После годичной передышки неоднократная чемпионка зимних Азиатских игр и всемирных универсиад Светлана Малахова решила возобновить спортивную карьеру и вновь встала на лыжи. Однако, по словам спортсменки, результат оказался значительно хуже, чем она ожидала. 21-е место на одном из этапов «Тур де Ски» Светлане не по вкусу.
– Сейчас пока трудно давать какието оценки, – по телефону отвечает Светлана МалаховаШишкина. – Слишком мало времени прошло после моего возвращения. Подготовительный процесс шел без срывов, но рассчитывать на хороший результат в этом году, наверное, уже не стоит.
– Все так плохо?
– У нас полностью сменился тренерский состав. Прежде мы восемь лет работали под руководством Владимира Филимонова по одной программе. Он наперечет знал все наши сильные и слабые стороны, предпочтения и особенности. И был прогресс. Сейчас все по-другому. Нам обещают, что новая система обязательно приведет к результату, но пока его нет. Хотя мы выполняем все, что нам говорят. Может быть, организм иначе реагирует на новые нагрузки.
– После прошлогоднего чемпионата мира вы объявили, что заканчиваете с гонками. Что потянуло обратно?
– Я собиралась родить второго ребенка, но не вышло. Сначала я с удовольствием отдыхала. Занималась только домашней работой, ничего больше мне не хотелось. Так прошло лето. Потом наступила осень, у нас в Риддере выпал снег. Мне очень захотелось покататься на лыжах. И я каталась. Опять-таки в свое удовольствие. Без нагрузок. Но постепенно организм сам начал их требовать. Мне уже не хватало физической активности, напряжения, усталости. Так постепенно созрело желание снова начать тренироваться. У меня появилось ощущение, что я еще не использовала весь свой потенциал.
– Домашние как отреагировали?
– Поначалу не очень. Успели уже привыкнуть к мысли, что я постоянно нахожусь дома, и перспектива, что я опять буду месяцами отсутствовать, их совсем не обрадовала. Но всетаки мой муж, тренер по лыжным гонкам, поддержал меня. Он всегда на моей стороне. Сейчас он мой личный тренер.
– После того как вы с Оксаной Яцкой в один голос заявили, что хотите побыть просто мамами, женской сборной Казахстана по лыжным гонкам практически не стало. Вас не просили вернуться?
– Поддерживали, да. Но чтобы ктото меня просил или уговаривал – такого не было. Решение вернуться было только моим. И с Оксаной мы этот момент никак не обговаривали. Она вернулась раньше меня. Тоже по собственному желанию.
– Тяжело было восстановить форму?
– Очень сложно выступать, не пройдя летнюю подготовку. А я только в январе начала использовать силовые тренировки. Но решила выступить в марте на чемпионате Казахстана. Этого, конечно, можно было и не делать. Даже если бы я просто сказала, что хочу вернуться в сборную, меня бы взяли. Но не хотелось, чтобы молодежь потом тыкала пальцем, что вот, мол, год дома провалялась, а теперь лезет. Я заняла второе и четвертое места. Это был достойный результат. И я снова начала тренироваться с командой.
– Как отнеслись к этому молодые лыжницы?
– Наверное, не очень обрадовались. Но на самом деле грустно, что нам не выросло хорошей смены. Все эти годы мы с Оксаной фактически соревновались лишь друг с другом. Если бы за нами была молодежь, постоянно наступающая на пятки, уверена, что и у нас прогресс был гораздо сильнее. А так, мы приезжаем на чемпионат Казахстана с этапов Кубка мира. Знаем, кто в какой форме находится, кто как себя чувствует. И заранее можем безошибочно сказать, кто на какой дистанции какое место займет. Неинтересно.
– Почему так получилось?
– Сейчас подросли хорошие девушки. Им по 20-21 году. Между мной, Оксаной и ними – пропасть. Бывало, появлялись талантливые девчонки, но надолго не задерживались. Почему так, я сказать не могу.
– Еще недавно у нас была сильная эстафетная команда. Что сейчас?
– Она так и осталась. В этом сезоне мы дважды выступили старым составом. Я, Оксана, Лена Коломина, у которой сейчас грудной ребенок, и Елена Антонова, самая взрослая наша спортсменка. Молодежь гораздо слабее. До эстафеты им надо еще расти. Мы заняли 7-е и 8-е места. Прежде доводилось занимать 4-5-е. Не сильно отстали, но хочется-то большего.
– Вы совсем недовольны своими результатами?
– Просто я сравниваю их с прошлыми годами. Даже когда по какойто причине были срывы в летней подготовке или «вкатка» проходила без снега, результат был лучше. Ближе к десятке. А сейчас об этом и речи не стоит. Я финишировала 21-й, 26-й, 28-й. В тридцатке. Посвоему это неплохо. Элитный дивизион считается. Когда-то к такому результату мы стремились. Но сейчас он не радует.
– С Владимиром Филимоновым общаетесь? Он както комментирует то, что у вас получается?
– Общаемся, но спортивные нюансы не обсуждаем. Он просто нас поддерживает: давайте, девчонки, у вас все получится. Просто необходимо время для адаптации. В нашем возрасте год простоя не может пройти бесследно. Все забывается, мышцы атрофируются, координация нарушается. Это в молодости я после родов за три месяца восстановилась и начала работать в полную силу. Сейчас не так.
– Хотя, с другой стороны, 30 лет для лыжных гонок – самый расцвет.
– В этом году мне исполнится 32. Возраст в самом деле оптимальный. Наиболее рабочий. Я специально смотрела статистику Ски-тура. Молодых там было не много. В основном спортсменки 1975-1978 годов рождения. И я думаю, все они останутся в строю до Олимпиады, а вот после нее начнется массовая смена поколений.
– Вы с Оксаной о Ванкувере что думаете?
– За Оксану отвечать не могу, а я вернулась в спорт как раз с целью выступить на Олимпийских играх. Как можно более удачно выступить.
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!