мой личный фанат. Он привел меня на борьбу. Каждый день ходил со мной на тренировки. Ездил на соревнования. Даже на Олимпиаду в Афины ко мне приехал. Я проиграл. Отец сказал: «Оттого что я в зале, тебе не везет». И в Пекин со мной не поехал.
     – Вы сразу сообщили ему радостную новость?
     – Не я сообщил. Первыми в Махачкалу позвонили мои друзья. Позже дома посмотрели мое выступление по телевизору. Его показывали в записи.
     – Стоя на пьедестале, не было мысли, что все, достаточно борьбы, можно отдыхать?
     – Наоборот, тогда я подумал, что надо остаться еще как минимум на год. Я дважды был чемпионом Азии, стал призером Олимпийских игр. А вот медали чемпионата мира у меня нет. Моя цель – это исправить.
     – Бывает, что устаете от борьбы?
     – Я – нет. Люди все разные. Есть такие, кто полностью зациклен на спорте. Возможно, им бывает тяжело. У меня по-другому. Я люблю и отдохнуть, и повеселиться, и в клубе потанцевать. Футбол очень люблю. Как самому поиграть, так и сходить на интересный матч. Ставки в букмекерской конторе делаю. Я очень азартный человек. Мне все интересно. Три года назад женился. За два месяца до Олимпиады родился сын. Сейчас ему восемь месяцев.
     – Как чувствуете себя в роли отца?
     – Вообще­то пока никак. Я своего ребенка еще нормально и не видел. Но когда бываю дома, чувствую, как набираюсь положительной энергии. Более спокойным становлюсь, хозяйственным. Семья сейчас в Дагестане. С нетерпением жду встречи.
     – Поделитесь своим мнением – с чем связан взлет результатов в вольной борьбе?
     – Я могу только за себя сказать и за Таймураза Тигиева, серебряного призера Олимпиады. К выступлению в Пекине мы почти год готовились отдельно от сборной. В горах во Владикавказе. Нас отпустили, потому что в тяжелых весах здесь нет спарринг-партнеров, а там была полноценная нагрузка. К олимпийским соревнованиям мы подошли на пике своей формы.
     – Когда Тигиев проиграл в финале, пошли разговоры, что это не случайно. Что он поддался россиянину, потому что сам из России…
     – Неправда это все. Если ты перешел в другую команду, ты выступаешь за эту страну. Все. Так говорили не только о Тигиеве, но и обо мне тоже, когда я проиграл за выход в финал. Неприятно такое слышать. Как может спортсмен, который тренируется всю жизнь, вдруг взять и продать схватку на Олимпиаде? Да мне хоть десять миллионов долларов предложи, не продал бы. Я двадцать лет к этому шел. Сколько травм перенес. Я знаю, как переживали за меня мои родители, мои друзья. Как это отдать?..
     – На прошедшем Кубке мира вы сыграли решающую роль в результате команды. Чувство ответственности сильно давило?
     – Чувствовал, конечно, но особо страшно не было. Украинца я знал. Он хороший парень, призер чемпионата мира. И узбека знал. С Азербайджаном у нас счет получился разгромный – 1:6, но на самом деле все боролись очень хорошо. Я тоже проиграл, но этот поединок уже ничего не решал.
     – Как травму получили?
     – В матче за третье место с россиянином Аланом Дзампаевым. Этот поединок тоже ничего уже не решал, мы проигрывали 0:6. Я сделал неудачный проход в ноги, ударился об колено и сломал нос. Пять швов наложили. Но еще надо операцию делать. Дышать сложно. Теперь вот не знаю, успею ли восстановиться к чемпионату Азии. Но в любом случае, как я уже говорил, моя главная цель сейчас – чемпионат мира.

Автор: Юлия КопцеваИсточник: Известия Казахстан (www.izvestia.kz)  

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Метки:
Новости