Работы у «Динамо» достаточно!
Сегодня у нас в гостях заслуженный тренер РК, заместитель председателя городского спортивного общества «Динамо» и одновременно вице-президент Федерации дзюдо РК Манарбек Таутанов. О деятельности «Динамо», планах Федерации дзюдо на будущее и о многом другом рассказал нашим читателям Манарбек Таутанов.
— Каковы основные направления в деятельности общества «Динамо»?
— «Динамо» это отличная площадка для спортсменов любого возраста. Если говорить об основном контингенте — молодежи, то мы привлекаем очень много детей к спорту. У нас есть отделения по футболу, греко-римской борьбе, рукопашному бою, дзюдо, хоккею на траве. С раннего утра в «Динамо» приходят люди, причем не только дети, но и любители спорта пожилого возраста. Также у нас сдают зачеты по спортивной подготовке сотрудники ДВД, ЧС, пожарных частей города Алматы. Сами понимаете, работы у «Динамо» более чем достаточно.
— Насколько известно, в «Динамо» вы начали работать сравнительно недавно. С чем связано ваше назначение?
— Одна из моих задач — развитие ДЮСШ «Динамо». Кроме того, учитывая хозрасчетный характер деятельности этой организации, мы нацелены, прежде всего, на самоокупаемость. Ведь работники (несколько десятков человек) у нас получают крайне низкую зарплату. Для того чтобы самим хорошо зарабатывать, нужно будет возрождать старые традиции. На данном этапе необходимо обновить материально-техническую базу общества. Летом построили манеж для дзюдоистов и классиков. Сейчас закупаем спортивный инвентарь. Открываем тренажерный зал, для которого также закупили всю технику. Полностью отремонтировали помещения. Некоторые вещи берем у знакомых в рассрочку. В общем, наша работа идет, есть понимание поставленных целей.
— Для эффективного развития всегда нужны финансовые вливания…
— Из-за финансового кризиса некоторые проекты пришлось приостановить. Тот же ремонт здания является нелегким делом. Постройка старая, некоторые коммуникационные сети изжили свой срок. Поэтому приходится постоянно заменять трубы, где-то латать дыры. Содержать стадионы трудно, потому что это весьма затратное дело. Тем не менее у руководства есть большое желание работать и дальше, вкладывая в развитие спорта все свои силы и энергию.
— Как обстоят дела с клубами и учреждениями, состоящими на балансе «Динамо»?
— Раньше у «Динамо» были бассейн и горно-лыжная база. Теперь этого нет. Но клубы есть, и мы по возможности стараемся отправлять ребят на сборы и соревнования. Причем охватываем не только республиканские, но и международные турниры. Стараемся расширять сферу нашей клубной деятельности. При этом нельзя забывать, что содержание клубов требует прочной материальной базы. Для проведения тех же УТС и выступлений на соревнованиях нужны деньги, коих не всегда хватает.
— Часто ли проводятся в «Динамо» спортивные мероприятия?
— Да, очень много проходит турниров по разным видам спорта. Это тоже одно из серьезных направлений нашей деятельности.
— Вы уже давно работаете в Федерации дзюдо. Какое впечатление произвел на вас недавний чемпионат Казахстана по дзюдо в Караганде?
— Чемпионат Казахстана это главный внутренний старт для наших дзюдоистов. Именно здесь определяется состав национальной сборной и формируются штатные команды. Чемпионат прошел, как и должны проходить подобные турниры, на высоком уровне. Уровень организации мероприятия оставил всех довольными — просторный зал, освещение, табло, татами. Особенностью этого первенства можно назвать большое количество участников — более четырехсот человек. И в малых весах, и в больших весах отборолись множество дзюдоистов. Отмечу, что в последнее время конкуренция стала более выраженной. Даже приятели- спортсмены яростно бьются между собой на татами, поскольку каждый из них хочет победить. У многих наших ребят сверкала в глазах искра спортивного азарта.
— Наверное, возросший энтузиазм молодежи это не что иное, как реакция на блестящее выступление сборной Казахстана на чемпионате мира.
— Верно, после хорошего выступления Асхата Житкеева на Олимпийских играх в Пекине и триумфа Максима Ракова (оба в весе до 100 кг) на чемпионате мира у молодых ребят появилось желание достичь таких же результатов, а может, даже и превзойти их. Молодежь стала больше верить в свои силы. Мол, почему те смогли, а мы не можем. Ребята тренируются с победителями и призерами, постоянно видят их, понимают, что это такие же люди, как и они.
— Улучшилась ли после громких побед репутация казахстанского дзюдо на мировой арене?
— Сейчас нас стали признавать, а раньше даже не считались. После Олимпиады-2008 процесс пошел в гору, и к нам стали относиться с большим уважением. Теперь даже на совместные сборы нас стали приглашать. За рубежом о наших дзюдоистах сложилось мнение, как о достойных и серьезных соперниках.
— Оздоровление казахстанского дзюдо произошло благодаря приходу нового руководителя — Бекета Махмудова?
— Да, после прихода Бекета Сапабековича все стало совсем по-другому. Этот человек вложил много средств в дзюдо. Дзюдо стало его жизнью, за короткое время он попросту растворился в казахстанском дзюдо, отдавая всего себя развитию спорта в Казахстане. Причем речь идет не только о деньгах, но и о переживаниях за отечественный спорт, психологической нагрузке. У этого человека положительная аура, все к нему тянутся. Наши спортсмены видят в нем своего наставника, истинного руководителя, способного поднять дзюдо на очень высокий уровень.
— Какие страны доминируют в мировом дзюдо?
— Япония и Южная Корея. Во Франции, Германии, Грузии, Азербайджане бурно развивается это вид единоборств. В принципе международная конкуренция в дзюдо (как и в спортивной борьбе) в последнее время очень сильно обострилась. Если раньше жеребьевка сводила со спортсменом из арабских стран или, например, Доминиканской Республики, то это считалось большим подарком судьбы. Те времена канули в Лету — сегодня все ожесточенно бьются друг с другом на равных. Схватки идут до конца, спортсмен выходит и серьезно настраивается на каждого. Сейчас уже не смотрят, кто соперник, доминиканец или индус.
— Сколько секций дзюдо насчитывается в Казахстане?
— Количество сложно назвать, поскольку только частных секций дзюдо в Алматы огромное количество. Из всех единоборств дзюдо стоит на первом месте по развитию и количеству обучающихся. В столь благоприятных условиях количество спортзалов растет день ото дня. У нас есть план построить большую спортивную базу в Алматы, где будут тренироваться только дзюдоисты.
— Что скажете по поводу работы тренерского состава?
— Каждый тренер старается работать достойно, по мере своих знаний. Конечно, им нужно совершенствоваться, перенимать опыт у зарубежных специалистов. Если государство будет создавать благоприятные условия для тренеров, то они будут работать успешно. Одна из наших основных задач — содействие участию тренеров в международных семинарах. Работа тренера очень тяжелая. Он готовит ребят в области, потом отправляет на республиканские соревнования. Наши тренеры показывают хорошие результаты, и их работа приносит свои плоды.
— Сможет ли Казахстан пробиться в тройку сильнейших держав дзюдо?
— К примеру, Япония — родоначальник дзюдо. В этой стране есть все условия для дзюдоистов. Дзюдо в Японии начинается в школе вместо физкультуры. Там есть даже специальный университет по дзюдо, где по каждому приему своя кафедра. Собственно, чем мы хуже японцев? У нас тоже могут быть первоклассные специалисты. Они — родоначальники, но и мы можем стать такими же сильными, как и они. Если активно претворять свои цели в жизнь, то результаты у нас будут не хуже японских. Из 100 хороших дзюдоистов, 10 будут классными спецами.
— Какую проблему в казахстанском дзюдо вы бы отметили как актуальную?
— Судейский корпус. Прошедший чемпионат Казахстана в Караганде выявил кое-какие пробелы в судействе. Я не говорю, что наши судьи слабые. Просто им сейчас тяжело, так как в январе произошли серьезные изменения в правилах. Если вы знаете, теперь запрещено: избегать захват или не давать сопернику брать захват, принимать исключительно оборонительную стойку, проводить ложные атаки, делать захват за штаны. Изменения мотивированы тем, что, мол, борьба стала похожей на другие виды единоборств, потеряв свой истинный облик. Теперь Международная федерация дзюдо (IJF) решила вернуть дзюдо к классическому варианту, что стало тяжелее для наших судей и спортсменов. Многие спортсмены использовали эти приемы как коронные, но нынче не смогли себя показать. Так что теперь потребуется чаще отправлять судей на семинары, чтобы они набирались опыта.
— Какие регионы Казахстана славятся сильными дзюдоистами?
— Взять, к примеру, итоги чемпионата Казахстана. Первое место завоевал Алматы, второе — Карагандинская, третье — Кызылординская, а четвертое — Жамбылская области. Можно сказать, Алматинская, Актюбинская, Костанайская области тоже достаточно сильные. Неплохое развитие дзюдо идет и в Атырауской области.
— Причем контингент дзюдоистов очень молодой, сказал бы, даже юный.
— Основной состав 1990–91 гг., и это очень хорошо. К Олимпиаде-2012 они будут в самом расцвете сил. С другой стороны, тот же Раков не считается «стариком», ему всего 25 лет, это нормальный возраст для дзюдоиста. Асхат Житкеев до 29 лет боролся. Этот возраст является пиком для того, чтобы бороться и побеждать.
— Какие цели ставите перед собой на Олимпиаде-2012?
— Теперь после побед Ракова и Житкеева будем биться только за золото! Как минимум одна золотая медаль.
— Не тяжело ли вам совмещать обе работы?
— Это же спорт. Я понимаю, если бы я работал одновременно где-то в банке и спортивной организации, там, конечно, мне пришлось бы сложно. А здесь спорт, это моя родная стезя.
— Каковы основные направления в деятельности общества «Динамо»?
— «Динамо» это отличная площадка для спортсменов любого возраста. Если говорить об основном контингенте — молодежи, то мы привлекаем очень много детей к спорту. У нас есть отделения по футболу, греко-римской борьбе, рукопашному бою, дзюдо, хоккею на траве. С раннего утра в «Динамо» приходят люди, причем не только дети, но и любители спорта пожилого возраста. Также у нас сдают зачеты по спортивной подготовке сотрудники ДВД, ЧС, пожарных частей города Алматы. Сами понимаете, работы у «Динамо» более чем достаточно.
— Насколько известно, в «Динамо» вы начали работать сравнительно недавно. С чем связано ваше назначение?
— Одна из моих задач — развитие ДЮСШ «Динамо». Кроме того, учитывая хозрасчетный характер деятельности этой организации, мы нацелены, прежде всего, на самоокупаемость. Ведь работники (несколько десятков человек) у нас получают крайне низкую зарплату. Для того чтобы самим хорошо зарабатывать, нужно будет возрождать старые традиции. На данном этапе необходимо обновить материально-техническую базу общества. Летом построили манеж для дзюдоистов и классиков. Сейчас закупаем спортивный инвентарь. Открываем тренажерный зал, для которого также закупили всю технику. Полностью отремонтировали помещения. Некоторые вещи берем у знакомых в рассрочку. В общем, наша работа идет, есть понимание поставленных целей.
— Для эффективного развития всегда нужны финансовые вливания…
— Из-за финансового кризиса некоторые проекты пришлось приостановить. Тот же ремонт здания является нелегким делом. Постройка старая, некоторые коммуникационные сети изжили свой срок. Поэтому приходится постоянно заменять трубы, где-то латать дыры. Содержать стадионы трудно, потому что это весьма затратное дело. Тем не менее у руководства есть большое желание работать и дальше, вкладывая в развитие спорта все свои силы и энергию.
— Как обстоят дела с клубами и учреждениями, состоящими на балансе «Динамо»?
— Раньше у «Динамо» были бассейн и горно-лыжная база. Теперь этого нет. Но клубы есть, и мы по возможности стараемся отправлять ребят на сборы и соревнования. Причем охватываем не только республиканские, но и международные турниры. Стараемся расширять сферу нашей клубной деятельности. При этом нельзя забывать, что содержание клубов требует прочной материальной базы. Для проведения тех же УТС и выступлений на соревнованиях нужны деньги, коих не всегда хватает.
— Часто ли проводятся в «Динамо» спортивные мероприятия?
— Да, очень много проходит турниров по разным видам спорта. Это тоже одно из серьезных направлений нашей деятельности.
— Вы уже давно работаете в Федерации дзюдо. Какое впечатление произвел на вас недавний чемпионат Казахстана по дзюдо в Караганде?
— Чемпионат Казахстана это главный внутренний старт для наших дзюдоистов. Именно здесь определяется состав национальной сборной и формируются штатные команды. Чемпионат прошел, как и должны проходить подобные турниры, на высоком уровне. Уровень организации мероприятия оставил всех довольными — просторный зал, освещение, табло, татами. Особенностью этого первенства можно назвать большое количество участников — более четырехсот человек. И в малых весах, и в больших весах отборолись множество дзюдоистов. Отмечу, что в последнее время конкуренция стала более выраженной. Даже приятели- спортсмены яростно бьются между собой на татами, поскольку каждый из них хочет победить. У многих наших ребят сверкала в глазах искра спортивного азарта.
— Наверное, возросший энтузиазм молодежи это не что иное, как реакция на блестящее выступление сборной Казахстана на чемпионате мира.
— Верно, после хорошего выступления Асхата Житкеева на Олимпийских играх в Пекине и триумфа Максима Ракова (оба в весе до 100 кг) на чемпионате мира у молодых ребят появилось желание достичь таких же результатов, а может, даже и превзойти их. Молодежь стала больше верить в свои силы. Мол, почему те смогли, а мы не можем. Ребята тренируются с победителями и призерами, постоянно видят их, понимают, что это такие же люди, как и они.
— Улучшилась ли после громких побед репутация казахстанского дзюдо на мировой арене?
— Сейчас нас стали признавать, а раньше даже не считались. После Олимпиады-2008 процесс пошел в гору, и к нам стали относиться с большим уважением. Теперь даже на совместные сборы нас стали приглашать. За рубежом о наших дзюдоистах сложилось мнение, как о достойных и серьезных соперниках.
— Оздоровление казахстанского дзюдо произошло благодаря приходу нового руководителя — Бекета Махмудова?
— Да, после прихода Бекета Сапабековича все стало совсем по-другому. Этот человек вложил много средств в дзюдо. Дзюдо стало его жизнью, за короткое время он попросту растворился в казахстанском дзюдо, отдавая всего себя развитию спорта в Казахстане. Причем речь идет не только о деньгах, но и о переживаниях за отечественный спорт, психологической нагрузке. У этого человека положительная аура, все к нему тянутся. Наши спортсмены видят в нем своего наставника, истинного руководителя, способного поднять дзюдо на очень высокий уровень.
— Какие страны доминируют в мировом дзюдо?
— Япония и Южная Корея. Во Франции, Германии, Грузии, Азербайджане бурно развивается это вид единоборств. В принципе международная конкуренция в дзюдо (как и в спортивной борьбе) в последнее время очень сильно обострилась. Если раньше жеребьевка сводила со спортсменом из арабских стран или, например, Доминиканской Республики, то это считалось большим подарком судьбы. Те времена канули в Лету — сегодня все ожесточенно бьются друг с другом на равных. Схватки идут до конца, спортсмен выходит и серьезно настраивается на каждого. Сейчас уже не смотрят, кто соперник, доминиканец или индус.
— Сколько секций дзюдо насчитывается в Казахстане?
— Количество сложно назвать, поскольку только частных секций дзюдо в Алматы огромное количество. Из всех единоборств дзюдо стоит на первом месте по развитию и количеству обучающихся. В столь благоприятных условиях количество спортзалов растет день ото дня. У нас есть план построить большую спортивную базу в Алматы, где будут тренироваться только дзюдоисты.
— Что скажете по поводу работы тренерского состава?
— Каждый тренер старается работать достойно, по мере своих знаний. Конечно, им нужно совершенствоваться, перенимать опыт у зарубежных специалистов. Если государство будет создавать благоприятные условия для тренеров, то они будут работать успешно. Одна из наших основных задач — содействие участию тренеров в международных семинарах. Работа тренера очень тяжелая. Он готовит ребят в области, потом отправляет на республиканские соревнования. Наши тренеры показывают хорошие результаты, и их работа приносит свои плоды.
— Сможет ли Казахстан пробиться в тройку сильнейших держав дзюдо?
— К примеру, Япония — родоначальник дзюдо. В этой стране есть все условия для дзюдоистов. Дзюдо в Японии начинается в школе вместо физкультуры. Там есть даже специальный университет по дзюдо, где по каждому приему своя кафедра. Собственно, чем мы хуже японцев? У нас тоже могут быть первоклассные специалисты. Они — родоначальники, но и мы можем стать такими же сильными, как и они. Если активно претворять свои цели в жизнь, то результаты у нас будут не хуже японских. Из 100 хороших дзюдоистов, 10 будут классными спецами.
— Какую проблему в казахстанском дзюдо вы бы отметили как актуальную?
— Судейский корпус. Прошедший чемпионат Казахстана в Караганде выявил кое-какие пробелы в судействе. Я не говорю, что наши судьи слабые. Просто им сейчас тяжело, так как в январе произошли серьезные изменения в правилах. Если вы знаете, теперь запрещено: избегать захват или не давать сопернику брать захват, принимать исключительно оборонительную стойку, проводить ложные атаки, делать захват за штаны. Изменения мотивированы тем, что, мол, борьба стала похожей на другие виды единоборств, потеряв свой истинный облик. Теперь Международная федерация дзюдо (IJF) решила вернуть дзюдо к классическому варианту, что стало тяжелее для наших судей и спортсменов. Многие спортсмены использовали эти приемы как коронные, но нынче не смогли себя показать. Так что теперь потребуется чаще отправлять судей на семинары, чтобы они набирались опыта.
— Какие регионы Казахстана славятся сильными дзюдоистами?
— Взять, к примеру, итоги чемпионата Казахстана. Первое место завоевал Алматы, второе — Карагандинская, третье — Кызылординская, а четвертое — Жамбылская области. Можно сказать, Алматинская, Актюбинская, Костанайская области тоже достаточно сильные. Неплохое развитие дзюдо идет и в Атырауской области.
— Причем контингент дзюдоистов очень молодой, сказал бы, даже юный.
— Основной состав 1990–91 гг., и это очень хорошо. К Олимпиаде-2012 они будут в самом расцвете сил. С другой стороны, тот же Раков не считается «стариком», ему всего 25 лет, это нормальный возраст для дзюдоиста. Асхат Житкеев до 29 лет боролся. Этот возраст является пиком для того, чтобы бороться и побеждать.
— Какие цели ставите перед собой на Олимпиаде-2012?
— Теперь после побед Ракова и Житкеева будем биться только за золото! Как минимум одна золотая медаль.
— Не тяжело ли вам совмещать обе работы?
— Это же спорт. Я понимаю, если бы я работал одновременно где-то в банке и спортивной организации, там, конечно, мне пришлось бы сложно. А здесь спорт, это моя родная стезя.
Автор: Данияр Еникеев
Источник: prosportkz.kz
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!