Шпаги звон и звон медали / Фехтование

Шпаги звон и звон медали
 
Просветленные болельщики казахстанского спорта знают, что фехтование всегда было гордостью отечественной спортивной славы. В свою очередь ведущую роль в нашем фехтовании всегда занимала шпага, в особенности мужская. Что нас ждет на ближайших Азиатских играх в Китае, что мы должны видеть в перспективе ближайшего будущего?

Ведь не секрет, что многие тренеры и лучшие спортсмены уходят. Есть ли смена и будет ли жить шпага в Казахстане, какие условия для культивации фехтования в стране? На все эти вопросы мы попытались ответить, побеседовав со старшим тренером по шпаге Алматинской федерации фехтования, заслуженным тренером Казахстана, мастером спорта Советского Союза Валерием ДИМОВЫМ.

— Валерий Павлович, напомните нашим читателям о том, что казахстанская шпага всегда отдичалась на мировом уровне.
— Да, так уж сложилось, что со шпагой у нас связано множество славных традиций. Все началось с мирового первенства 1969 года, проходившего на Кубе, когда Игорь Валетов неожиданно для остальной мировой общественности и зарубежной спортивной прессе стал чемпионом планеты. После почти сразу же был Владимир Резниченко, который стал олимпийским и мировым призером, он потом уехал за границу и в составе германской команды стал олимпийским чемпионом. Казахстанские традиции 60-х годов заложили мощнейшую и классную школу. С приобретением независимости первый серьезный старт пришелся на Азиатские игры в Хиросиме в 1994 году. Там мы произвели фурор, выиграли командное первенство и заняли второе и третье личные места на подиуме. Следующие Азиатские игры в Бангкоке мы снова серебряные в командном зачете. На третьих Играх Желтого континента в Пусане 2002 года мы уже в ранге одного из фаворитов противостояли мощным корейцам, принимавшим у себя соревнования, они имели на тот момент медали чемпионата мира. Мы вышли на хозяев полуфинала и при всей этой двадцатитысячной сверхэкспрессивной толпе (корейские болельщики сейчас известны по всему миру своей неуемной страстью и неистовым натиском поддержки своих любимцев) мы с ними, в общем, разобрались в пух и прах и уже в финале оформили китайскую команду. Также бронзу в личном зачете выиграл еще и Сергей Шабалин. Ну и на последних играх в том же Пусане мы снова бронзовые в команде. Девять раз выигрывали чемпионаты Азии. Этого пока еще никто не повторил. Такие вот традиционно сильные выступления на Азиадах идут рука об руку с не самыми лучшими выступления на мировом первенстве и Олимпиадах. Так уж сложилось, что те же корейцы, которых мы обыгрываем на Континентальных играх, выступают лучше на мировых первенствах. В Пекине, например, мы не попали только по воле рока: от Азии квалифицировалась одна страна по рейтингу, и мы лидировали в этом зачете, выиграли у французов, но Россия дважды проиграла Южной Корее, и те обошли нас на два очка. Корейцы, в свою очередь, на Олимпийских играх выступили неудачно. Такие вот славные традиции в отечественной шпаге.

— Значит, на предстоящих Азиатских играх мы небезосновательно претендуем на медаль как минимум в команде и так же надеемся на личный пьедестал?
— Да. В июле в Сеуле будет еще чемпионат Азии, с недавнего времени сделали его проведение в год Азиады, раньше такого не было. Но теперь там надо зарабатывать рейтинговые очки для Игр, это будет серьезная подготовка, как плацдарм к Китаю. К нему мы готовимся очень серьезно, как на войну… (Улыбается.)

— Мы выставим кого-нибудь на молодежную Олимпиаду?
— Да. У нас есть Кирилл Жакупов (исполнится 17 лет), чемпион Азии в этом году в команде и бронзовый лично, третий на Кубке Казахстана среди взрослых — очень интересный мальчик. На Олимпиаде будет всего 12 человек, турнир скоротечный, словно финал.

— Кто будет биться в составе сборной?
— К основной четверке Эльмир Алимжанов, Сергей Шабалин, Александр Аксенов, Дмитрий Грязнов (все МСМК, а Шабалин ЗМСМК, Аксенов, Шабалин чемпионы Азиады, Алимжанов и Грязнов чемпионы мира среди молодежи. — Прим. авт.). Я добавлю еще двух молодых восемнадцатилетних шпажистов Дмитрия Алексанина и Руслана Курбанова, оба они уже стали чемпионами Азии среди молодежи. Это мастера, которые уже на равных фехтуют со взрослыми оппонентами.

— Все это мужские команды, а что с женской?

— К сожалению, после ухода Василия Скорневского и его дочки Екатерины, а также Михаила Мищука и его дочки Маргариты сборная ослабла, будем теперь работать над сменой.

— Значит, преемственность и смена поколений в Казахстане остается?
— Да. Некоторые, конечно, уезжают, как, например, из молодежного состава, в котором были Алимжанов и Грязнов, в Россию уехали, Сергей Ходос и Сергей Пантелеев сменили гражданство, Ходос сейчас претендует на основу сборной России, был третьим на Кубке мира, думаю, попадет. Они уехали вместе со своим усть-каменогорским тренером, заслуженным тренером Казахстана Василием Скорневским. Много тренеров ушло в тот же Китай, много предложений приходят нам из других азиатских республик; очень выгодные контракты предлагает Гонконг и др. В одной Америке, наверное, человек двадцать сейчас занимаются преподаванием. Но некоторые остаются и защищают честь республики на голом патриотизме. Со стороны шпаги, могу сказать, что преемственность остается, и смену мы растим. Растим в парадоксальных условиях: очень низкая зарплата у начинающих тренеров, нет в этом отношении мотивации, также катастрофически не хватает в республике залов. Сейчас мы занимаемся в зале интерната для особо одаренных детей им. Ахмета Карпенкова. Это единственный в городе большой зал. Существует перспектива открыть систему клубов; у нас был небольшой опыт, мы начали набирать учеников, на платной основе собрали группу в восемьдесят человек, а бесплатно я не смог ни одного найти! Парадокс — люди уже не верят в бесплатный спорт. Поэтому мы вынуждены работать с детьми из интерната. Но перспективы все равно остаются, мы не даем погибнуть казахстанскому фехтованию. (Вот уж действительно рыцарский вид спорта, ибо тренеры не жалуются, не просят, а работают на высочайший результат, по сути, на административных руинах. — Прим. авт.).

— Какая опулярность среди молодежи у фехтования?
— В Европе просто бешеная; в Германии, к примеру, около ста клубов, в чемпионате Италии участвуют четыреста человек в одном виде оружия. В Китае, естественно, счет идет на миллионы… (Улыбается.). Вспоминаю чемпионат мира в Турине. На конькобежной арене в финале было тысяч десять зрителей, билетов не достать — сложилось ощущение, что мы на футбольный матч попали. В Италии в каждом городе клубы — любовь огромная. Мы тоже вынуждены не всех принимать, только самых одаренных. Мест не хватает, залов.
Автор: Владимир Литвинов
Источник: PROСПОРТ.kz

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Метки: