Спортивное детство
- В спорте я с раннего детства, в пять лет занималась пару месяцев бальными танцами. Совмещала занятия, так как уже была увлечена и могулом. Всех детей приводили в секции, чтобы чем-то заинтересовать, и мне больше сначала понравился коллектив во фристайле, чем на бальных танцах. Поэтому я и осталась в могуле.
У меня не спортивная семья, ни мама, ни папа спортом никогда не увлекались. Просто мы жили в одном доме с тренером, которая преподавала горные лыжи и перешла в могул. Потом она вышла замуж и переехала в Германию, а меня отдали другому тренеру - Лемешко Виктору Павловичу. А первого тренера зовут Коршунова Анна Михайловна. Мы до сих созваниваемся, переписываемся, она даже приезжала ко мне на свадьбу.
Моим родителям предложили попробовать меня спорте, они подумали, почему бы и нет. Это лучше, чем просто слоняться по дворам без дела. У меня хорошо получалось совмещать спорт с учебой.
С дисциплиной проблем у меня никогда не было, уже в пять лет мы поехали на ледник, где подъем в восемь, завтрак в десять, так все привыкли. Мы с раннего детства все вместе - я, Дима Рейхерд, Юля Родионова, Паша Колмаков. Так все и остались. Кто не выдержал, тот ушел, не считая, конечно, травм.
То, что останусь в спорте, поняла, когда я начала зарабатывать, получать призовые, мне стали предлагать контракты. Я поняла, что благодаря спорту смогу содержать себя, семью. Поэтому решила серьезно им заниматься. И если ты начинаешь заниматься профессиональным спортом, то уже не можешь остановиться. У меня есть это желание.
Первые победы
- К серьезным прыжкам в нашем виде человека готовят некоторое время. Сначала идет ОФП, акробатическая подготовка, батут, баллоны. Сейчас уже появились водные трамплины, раньше такого не было, поэтому сейчас стараются вывозить молодежь на водные трамплины.
Если люди приходят в раннем возрасте, то ребенка легче научить делать сальто, перевернуть через голову. Но после десяти лет уже нереально - ему будет страшно, потому что он уже задумывается о последствиях. Да и тренеру легче страховать маленького ребенка.
Первый раз я сальто прыгнула на батуте, потом на акробатической дорожке. Водного трамплина тогда не было, и пришлось попробовать на снегу. И в первый раз я упала, даже не помню, как это случилось, потому что у меня был шок. Потом нас повезли на водные трамплины, там я сразу стала прыгать. После него намного легче, это то же самое, что на снег прыгать.
Свои первые международные соревнования я прекрасно помню: был выезд в Питер, это был открытый Кубок России. По его завершению организаторы сказали нам: "Казахи, больше к нам не приезжайте!". Потому что я по своему возрасту стала первой, Маша Чакилева тоже, Юля Родионова и Дима Рейхерд также победили.
Я особо не волновалась на тех соревнованиях, потому что нам сказали, что никакого результата от нас не ждут, и это просто подготовка к следующим соревнованиям. Мы проехали, как могли, и выиграли. Катались в удовольствие.
Хороший сезон
- После Олимпиады я долго не каталась на лыжах, и в декабре в Руке я впервые встала на них после перерыва. Мне было это в удовольствие, я не могла уйти с горы. Был долгий перерыв, в сентябре был водный трамплин, где ты не катаешься на лыжах, а только прыгаешь. И когда я встала на снег, это был просто кайф.
Перейти в похожий вид спорта не предлагали, в те же лыжные гонки я бы не пошла. Я просто не люблю бегать, люблю смотреть, но самой - это не мое. Я пробовала в школе бегать на лыжах, но мне даже встать на них было трудно, не то что бежать.
Хотя в этом году я попробовала себя в слопстайле, он похож с могулом, там только трамплины побольше. На Универсиаде я выступила в этой дисциплине впервые, это было без подготовки. До этого я только раз попробовала его в Финляндии на учебном парке для туристов. В Гранаде я прыгала свою обычную могульную программу: заднее сальто, геликоптер 360 градусов. Переднее сальто я даже не осмелилась делать, там очень большие трамплины. После наших полуметровых - для меня это было очень страшно. И пока я не планирую менять дисциплину.
После успешного сезона я хорошо себя чувствую, мне нравится мой новый состав тренеров. Это специалисты по акробатике, могулу и ОФП. Меня это все устраивает.
Мы хотим попробовать сделать новый элемент, но в программу его включать не будем, пока не доведем до совершенства. Надеемся к Олимпийским играм 2018 года утвердить его. Останется заднее сальто, сальто вперед, и будем пробовать новые фигуры. Во время соревнований будем уже смотреть по трассе, по погоде, выполнять какие-то элементы или нет.
О зрителях и самом памятном соревновании
- Мне нравится публика во время соревнований, нравится, когда много людей смотрят. И ты думаешь, господи, лишь бы не упасть и не опозорить страну. Дискомфорт я чувствую только тогда, когда на трассе стоят мои родные. Когда же посторонние болельщики, которые тебе аплодируют - это каждому спортсмену нравится.
Большая публика в нашем виде всегда в Америке и Канаде, в Европе не так много людей приходит. В Европе соревнования по могулу в основном проходят где-то в горах, куда можно подняться только на лыжах, пешком нельзя. В Америке же соревнования проходят у подножия горы, и туда любой может прийти, причем бесплатно.
В каждой стране стандартная организация, шейперы, тренеры. Удивила нас ситуация на Универсиаде в Испании, когда шейперы не могли построить трассу. Это делали сами спортсмены и их наставники. Там был сильный ветер, и трассу просто задуло. Нам сказали: как вы набьете трассу, так и поедем. Мы набили ее и сказали, будем ехать без квалификации и полуфинала, будет один заезд. По нему и решали, кто выиграл, кто проиграл. Был перерыв буквально в полчаса, когда ветер поменял сторону, и нас запускали подряд. Тренеры и спортсмены с разных стран объединились и сделали трассу, потому что шейперам даже не объяснили, что они должны сделать.
Самые памятные соревнования - это Олимпийские игры: Ванкувер, Сочи. Еще чемпионат мира-2015 и моя первая Универсиада. На первой своей олимпиаде я сильно волновалась, потому что шел дождь, потели очки, все было мокрое, по трассе просто лились ручьи воды. Ехать было невозможно, поэтому сильно переживала.
О происках конкурентов
- К пристальному вниманию со стороны западных спортсменов отношусь нормально. Если за мной следят, это значит, что во мне видят сильного конкурента.
Перед олимпиадой был такой случай. Мы летели из Америки в другой пункт через Канаду, и в аэропорту Монреаля меня остановили: всю команду повели через один выход, меня - через другой. Когда мы проходили паспортный контроль, меня увели в другую сторону. Это был канадский посол, мне дали десять минут, чтобы принять решение. Мне сказали: вот вам канадский паспорт, расписывайтесь, и вы гражданин Канады, казахстанский мы заберем. Но я отказалась.
После нынешнего сезона мне снова сделали несколько предложений о смене гражданства, одно я даже рассматривала, это было во время сезона. Но после того, как я приехала домой, и меня встретили здесь те, кто в меня верил, мои поклонники и друзья - это неописуемое чувство. Здесь я дома!
Насчет резерва в нашем виде - он есть. В Усть-Каменогорске работает тренер, Виктор Рейхерд, брат Димы Рейхерда - он набрал хорошую группу, около 60-70 человек от пяти лет и выше. У него уже есть состав, который выезжал в Европу. Он также вывозит их на водные трамплины, есть горнолыжная подготовка. У него есть состав, который в дальнейшем может заменить нас и достойно представлять страну.
Я хотела бы еще выступить на Олимпиаде в Алматы, если мы ее получим. Надеюсь, что ее проведут. После Универсиады у нас будет очень хорошая инфраструктура для всех спортсменов. И не только мы будем тренироваться, а спортсмены из Европы и Америки будут приезжать.
О диете и тату
- Ты сам следишь за своей диетой, если чувствуешь, что тебе тяжело ехать, что-то урезаешь себе. Но не так чтобы как гимнасты - пол-яблока в день. Захотел - поел. А так, недавно "подсела" на суши. Но больше всего люблю домашнюю кухню - борщ, что-нибудь из курочки. Мясо, рыбу тоже люблю.
Мой девиз: вперед по жизни.
У меня есть две татуировки. Первая - пистолеты с крыльями на спине, для меня это личное. А недавно я наколола символ "ловца снов". Это индийский знак, что-то вроде оберега. Для меня это тоже очень значимо.
О том, чем бы хотела заниматься после спорта, пока не задумывалась. По образованию я тренер-инструктор, но тренером я бы, наверное, не смогла быть. Хотела бы стать фотографом, хочу пройти курсы сейчас, чтобы у меня было дополнительное занятие. Я люблю фотографироваться, купила в прошлом году фотоаппарат, прошла одни курсы по фотосъемке в Алматы, но нужно еще раз повторно их пройти.
****
Напомним, что главная цель проекта "Невидимая сторона" - показать читателям иную сторону жизни профессиональных спортсменок. Специалисты, болельщики и журналисты привыкли видеть спортсменок на аренах, где они в самых разных дисциплинах защищают честь Казахстана. Но каждый раз после завершения соревнования, сборов и тренировок они превращаются в обычных девушек - хрупких, нежных и милых созданий. В нашем проекте мы покажем вам спортсменок такими, какими их мало кто видит. В прошлых выпусках самым сокровенным с нашими читателями поделились волейболистка сборной Казахстана Сана Анаркулова, чемпионка Азиатских игр по тяжелой атлетике Маргарита Елисеева, бронзовый призер этапов Гран-при по дзюдо Мариан Урдабаева и неоднократная чемпионка Казахстана по боксу Фируза Шарипова.
Выпуски проекта "Невидимая сторона" будут выходить раз в неделю. Участие в нем принимают 13 казахстанских спортсменок, среди которых первая ракетка Казахстана Зарина Дияс, волейболистка ВК "Алматы" и сборной Казахстана Людмила Исаева, лидер сборной Казахстана по гандболу Ирина Александрова и многие другие. О ком мы расскажем в следующий раз, а также за последними новостями можно следить в специальном блоге проекта "Невидимая сторона" на "Фанзоне".
Фотограф: Алена Фуфачева (Creative group Art Level)
Make-up: Наталья Коноваленко (салон красоты "Руки-Ноги")
Dress by Dinara Nurlan
При содействии Ассоциации индустрии красоты РК
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!