Слово "кризис" произносят на каждом углу. Тем, кто делал деньги раньше, теперь остается только фиксировать убытки. Каждый день. А есть ли сферы, где кризис пошел не во вред, а наоборот способствует приросту новых идей и возможности заработать на упаднических настроениях? Попробуем разобраться в этом вопросе на примере индустрии моды, автомобильного бизнеса и культурной сферы.
Сейчас очень модным стало использовать слово "кризис" в рекламе товаров или услуг. О чем бы не шла речь. Некоторые рекламодатели для привлечения клиентов, пытаются показать соответствие своих товаров и услуг текущему моменту. Рекламщики и продавцы ссылаются на кризис для того, чтобы заставить людей тратить деньги. Но это и есть хлеб рекламного бизнеса. А что происходит раньше – на этапе производства тех товаров и услуг, которые будут потом так рьяно проситься в корзинку, а может и тележку, покупателя?
Заметьте, на подиумах в этом сезоне царят короткие юбки и платья. А ведь широко известна зависимость длины юбок от состояния экономики. Этот фактор впервые проявился после Второй мировой войны, когда женщины вынуждены были экономить, результатом чего стало уменьшение размеров юбок и изобретение "мини". За последние полгода многие мировые дома мод объявили о снижении доходов и предпринимаемыми вследствие этого мерами по рестуктуризации бизнеса. Например, в конце февраля итальянский дом моды Ferre заявил о самоотводе от участия в Миланской Неделе высокой моды. Причиной был назван "мировой финансовый кризис".
В силу этих же обстоятельств от участия отказались еще 10 марок модной одежды. Этот показ - самый престижный мировой подиум женского прет-а-порте, на который почитают за честь приехать все знаменитые кутюрье и вся мировая элита. Для этих брэндов отказ от участия в одном из главных событий мира моды не повлечет высокого оттока клиентов, но по имиджу ударит. Ранее представители Ferre обнародовали информацию о крупной задолженности, в результате которой сейчас дом моды находится на грани банкротства. А французский дом моды Christian Dior месяц назад заявил о "разочаровании в модном бизнесе". По итогам 2008 года компания недосчиталась в своей копилке прибыли в один миллиард долларов.
Но дома моды, потерпевшие убытки, не спешат закрываться. Финансовые страсти нашли свое отражение в творениях дизайнеров. Создатели многих модных коллекций весны-лета 2009 года блеснули знанием уроков истории. Они позаимствовали идеи у американских модельеров эпохи "Великой депрессии". В новых коллекциях Burberry, Botega Venetta, Marc Jacobs и Alberta Ferretti прослеживается стиль "депрессивный шик". Они использовали в своих моделях бахрому, хлопковые ткани приглушенных оттенков, неяркие принты, свойственные моде эпохи 30-х годов прошлого столетия. Казалось бы, кого привлекут мешковатые платья простых фасонов? Но, во-первых, технологии и дизайнерская мысль ушли далеко вперед - одежда отличается ярким, замысловатым, заметным декором. Не зря этот стиль еще называют "блеск и нищета". А, во-вторых, новая тенденция пришла на смену ярким цветам, господствовавшим в гардеробах модниц и модников несколько последних сезонов. В первую очередь, сейчас люди по всему миру сокращают расходы на одежду, обувь и аксессуары ярких цветов и эксклюзивных марок. Шоппинг в последнее время, как считают эксперты, стал более рациональным. Хотя это вовсе не означает, что цена на одежду этих марок снижается.
Интересен опыт менее крупных игроков. Интернет-компания Henry Kaye, торгующая в сети свадебными платьями, открыла на своем сайте раздел "Свадьба в стиле кредитного кризиса - бюджетный вариант". Здесь посетители могут найти "дешевые свадебные платья и платья для подружек невесты". Их стоимость не превышает 84 долларов. По словам владельца бизнеса, открытие этого раздела повысило продажи.
Четыре колесаКак на рынке моды существует сезонная актуальность тех или иных фасонов, цветов и тканей, так и на автомобильном рынке есть свои тенденции. Законодатели автомобильной моды регулярно меряются силами на автосалонах по всему миру. Последний из недавно завершившихся - автопоказ в Детройте - прошел под лозунгом "Скромность украшает человека". Помимо мировых премьер "кризисных" автомобилей он запомнился отсутствием таких компаний, как Nissan и Mitsubishi. В конце февраля один из крупнейших мировых производителей - японская компания Nissan - объявила о том, что в ее планах на ближайший финансовый год не значится участие в большинстве крупных автомобильных выставок. Автопроизводитель предпочел демонстрацию своих продуктов активному запуску новых моделей - в ближайшие 12 месяцев будет выпущено на мировой рынок девять новых моделей. Примечательно, что в четырех автосалонах компания в следующем году все же примет участие. Если опираться на мнение руководства Nissan, то для них самыми значимыми в мире являются автосалоны в Нью-Йорке, Шанхае, Токио и Женеве.
С авторитетностью последнего из перечисленных показов уже давно никто не спорит. Традиционное "Женевское Мотор Шоу"-2009 (Geneva Motor Show - 2009) открылось в начале марта. Оно ознаменовалось обилием громких премьер. Обозревателям запомнились новинки от индийского Nano, французского Peugeot, немецкого BMW, корейского Kia. В целом автопроизводители демонстрируют тенденцию к запуску в производство более экономичных и экологичных автомобилей. Теперь игроки авторынка гонятся не за заоблачными прибылями, накручивая баснословные цены, а за увеличением своей аудитории.
Говорить о том, что у представителей сфер культуры и шоу-бизнеса есть план действий, как выкарабкаться из сложившейся ситуации, не приходится. Каждый страдает и выживает по-своему. На днях всемирно известный нью-йоркский театр "Метрополитан-опера" заявил, что для преодоления финансовых затруднений ему пришлось заложить две фрески художника Марка Шагала. Два больших панно "Триумф музыки" и "Источники музыки" размещались в фойе здания. Если раньше заведение жило за счет пожертвований и продаж уникальных предметов искусства, то сейчас его руководства пошло на крайние меры. В случае своевременного возврата залоговой суммы работы мастера вернутся на место.
Театры Бродвея также заявили о трудностях - 10 из них обанкротились или близки к этому, а остальные сократили свой бюджет с 10 миллионов долларов до 750 тысяч. Теперь в целях экономии, масштабные представления заменяют на небольшие постановки, урезают оклады своим сотрудникам и вводят систему скидок на билеты в Большой театр. В России по этим же причинам Большой театр отменил турне в Мехико и премьеру "Отелло". На фоне этого чудеса изобретательности показывают некоторые американские культурные учреждения. Например, один из самых известных нью-йоркских джаз-клубов B.B. King Blues Club объявил о скидках на билеты для безработных! Тот, кто предъявит подтверждающий документ в кассе, получит право на "хорошо провести вечер" вдвое дешевле.
На фоне этого настоящим "пиром во время чумы" кажется продажа коллекции ныне покойного модельера Ива Сен-Лорана на аукционе Christie’s в Париже, завершившаяся 25 февраля. Она собрала рекордные 373,5 миллиона евро. Всего на аукционе, собравшем более 1200 покупателей со всего мира, было продано 850 произведений искусства. Эксперты говорят, что публика продемонстрировала столь высокую покупательскую активность и так легко расставалась с немалыми суммами из-за эксклюзивности предложения. Коллекция собиралась около 70 лет, и большинство экспонатов еще нескоро вновь появятся на рынке. По мнению российского музыкального критика Артемия Троицкого, кризис для музыки является отличным шансом перепрыгнуть саму себя. Последние десятилетие в одной из своих журнальных колонок он назвал временем сытых и даже ленивых музыкантов. Аргументирует тем, что все было хорошо и деятелям шоу-бизнеса незачем было покорять "эвересты". Возможно, что шоковая терапия поставит все с ног на голову и мы увидим новых ярких звезд. Величины Цоя, а может и Высоцкого.
Искусствоведы говорят, что актуальным будет то, что ближе и понятнее людям. Если раньше авторы и покупатели произведений искусств искали новые формы и пытались разглядеть эстетику в экзотике, то сейчас на приобретение таких работ просто нет денег. Российские эксперты прогнозируют возврат к классике. Интерес к современному искусству падает. Но это не значит, что люди перестанут покупать картины, статуэтки и так далее. Все, как на кухне. Когда достаток в доме – в холодильнике есть баночка икры. А когда финансовые затруднения, то нет особого шика, но есть жесткий отбор. На столе появляются простые, понятные, вкусные, но обязательно качественные продукты. В прибыли нынче разве что кинотеатры. Уровень производства новых кинофильмов еще не снизился, а денег у людей стало меньше.
Куда пойти в этой ситуации? Кино остается самым бюджетным видом проведения досуга для масс. Хотя переоценивать его роль как антидепрессивной меры тоже не стоит. Ведь оно по популярности стоит на втором месте. На первом - водка. Никто не знает, когда закончится царящий ныне упадок. И кто в нем выживет. В переводе с греческого слово krisis - решение, приговор, исход. Можно сказать, что сейчас проверяются качества человека. На просторах интернета автором этого материала было найдено любопытное высказывание украинской писательницы Марии Матиос: "Делай то, что умеешь делать лучше всего, и кризис разминется с тобой, как пьяный с умом".
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!