Сергей Булыгин: «Если ходом проигрываем, то стреляем хорошо» / Биатлон

Заместитель председателя Федерации биатлона
Беларуси Сергей Булыгин
 
Нынешний год для наших «зимников» во многом станет насыщенным и знаковым. Что и говорить — ведь впереди Белая Олимпиада. Свое мнение о предстоящем зрелище в Ванкувере высказал олимпийский чемпион 1984 года по биатлону в эстафетной гонке на 20 км, а ныне заместитель председателя Федерации биатлона Беларуси Сергей Булыгин, побывавший в южной столице с деловым визитом.

— Сергей Иванович, вы уже побывали на наших трасах, расскажите о своем впечатлении от них. Через год Казахстан будет проводить Зимние Азиатские игры, и мнение спортсмена такого уровня, как вы, всегда интересно.
— В Алматы я приезжаю не в первый раз. Я не специалист, но думаю, что трассы достаточно хороши. Мы были во многих местах, поэтому есть с чем сравнивать. Если в Европе спуски и подъемы более пологие, то здесь нужно приложить больше усилий. В этом есть свои плюсы. К сожалению, пока не на всех участках я побывал, но то, что видел, в принципе соответствует уровню. Нужно доделывать инфраструктуру. Помимо этого, скажу, что я достаточно часто общаюсь с Владимиром Смирновым и другими вашими специалистами и вижу, что они очень серьезно относятся к подготовке к Азиаде.

— Что вы думаете о казахстанских спортсменах? Кого можете выделить из них?
— Даже не специалисту видно, на каком уровне находятся спортсмены Швеции, Германии, России или Норвегии — и Казахстан… Конечно, если говорить об Азиатском регионе, то здесь вы — лидеры. Азиада станет для вас хорошей практикой во многих аспектах. Пристально за вашими биатлонистами мы не следим. Знаю, что у вас сейчас работает Александр Голубев, российский специалист. К сожалению, вы успели его перехватить. (Смеется.) Я сам собирался сделать ему приглашение в нашу команду, но немного опоздал. Мы и сейчас с ним общаемся. Он очень талантливый тренер, думаю, что за ближайшее время он успеет что-нибудь сделать для вашей сборной.

— А как подошла к Олимпийским играм в Ванкувере белорусская команда по биатлону?
— Об этом можно долго дискутировать. Сегодня ты находишься во второй десятке, а завтра можешь и победить. Скажу, что наша команда к этим Играм достаточно неплохо подготовлена. Есть хороший потенциал. Особенно в женской части сборной. Здесь мы можем претендовать на различные медали в любой из дисциплин по биатлону. Единственный аспект — это психология самих спортсменов. Все-таки уровень Олимпийских игр давит на многих. Я могу привести тысячу примеров, когда явный претендент мог завалить гонку. За медали могут бороться примерно 10- 15 человек. То есть любой из этого числа может взять золото. Но кто из них будет морально более устойчив, тот и станет триумфатором. Возьмем команду Германии. В индивидуальных гонках вроде бы все бегут очень хорошо, но в эстафете могут наблюдаться провалы. Нойнер может завалить или Хаусвальд. Наши девчонки могут здесь проявить себя. Если ходом мы проигрываем, зато стреляем здорово.

— Максимальная задача?
— Медаль любого достоинства в любой дисциплине. С мужской дружиной все немного сложнее. (Пауза.)

— Ваша главная проблема?
— В первую очередь тренерские кадры. Эта проблема стоит как первоочередная не только в белорусской команде, но и во многих других странах. Качественные специалисты востребованы, и им платят неплохие деньги. И переманить их к себе достаточно трудно. Второе — есть вопросы и к сервисной группе. Казалось бы, ну что там проигрыш десятка секунд на круге из-за того, что лыжи не катят так как нужно? Но в итоге ты можешь проиграть полторы минуты из-за неэффективного скольжения лыж. Это очень важно. Сейчас мы пригласили к себе австрийского смазчика, который и возглавляет группу. Пока его работа, тьфу-тьфу-тьфу, нареканий не вызывает.

— Перейдем к вопросу тренерского легионерства. Есть ли сейчас в Беларуси свои тренера, которые могут воспитать олимпийских чемпионов?
— Нет. Не хочу обижать своих специалистов, но пока я среди них не вижу тренеров такого уровня. Сейчас в команде у нас работает немецкий тренер Клаус Зиберт, австрийский смазчик, и мы планируем пригласить еще одного наставника из заграницы.

— И много запрашивают специалисты высокого класса, понимая, что на них испытывают дефицит?
— Не всегда. Клаус Зиберт, например, в прошлом призер Олимпийских игр, неоднократный чемпион мира, до нас работал с командой Китая. Так вот он выразил желание работать в нашей стране, не взирая на деньги. Сказал, что ему нравится сотрудничать с нами и он видит перспективы в спортсменах. Для него это главный стимул. Я не буду озвучивать сумму, которую он у нас получает, многие просто рассмеются. Есть и такие, которые просят заоблачные суммы, но ничего не делают.

— Об уровне спорта судят по тому, как развивается детский спорт. Как у вас обстоит дело с этим?
— Очень хорошо. В Беларуси есть 22 спортивные школы. Мы сегодня стараемся отбросить старый метод подготовки. И занимаемся не с каждым, кто пришел в секцию, а проводим тестирования, и на них делаем упор. Это приносит свои плоды. Тем более что наш Президент оказывает нам свою поддержку. За нами закреплены предприятия, которые оказывают нам спонсорскую помощь. И мы знаем свой бюджет и рассчитываем, из чего нам исходить. Это удобно. И в итоге шесть сборных (юношеских, юниорских и молодежных, как девочек, так и мальчиков) мы периодически вывозим за границу на соревнования. Проколы есть, но есть и успехи.

— Вы очень много и самое главное — очень рано добились того, к чему многие идут годами. Не испытывали звездную болезнь, выиграв Олимпиаду?
— Нет. Вы правильно заметили. Я очень рано стал добиваться многого. Еще в юниорском возрасте завоевал золото чемпионата мира, поэтому после олимпийской медали какого-то головокружения у меня не было. Помимо этого выигрывал другие престижные соревнования, чемпионат страны, Спартакиаду народов СССР. И так далее. Да и команда у нас была такая, что не выставляли себя друг перед другом. Конечно, были единицы, которые испытывали некое головокружение после успехов. Сейчас многое изменилось.

В командах раньше была такая дисциплина, которая нынешней молодежи и не снилась. «Демократия, демократия!» — кричат многие. Да зачем она нужна, если идет такой бардак? В моду вошло такое: «Моя жена (или муж) будет моим личным тренером». И все тут. Начинает упираться. Какая она ему тренер?! Что она будет ему делать? Бегать с ним на трассе или проводить тестирование? Нет. Скорее всего, будет привозить или увозить на машине да разъезжать по заграницам. Вот и вся демократия. Это же глупость. В наше время такого не было. Попробуй, скажи такое, сразу же из команды выкинут.
Автор: Дамир Серикпаев
Фото: Сергей Архипов
Источник: PROСПОРТ.kz

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Метки: