В казахстанском профи-боксе неожиданно разгорелся скандал. Федерация заявила о лишении лицензий двух промоутерских компаний - Boxing Stars Management и Lucky Cent. А именно они несколько дней назад проводили в Алматы шоу, в котором на ринг вернулись известные казахстанские боксеры Батыр Джукембаев и Садриддин Ахмедов.
Казахстанская федерация обвинила промоутеров в нарушении правил. А подробности конфликта корреспонденту Vesti.kz рассказал глава Boxing Stars Management Зия Алиев, который также представляет дела Данияра Елеусинова и Ивана Дычко. Еще перед боем он заявил, что не будет больше проводить шоу в Казахстане.
- Зия, в чем причина скандала с Казахстанской федерацией?
- Я даже не знаю, в чем причина скандала. Наверное, в том, что мы выбрали комиссию, а не федерацию. Так как федерация считает их нелегальными и говорит, что мы нарушили уставы WBA, WBC, WBO, IBF. Не знаю, о каких уставах идет речь конкретно. Но я помню, что на шоу, которое санкционировала комиссия, можно зайти на BoxRec и проверить, на них разыгрывались и титулы WBA и WBC. Вряд ли BoxRec включал бы в статистику нелегальную организацию. Так что они тоже действующие персонажи казахстанского рынка бокса.
- А у вас вообще была лицензия на прошедший вечер бокса в Алматы?
- Лицензия на вечер бокса в Алматы была. От профессиональной комиссии Казахстана. А от федерации у меня лицензия просрочена еще в ноябре.
- То есть федерация вас лишила того, чего у вас уже нет?
- Да, я тоже не понимаю, как они лишили того, чего уже не было. С моей стороны никаких вопросов к федерации нет. Но, например, в прошлом году мы делали вечер бокса в Астане с федерацией, а другие промоушены - с комиссией. Почему федерация тогда этот кипеж не подняла? Почему претензии ко мне? Потому что я иностранец?
- Будете это оспаривать? И вообще, почему вы решили не работать с федерацией, а выбрали комиссию?
- Опять-таки, оспаривать что? Лишили того, чего нет. Как я могу оспаривать то, что вообще не существует. Тут другой момент. Мой выбор очевиден, и он исходит из нескольких факторов.
Первый - это то, что платить за санкции столько денег мне не очень хочется. Первый раз мы сделали, это был вечер бокса с главным боем Елеусинова в Астане в 2021 году, но тогда бюджеты были другие. Шоу было больше, спонсоров было больше. На данном шоу в Алматы у меня был один спонсор. И был сопромоутер - казахстанец Руслан Задарновский с компанией Lucky Cent. Которого почему-то тоже лишили того, чего у него нет.
Лицензированным промоутером на этом шоу был только я. Мое имя стоит на BoxRec. Задарновского лишили того, чего нет, и зачем? Человек только стартовал, развивает бокс, платит своим боксерам, содержит тренеров, зал, и вы лишаете человека чего-то в самом начале. О каком развитии мы можем говорить?
Еще на пресс-конференции перед вечером бокса в Алматы мы уже выставили ее видео, говорилось, что люди хотят развиваться, но так развиваться не получится. И я на пресс-конференции сказал, что это мое последнее шоу в Казахстане, как в воду глядел.
И если говорить о том, что спонсор был один. Федерация якобы говорит, что были госденьги. Там не было никакого госбюджета. Это любимая карта всех популистов. О каком госбюджете идет речь?
Из нашего бюджета практически все тратилось на продакшен. Один только перелет соперника из ЮАР стоил достаточно приличных денег. Не было никакого госбюджета, не было поддержки от акимата. Это полностью частная история. И поддержки от акимата не было не потому, что там не захотели, а потому, что мы не обратились даже.
Мы сделали полностью частное шоу на частной арене. Изначально мы договаривались провести на арене Балуана Шолака, но позже выяснилось, что там чемпионат мира по шахматам. "Алматы Арену" не смогли взять, потому что она максимально загружена. Участия государства в этом проекте - ноль.
Но, опять же, это не упрек, просто мы не обратились ни к кому. Мы не считали нужным обращаться к кому-то. Был один спонсор, и, в принципе, мы смогли сделать шоу за счет одного спонсора. И исходя из этого бюджета, стоимость санкций от федерации на тот момент для меня была слишком высокой.
В прошлом году лицензия боксеров стоила сто долларов. Я в том году еще говорил, что нужно сделать одноразовую и, как я понял, ее сделали, она стоит 25 долларов. Но даже при таком раскладе, смотрите, казахстанская профессиональная комиссия за лицензию боксеров ничего не берет. А ведь если у боксера нет денег на лицензию, кто будет платить, промоутер?
Поэтому выбор очевиден. И боксерам хорошо, и промоутерам, когда не нужно за лицензию платить. Я думаю, это все удобно. Тот же Adal Promоtion работает с комиссией. Зачем платить, когда можно потратить деньги на что-то другое?
Федерация в этом вопросе мне обходилась в 3,5 раза дороже, чем комиссия. Здесь любой бизнесмен или человек, немного разбирающийся в математике, ответит на вопрос.
- У многих из-за этого заявления федерации теперь вопрос - войдут ли бои казахстанских боксеров в официальную статистику?
- А они уже в статистике. Уже через полчаса после шоу они были в статистике BoxRec. И кстати, если у федерации это занимает три-четыре дня, то у нас это все было уже после шоу. Это официально, BoxRec, конечно, ничего не отменял и отменить не может. И если кого-то лишают лицензии, это не означает, что не засчитают бой.
- Итак, вы сказали, что не будете больше проводить шоу в Казахстане. Но продолжите ли вы работать с казахстанскими боксерами, в том числе с Садриддином и Джукембаевым? Может быть, кого-то еще присмотрели?
- Начнем с того, что у Садриддина есть промоутер, у него есть контракт. Когда выбирался для него соперник, это обсуждалось с его промоушеном. Джукембаев, да, сейчас свободный агент. Есть некоторые разговоры, посмотрим, как будет складываться. Я думаю, его бой прошел хорошо и был достаточно интересным и зрелищным.
Вообще классно, когда десятираундовый бой заканчивается в шестом или седьмом раунде. Но что касается того, присмотрел ли я других боксеров... Возможно, я полностью уйду с казахстанского рынка. У меня есть новые проекты, на которых хочу сосредоточиться и не зацикливаться на одном месте.
Если раньше мне были интересны боксеры в основном из Казахстана, потому что я верил в этот бокс, то сейчас, скорее всего, ответ "нет". Потому что есть моменты, которые отталкивают. Скорее всего, я буду смотреть другие рынки, других боксеров, потому что сами люди не хотят.
Даже есть некоторые платформы, которые так представляли соперника Джукембаева, что хочешь - не хочешь, прочитаешь и подумаешь: "Везут какого-то мешка". Я считаю, что новостные порталы не должны так делать. В США, например, такого нет, а тут ты заранее готовишь публику к чему-то негативному. Скажем, я потерял свой интерес к этому рынку. Во всяком случае пока это так.
- Но при этом вы продолжите работать с Елеусиновым и Дычко?
- Да. По поводу боя Данияра идут переговоры. Есть две даты, которые мы обсуждаем. Это февраль и март. Два разных совершенно шоу. Два разных оппонента топ-уровня. Посмотрим, как эти переговоры завершатся. Дычко в феврале должен вернуться на ринг. Сейчас мы договариваемся с BLK Promotion. Если не ошибаюсь, там будет в главном бою вечера драться Эдриэн Бронер, вероятно, Дычко будет соглавным, ждем объявления.
А если подытожить всю эту тему. Тут же речь идет о развитии казахстанского бокса. Тут на одной чаше весов комиссия, которая обходится в 3,5 раза дешевле, которая дает лицензии боксерам бесплатно. И на другой чаше весов федерация, у которой все в 3,5 раза дороже, а боксерам надо платить за лицензию.
И наверняка не я один, кто смотрит в свой бюджет и предпочитает работать с комиссией. Тем более, учитывая, что мы не тратим госбюджет, а все частное. Я думаю, здесь выбор очевиден для каждого.
Невозможно развивать бокс, когда ты ставишь большие суммы. Как драться боксеру, у которого год не было боев, или вообще еще не было, у которого нет ни менеджера, ни промоутера, но он хочет зарабатывать какие-то деньги, при этом он должен платить за лицензию, помимо медобследования и прочего? Даже при одноразовых лицензиях.
Любой промоутер согласится со мной, что платить такие деньги за санкции - это чушь. Да, есть страны, где цены такие же. Но там и уровень бокса другой. Там и количество шоу больше. Если ты знаешь, что ты проведешь пять-шесть боев за год, то, наверное, можно платить деньги, так как ты зарабатываешь. А тут всего два шоу в конце года. Наше и еще одно, где дрался Тураров.
В прошлом году в декабре мы сделали шоу, еще пара компаний сделали, и все, через год ровно у тебя следующее шоу. Это ненормальная ситуация. Поэтому платить такие большие деньги за санкции не имеет никакого смысла.