Сергей Бодров: Как покорить Северный и Южный полюс, пробежать Ironman и вскопать два гектара земли

В гостях у ведущего рубрики "Другой ты" Валихана Тена - легенда казахстанского триатлона, мастер спорта по велоспорту, организатор гонок Ironman в Казахстане, генеральный директор ТОО "Kazakh Geography Expedition" Сергей Бодров. 

Он рассказал о том, как организовал первое соревнование "железных людей" в Казахстане, а также об экспедициях на Южный и Северный полюс. 

- Добрый день, Сергей!

- Привет, друзья, очень рад что пригласили, а то засиделся на карантине. Прибежал быстрее ветра к вам!

- У нас действительно много вопросов к тебе, но начнем с самого простого: ты - один из первых казахстанцев, кому покорился Ironman еще в 2012 году. Что тебя сподвигло?

- Не поверите, но началось все с банального спора. Мы были в одной из экспедиций в Антарктиде с моим другом Василием Мажухиным, он только что закончил свой пятый Ironman и всю дорогу мне об этом рассказывал. "Вот, - говорит, - надо проплыть четыре километра". Я думаю: "Ну ладно, проплыву…". "Потом, - говорит, -   надо проехать на велосипеде 180 километров". Я, как бывший велосипедист, думаю: "Ну, это вообще легко!" А он продолжает: "И потом нужно пробежать 42 километра". И тут я взорвался. "Вот здесь не ври, - говорю, - невозможно после 180 километров езды на велосипеде еще и пробежать 42 километра!"

Мы поспорили, ударили по рукам, и с этого все началось. Через полгода после нашего спора я прошел "половинку" Ironman, а еще через полгода сделал полную дистанцию в Цюрихе. После я приехал в Казахстан и начал продвигать эту идею. Друзья крутят у виска пальцем: "Зачем тебе это надо?" Но я их убедил. Лешу Сидоренко, Диму Киреева, Лену Кун собрал, вот с этого наше братство началось. И теперь я рад, что нас в Казахстане собралось 1000 человек, и все довольны, все на позитиве, у всех есть цель.  

- А сколько раз ты принимал участие в Ironman?

- "Половинок" прошел 12, а полных - пять дистанций. Итого 17. Впрочем, это немного, я видел людей, которые и по 300 Ironman проходили.

- Ты был организатором первого Ironman в Казахстане в 2018 году, при том еще и участвовал сам. Какие воспоминания?

- Еще в 2015 году я своим единомышленникам предложил: "Во всем мире проводится 250 стартов, почему мы не можем? Давайте попробуем!" Мы начали переговоры с Ironman, вскоре нам удалось договориться и получить лицензию. Вроде бы все хорошо, а что делать дальше? Ведь, как организатор, я вообще ничего не понимал. Так что первый старт организовывать было безумно тяжело и безумно интересно.

Была невероятная внутренняя мобилизация, когда ты думаешь обо всем: там у тебя спортсмен поел или нет, попил или не попил, здесь дорогу перекрыли, а здесь нет - везде все надо было знать. Короче говоря, мы тогда выложились по полной, и в итоге Ironman в Казахстане признали лучшим стартом в мире!

- Ты сейчас снова пишешь историю мирового триатлона - организуешь первый Ironman в России…

- Проводя Ironman в Казахстане, мы заметили, что очень много приезжает российских атлетов, и решили попробовать завезти Ironman и в Россию. Наш проект одобрили, увидели, как мы можем его воплощать, и дали добро. Уверен, что и в Санкт-Петербурге, и в Казани, и во всех других городах мы будем проводить его на самом высоком уровне. Сейчас на российском старте зарегистрировано 2700 атлетов, из них 2200 - это россияне, 500 - иностранцы, 75 - казахстанцы.

- Триатлон, бизнес, туризм. Как связаны между собой эти виды деятельности?

- Очень связаны. Для нас, триатлетов, посетить новый старт с семьей - это всегда шанс увидеть что-то новое. Получается, и спорт, и культура, и туризм. Есть статистика о том, что вместе со спортсменами на старты приезжают еще 2-3 человека. Допустим, участвует 3000 спортсменов, значит в целом приедет 10 000 гостей. Им всем нужно что-то есть, где-то размещаться, что-то посмотреть. В некоторых небольших городах, типа Кальмара в Швеции, Ironman ждут целый год. Потому что туда приезжают тысячи триатлетов (я называю их "беганутые люди", потому что они все - немножко не в себе), они скупают все.

И в целом получается, что за четыре-пять дней, пока длится вся эта триатлонская тусовка, город получает до 60 миллионов евро прямых инвестиций. И чем меньше город, тем это больше видно: люди выходят к старту с барабанами, с концертами, для них это реально праздник.

- Ты покоритель Южного и Северного полюса. Как ты решился на это?

- Сначала мы подумали: куда в мире тяжелее всего добраться? Ну и решили попробовать попасть на Южный полюс. В 2010 году мы со своим родным Казахским географическим обществом туда и отправились.

Тяжело шли, в трещины проваливались, выживали, но до полюса дошли! Поставили рекорд скорости - дошли за 180 часов и тем самым переписали спасательно-логистическое направление, потому что раньше считалось, что спасти экспедицию в случае ЧС можно только воздушным транспортом.

Мы доказали, что можно доехать на машинах и доехать очень быстро. И сейчас все экспедиции там связаны с автомобилем.

- А как попал в Арктику?

- После Южного решили махнуть на Северный полюс. Но туда на машине не поедешь, поэтому пошли на лыжах. Нас сбросили с вертолета, мы стоим на снегу, ничего не понимаем: куда идти, где полюс, где медведи? Первые два дня было страшновато, а потом ничего так - приспособились. Лед трескается под ногами, под тобой пять тысяч метров глубины, солнышко греет, 40 градусов мороза - хорошо! 14 дней шли.

- Ты - позитивный человек, поэтому и рассказываешь не страшно. А на самом деле это ведь очень опасно...

- На самом деле - да. Например, опасно было, когда однажды ночью льдина лопнула, и наши палатки оказались на разных льдинах. Мы смотрим, что ребята уплывают, кричим: "Вы куда от нас?" Они кричат: "У нас печка!" А мы отвечаем: "А у нас - еда! Друг без друга не сможем!" Ну и обошлось - нашли проход, перепрыгнули, соединились и дальше пошли… 

- Белые медведи были?

- Были, но мы их далеко обошли. Ребята-вертолетчики увидели их, отогнали, пару ракетниц выпустили и мишки ушли.

- Сергей, ты не можешь сидеть на месте без дела, а что ты делал во время карантина?

- Не поверишь, я вскопал два гектара земли и посадил картошку. Осенью все вместе поедем урожай собирать.

- А как ты тренировался во время самоизоляции?

- Старался бегать каждый день: либо вечером, либо утром. Там у нас горы, выбежал в одну сторону - десять километров никого нет, и в другую сторону - так же. Дети мои тоже бегают.

- Дети не считают тебя "беганутым"?

- Старшая дочь занималась большим теннисом, а сейчас со мной на велосипеде катается и бегает. А младшая - творческая личность, рисует, вышивает.

- За время карантина многие набрали вес. Дай совет, как быстро прийти в норму?

- Хочешь есть - ложись спать. Это звучит как шутка, но работает. А вообще, конечно, главный метод - это здоровое питание. Немножко рыбки, поменьше жиров, и все время нужно пытаться недоесть, что-то оставить в тарелке.

- Как тебе удается генерировать столько гормонов счастья, бодрости и мотивации? Поделись с нашими читателями!

- Никогда не унывайте! Идет дождь - радуйся, потому что это прекрасно! Туман на дворе - это замечательно! Если что-то не так, надень кроссовки, пробеги! Не хочешь бежать - езжай на велосипеде! Не хочешь ехать - иди штангу потягай! Каждый день - это счастье, потому что мы живем, дружим, общаемся. Никогда не отчаивайтесь, и все будет замечательно!  

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!