- В этом году идет предварительный отбор, а окончательный отбор пройдет в следующем году в феврале, – рассказывает старший наставник. - Потому что юноши это не взрослые команды, которые год-два тренируются перед главным стартом. У нас здесь ограниченный возраст. Пара лет и эти юноши перейдут в другую возрастную группу.
- Что вы для себя отметили на этом турнире?
- Здесь я уже сделал предварительный отбор перед юношеским чемпионатом мира, который пройдет в следующем году. После этого отбора у нас уже начинается целенаправленная подготовка. За эти 8-9 месяцев мы должны поработать над физическим, техническим и психологическим состоянием наших атлетов. Это плановая подготовка.
- Что вы можете сказать о новом поколении юношей?
- Эти возраста сейчас показывают хорошую борьбу. Они все живые. Если внимательно сделать разрез по областям, то можно убедиться, что некоторые области даже перестали признавать лидеров-областей. То есть конкуренция ужесточилась. Все хотят быть чемпионами. Старание, стремление к победе стимулируют развитие греко-римской борьбы по всей стране.
- Возможно, и популяризация борьбы сильно повлияла на их мировоззрение, готовность?
- Да, вполне возможно, эти юноши в этом году Олимпиаду посмотрели. Видели своих старших по возрасту ребят, которые в Сингапуре натворили чудо. Один стал чемпионом, а другой призером. У них появился внутренний стимул, что и они могут стать такими же. Они тоже могут добиться таких же результатов. Это в основном главный критерий.
- Что можете сказать о проходящем годе?
- В этом году мы уже твердо утвердились и в мировом плане. Лет пять Казахстан почти лидирует на азиатском континенте – по крайней мере, из тройки не выходит. Мы четыре раза становились чемпионами Азии.
- Но с другой стороны поколение юношей очень быстро меняется, верно?
- Да, поколения юношей не стабильные. Постоянно занимать первые места невозможно, поскольку некоторые возраста попадаются талантливые, а некоторые не совсем. Из-за этого иногда наблюдаются определенные скачки. А в целом, казахстанцы готовы биться за золотые места.
- Олимпиада дала нашим борцам много опыта…
- Конечно, я уже лет 10 работаю с юношами, и за этот период наши ребята практически не сталкивались на ковре с европейцами или латиноамериканцами. За десять лет мы впервые столкнулись с ними именно на этих Олимпийских играх. По общим результатам мы поняли, что в мире никому не уступаем. Все убедились, кто такие казахстанцы. И они понимают, что это серьезные соперники.
- О возобновлении проведения мировых кадетских первенств ходило много разговоров. Все-таки решили проводить чемпионат?
- Да, по решению ФИЛА со следующего года начинается чемпионат мира. И к нему мы уже должны тщательно подготовиться. Там должны завоевать призовые места. Сейчас сложно назвать, сколько наград мы там хотим завоевать. Моя задача – хорошо подготовить их. Главное, чтобы они достойно защищали честь на мировых аренах. И как сложится их удача, покажет ковер.
- Можно ли сказать, что в отличие от взрослых юноши борются не стабильно?
- Не согласен, ведь есть юноши, которые борются уверенно. Но есть и те, которые хоть и борются агрессивно, не могут правильно распределить свои силы, и поэтому полностью выдыхаются к концу схватки. А когда человек устает, он теряет контроль над собой, из-за чего происходят ошибки. Если бы они не уставали за эти три периода, то боролись бы стабильно. Они же совершенствуются. Они познают самих себя. Ребята не машины, так что где-то их надо придержать, где-то им следует включаться. Вот этих острых моментов у детей много, они ведь молодые. А более взрослые борцы они уже источают стабильность. Вплоть до каждой минуты свободно рассчитывают свои силы. Тренеры учат, и юноши безоговорочно эти приемы выполняют. Видите на этих соревнованиях, они не боятся делать мощнейшие приемы. Зрелищности здесь даже больше чем у взрослых.
- А почему на турнире не видно призеров Олимпиады Кандыбаева и Баймагамбетова? Куда пропал Жасулан Омурзаков?
- С окончанием Олимпиады они уже перешли в «молодежку». Юношеский сезон они отборолись, теперь им предстоят схватки среди юниоров.
- Вы этих ребят хорошо знаете. Как они адаптируются к новой возрастной среде?
- У нас кто с юношей приходит в молодежку, хорошо адаптируются. Например, Артур Умбеткалиев – отлично себя продемонстрировал на молодежных состязаниях. Юниоры - тоже ограниченный возраст. Все что берут в юношеском возрасте, на «молодежке» это оттачивают. Если брать юношей, молодежь и взрослых, то эти три возраста плотно взаимосвязаны. Если у юноши хромает база приемов и тренеры в «молодежке» не поработают над ним, то во взрослую борьбу он придет с пробелами и хорошего результата уже не покажет. Отличный пример – бронзовые призеры мира-2010 Нурмахан Тыналиев (120 кг) и Алмат Кебиспаев (60 кг) – они когда-то тоже были юношами. С этими ребятами я сам работал, видел, как они учились. За эти 8-10 лет они повзрослели и утвердились во взрослой борьбе. Все это за счет крепкой работы во всех возрастах над этими ребятами. Нельзя упускать талантливую молодежь, иначе во взрослой борьбе у нас не будет достойных претендентов на мировые награды.
- Является ли турнир Байсеитова в этом году последним для юношей?
- Этот турнир не последний старт для кадетов. В этом году в октябре нас ждет международный турнир на призы трехкратного олимпийского чемпиона Александра Карелина. На «карелинском» турнире как раз и будут бороться победители турнира Байсеитова. Туда мы отправим наши первые номера.
- Благодарю за беседу.
Данияр Еникеев. Источник: Федерация греко-римской, вольной и женской борьбы РК
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!