Казахстанский автогонщик Андрей Чередников в этом году выступил на "Ралли Казахстан" и занял шестое место в своем классе. О том, зачем он сразу после гонки отправил машину на ремонт, почему не поехал на ралли "Шелковый путь" и по каким причинам у нас не развивается автоспорт, пилот рассказал в интервью корреспонденту Vesti.kz.
- Вы заняли шестое место на "Ралли Казахстан". Довольны своим результатом?
- Я доволен результатами. Особенно учитывая, что у меня были проблемы с техникой и была длительная пауза по состоянию здоровья. Мне делали операцию. Хотя участников было немного, но все лучшие гонщики присутствовали. В нашем классе T1 было около десяти экипажей, но среди них были такие люди как Стефан Петерансель, Язид Аль-Раджи, Нассер Аль-Аттия, Бернхард тен Бринке, Владимир Васильев, Мирослав Заплетал. Это пилоты, которые борются за Кубок мира и являются лидерами чемпионата. Так что можно уверенно сказать, что результат неплохой.
- Известно, что вы отправили свою машину на ремонт. Что с ней случилось?
- Машина сейчас находится в Чехии. Она в ремонте, потому как у машины уже исчерпан ресурс двигателя и я ехал гонку с потерей мощности примерно на 30 процентов. Сейчас машине меняют двигатель. Все с машиной нормально, просто двигатель имеет некий ресурс. Он вырабатывается, и это нормально.
- Когда вернется ваша машина?
- Из Чехии она поедет в Саудовскую Аравию. Планирую там проехать несколько этапов их внутреннего чемпионата. Дальше будем целиться на "Дакар", это уже будет в январе. К слову, как раз в 2020 году "Дакар" будет проходить именно в Саудовской Аравии.
- А как же ралли "Шелковый путь"?
- К сожалению, мы не успевали и по логистике, и по подготовке машины. Хотя я проявлял интерес к этой гонке и маршрут в этом году очень интересный - из Иркутска, через Монголию, на юг Китая. Но я просто не успевал.
- Вы поедете на последний этап Кубка мира по ралли-рейдам, который пройдет в Марокко осенью?
- Вряд ли я поеду туда. Машина будет в Саудовской Аравии с конца июля до самого старта "Дакара". Там будут проходить пять этапов чемпионата, и я надеюсь принять участие в четырех из них. Поэтому машину из Саудовской Аравии переместить в Марокко не получится.
- Значит, у вас в планах именно "Дакар"?
- Это будет очень интересно. Поскольку "Дакар" впервые за долгое время сменил место проведения. С 2008 года ралли-марафон проходил в Южной Америке. Мне дважды удалось там побывать. Но, скажу честно, восторгов по трассам, по спортивной составляющей я там не испытывал. Теперь гонка пройдет в Саудовской Аравии. Примерно зная рельеф и природные условия, я думаю, там будет очень интересно и сложно.
- Какие задачи вы перед собой ставите на будущем "Дакаре"?
- Первое и самое главное - это испытать себя. Потому что я, в частности, любитель и автогонки - мое хобби. Понятно, что я не могу посвящать ему достаточно времени в силу объективных причин. Тем не менее, когда ты оказываешься среди профессионалов, ты испытываешь себя. Пытаешься к ним приблизиться и понять, на что ты способен. Это такой вызов, для себя лично. Ралли-рейды - это длинная дистанция, изнуряющая жара, это ударные нагрузки. Это не каждый выдержит. Поэтому надо готовиться.
- Как вы считаете, такое перемещение "Дакара" - это удачное решение или нет?
- Я проехал практически все этапы Кубка мира. Был в Африке не раз, бывал и в Южной Америке. Я скажу, что размеры Саудовской Аравии, ее территория, рельефы, дорожное покрытие и наличие песка делают это место уникальным и достойным "Дакара". Уверен, там получится очень интересная гонка и организаторы приняли верное и взвешенное решение. Нашли территорию, где может пройти одна из самых интересных гонок.
- А Африка?
- Африка тоже очень разнообразная и интересная, но там есть свои нюансы и особенности, которые делают не совсем безопасным присутствие "Дакара" на территории Африки. А в Европе и вовсе негде проводить гонки. Марафоны для Европы, да даже для России не подходят: просто нет условий для проведения.
- Вы думали более профессионально заняться автогонками? Может, даже не ралли, а кузовной чемпионат вроде WTCC?
- Честно скажу - я не люблю асфальт и не понимаю асфальтовые гонки. Никакие. Я пробовал классическое ралли в асфальтовом формате и могу сказать, что это меня не "закусило" и не "вставило". Мне это совершенно неинтересно. Когда ты едешь по сложным грунтовым дорогам, по грунту, по песку и барханам - это нельзя сравнивать с гладким покрытием. Эти две дисциплины сравнивать вообще нельзя. Думаю, человек из шоссейно-кольцевых гонок никогда не поедет ралли-рейд и наоборот.
Что касается профессионального спорта, то он так называется, потому что спортсмен живет спортом и отдает ему все свое время. Получает мощную поддержку и имеет передовое оборудование от лучших производителей. В нынешних условиях Казахстана это пока невозможно.
- Что нужно сделать, чтобы автоспорт пришел в Казахстан в самых разных видах?
- Это просто и очевидно, и работает во всем мире. Нужна господдержка. Надо, чтобы Министерства нашей страны и госорганы оказывали поддержку. К сожалению, в нашей стране принято поддерживать только олимпийские виды спорта. Хотя Марат Абыкаев и Федерации автомотоспорта Казахстана прилагают колоссальные усилия. В течение уже пяти лет проводят этап Кубка мира по ралли-рейдам, на который приезжают топовые пилоты. Это такое продвижение и PR страны, которые измерить деньгами сложно. И мы это делаем за свой собственный счет, без спонсоров, без поддержки.
Когда приезжаешь, к примеру, в Португалию, там видно, как любят и интересуются этим видом спорта. Освещение в прессе, поддержка спонсоров, вся полиция работает на безопасности гонки. Вот ключ к успеху. А пока у нас не будут относится к автоспорту серьезно и не будут оказывать господдержку, финансирование, то будущего не будет. Будут только такие, как мы: любители и энтузиасты, которые пытаются своими усилиями развивать и поддерживать автоспорт.
- А насчет спонсорства? У нас есть немало крупных предприятий. Почему бы им не поддержать автоспорт. Вам не предлагали или Вы, может быть, сами обращались?
- Нет, мне никто не предлагал. Думаю, что этого никогда и не случится. Такие крупные национальные компании оказывают поддержку только в том случае, если им подскажут. В данном случае ни я лично и никто другой из казахстанского автоспорта не представляем для них интереса. Хотя, конечно, было бы здорово, если бы ко мне пришли и сказали: "Давай мы поможем тебе выехать на "Дакар", а нам взамен нужны PR-акции и продвижение нашей продукции и имиджа. Когда ехал "Дакар", я на одной машине видел больше ста рекламных наклеек. Это какой интерес, какая поддержка и какое финансирование. Тут все делаешь за свой счет, немного все сложно.
Напомним, что в начале июня в Мангыстауской области прошел этап Кубка мира по ралли-рейдам "Ралли Казахстан". Победу в самом престижном классе Т1 одержали катарец Нассер Аль-Аттия и его французский штурман Маттье Бомель. Второе место осталось за немецко-французским экипажем Стефана и Андреа Петерансель, а третье заняли поляк Якуб Пшигонски и немец Тимо Готтшальа. Андрей Чередников и Игнат Фальков стали в этом классе шестыми.
Фото: rallykazakhstan.com (1, 3, 4, 5), silkwayrally.com (2).
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!