Новости
9 июня 2009 10:26

Николай Чеботько: «Мечтаю об олимпийской медали» / Олимпиада

Николай Чеботько — один из немногих, с кем мы связываем надежды на медаль предстоящих зимних Олимпийских игр в Ванкувере. Минувший сезон сложился для него неплохо, а недавно он вместе со своими товарищами по лыжной сборной Казахстана приезжал в Алматы, чтобы пройти тестирование в Центре спортивной медицины. Там и удалось поговорить с ним.

Универсал

— В предыдущем сезоне вы добились наибольшего успеха в спринте, а в этом — на дистанционных гонках. Сменили приоритеты?
— Я, наверное, все-таки отношусь к универсалам. Если брать в целом, то у меня в последние годы и спринт, и дистанционные гонки получались примерно одинаково. В мировой элите все лыжники сильные, хорошо подготовленные, и исход каждой гонки во многом зависит от правильного подбора лыж, от того, удалось угадать со смазкой или нет. Попадешь «в точку» — шансы подняться на пьедестал значительно повышаются, и наоборот. А кроме того, видимо, сказались особенности подготовки к нынешнему сезону в летний период, когда мы работали, главным образом, над функциональной выносливостью, от которой и зависит успех на дистанционных гонках. А уже зимой те члены команды, которые могут показать что-то в спринте, стали серьезно работать и над развитием скоростных качеств. Кстати, в этом году у меня временами спринт тоже неплохо получался. Например, между двумя дистанционными этапами «Тур де Ски», на которых мне удавалось занять третье место, я пробился в финал спринтерской гонки. Но там в соперники попались итальянец и сразу четыре норвежца, которые и очень быстры, и сильны в тактическом плане. Бороться с ними было очень тяжело.

— По ходу сезона норвежцы выиграли едва ли не все спринтерские дисциплины, а Петеру Нортугу не было равных на финишных отрезках гонок с масс-старта. Откуда такое подавляющее преимущество над другими в скоростной подготовке?
— У норвежцев существует четкое разделение на тех, кто бегает только спринт, и тех, кто участвует только в дистанционных гонках. Словом, узкая специализация. Пожалуй, единственное исключение — это Нортуг, который силен и как спринтер, и как дистанционщик. То есть, универсал вроде меня. Конечно, я не ставлю себя на один уровень с ним, но иногда мы с ним боремся на равных. Особенно хорош он в гонках с масс-старта. Если Нортуг на дистанции не отпускает других от себя и постоянно держится в головной группе, то почти всегда выигрывает, поскольку среди универсалов он является лучшим финишером. Поэтому остальным нужно «задергать» его, постараться убежать от него по ходу гонки.

— В гонках с масс-старта вы обращаете внимание на то, кто из лыжников идет впереди? Выбираете ли кого-то в качестве ориентира?
— Конечно. В таких гонках это очень важно. Допустим, на первых десяти километрах впереди тебя лыжник, который в течение всего сезона ничего не показывал, но на данный момент в состоянии неплохо пройти такой отрезок. А потом, когда начнутся рывки, рваный темп, он может не выдержать, и ты, если идешь за ним, рискуешь «поймать» просвет в несколько секунд, который затем очень сложно будет ликвидировать. Поэтому нужно правильно выбрать тех лыжников, за которыми следует держаться. В этом случае даже если лыжи не очень катят, есть шанс не отстать. Скажем, вторую «бронзу» на «Тур де Ски» я завоевал в гонке на 20 километров с масс-старта. Она была классическим ходом, и я старался держаться недалеко от немца Акселя Тайкмана, который силен именно в «классике» и к тому же в тот момент был в хорошей форме. И если бы мне немного не помешал Дарио Колонья (на финише Чеботько обошел именно швейцарца, будущего победителя общего зачета «Тур де Ски» и обладателя Кубка мира — Ж.Б), то я мог бы закончить дистанцию пусть не первым, то хотя бы вторым.

— А вообще, какие гонки вам даются легче — с масс-старта или с раздельного?
— Это зависит от того, в каком я состоянии нахожусь. Если в хорошей физической форме, то без разницы. Если же кондиции не очень, то, конечно, легче идти с масс-старта, поскольку можно продержаться за сильными гонщиками. На «Тур де Ски» у меня получилось стать призером в обоих видах гонок. Мы к этим стартам очень хорошо подготовились, находились на психологическом подъеме. Вот только на последнюю гонку в гору меня не хватило. В начале подъема стало ноги сводить от судороги, и я шел наверх прихрамывая.

— Таких гонок, когда добрую треть дистанции, причем непрерывно, приходится не бежать, а буквально карабкаться в гору, на обычных этапах Кубка мира, насколько мне известно, не бывает. Какие ощущения были у вас в тот момент?
— Да, такая гонка есть только на «Тур де Ски». Что же касается ощущений, то передать их очень сложно — человек, который никогда не занимался серьезно бегом на лыжах, не поймет. Обычно подъем длится, самое большее, 300–400 метров, а там надо было лезть вверх 3,5 — 4 километра. И вот ты преодолеваешь привычные для тебя 300–400 метров, а потом начинается кризис, мышцы затекают. Поэтому приходится идти чисто на характере, на, так сказать, морально-волевых. И если ты внутренне чуть-чуть надломишься, если начнет закрадываться предательская мысль «ещё немного, и все — больше не выдержу», то собраться потом будет крайне сложно. В общем, очень специфическая и очень тяжелая гонка. Тем более, когда позади целая неделя ежедневных стартов.

Ставка на Олимпиаду

— Так получилось, что первый ваш подиум на этом «Тур де Ски» был 31 декабря. Новый год как встречали?
— Был обычный ужин в столовой. Нам подали сок, тренеры налили себе немного шампанского, поздравили нас. О том, чтобы устроить какой-то праздник, никто даже не заикался, потому что на следующий день утром должна была состояться гонка. И это касается не только нашей команды — все участники поступили так же. Надо было ложиться пораньше, высыпаться, чтобы восстановить силы.

— С этапа на этап как добирались?
— На автобусах. Раньше у нас был только один, а этой зимой стало два. Отбегали, собрались — и поехали в другое место.

— А как на этапах Кубка мира?
— То же самое. В основном передвигаемся по Европе на автобусах.

— Это, наверное, удобнее, чем на самолетах — не надо тратить время на регистрацию, на прохождение таможенного досмотра?
— Когда как — это от расстояний зависит. Например, если предстоит перебираться из Финляндии во Францию, то лучше на самолете. А наши вещи доставляются автобусами, в которых едут также тренеры, смазчики. Им, а также водителям особая благодарность — они готовы терпеть неудобства, лишь бы нам было комфортно и ничто не мешало настроиться на следующие гонки.

— Своим выступлением на чемпионате мира в Либереце, наверное, не очень довольны?
— Не скажу, что так уж сильно, но определенное неудовлетворение есть. Первая гонка на 15 километров «классикой», которая у нас обычно неплохо получается, на этот раз не сложилась — полностью «пролетели» со смазкой. Лыжи не шли, но надо было до конца идти на максимуме. В общем, можно сказать, не показал никакого результата и в то же время потратил много сил, что впоследствии наложило отпечаток и на следующие гонки. Через день мы бежали уже 30 километров, и на сей раз вроде бы угадали с мазью, но я не успел восстановиться. Это был масс-старт, мы с Сережей Черепановым все время шли в головной группе, но на финишный рывок сил у меня уже не хватило — оттого, что слишком много их растратил на предыдущей гонке.

— А вообще возможно два раза за сезон выйти на пик формы — скажем, на «Тур де Ски» и на чемпионате мира?
— Думаю, что да. В этом году мы пробовали, экспериментировали. Например, после «Тур де Ски» и небольшого отдыха поехали на сбор в горы. Возможно, стоило провести этот период на равнине, чтобы не так сильно загружать организм. Но даже негативный опыт тоже полезен. Ведь никто не может со стопроцентной уверенностью сказать, что надо готовиться именно так, и это принесет победу. Все, даже самые сильные гонщики, случается, «пролетают». Приходится идти методом проб и ошибок, чтобы найти оптимальный вариант. Но если вернуться к чемпионату мира, то, скажем, мы с Лешей Полтораниным в принципе достойно выступили в спринтерской эстафете (её иначе называют командным спринтом — Ж.Б.) — боролись с сильнейшими почти на равных и проиграли им совсем немного. И потом, я выступал почти во всех гонках — дистанционных, спринтерских, в эстафете. Думаю, к Олимпиаде надо готовиться более нацеленно, сконцентрировавшись на двух-трех дисциплинах, потому что все объять невозможно.

— На прошлой Олимпиаде вы с Евгением Кошевым стали шестыми в командном спринте. Скорее всего, в Ванкувере эту дистанцию вы тоже будете бежать вдвоем. Есть шансы занять там высокое место?
— Конечно, мы на это рассчитываем, тем более что в Ванкувере командный спринт будет «коньковым». На чемпионате мира 2007 года в Саппоро мы тоже бежали эту дистанцию «коньком», и если бы Женя не упал на самом финише, думаю, на 90 процентов была бы медаль. Словом, есть от чего отталкиваться, поскольку в этой дисциплине мы уже добивались определенных результатов и знаем, что можем биться с другими на равных. И есть к чему стремиться — после призовых мест на этапах Кубка мира очень хочется медалей на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Пока нам все время чего-то не хватает, но мы работаем.

— Вы, наверное, знаете, что спортивное руководство Казахстана планирует привезти из Ванкувера хотя бы одну медаль, и главные надежды связаны с лыжниками, в частности, с Николаем Чеботько, то есть с вами…
— Ну, почему же только с лыжниками — есть ещё Дмитрий Рейхерд.

— Он в этом сезоне выступал не совсем удачно.
— Сезон на сезон не приходится. К тому же спорт очень непредсказуем, а Олимпийские игры — это и вовсе особые соревнования. Бывает, что явные фавориты «проваливаются», а кто-то неожиданно «выстреливает». И вообще очень сложно, даже невозможно что-то предугадать. Например, Андрус Веерпалу всю зиму вроде бы ничего особенного не показывал, нам часто проигрывал. Незадолго до мирового первенства он на этапе Кубка мира занял 19-е место, я — 20-е, то есть мы были рядом. Но уже в Либереце он — чемпион мира на дистанции 15 километров «классикой», а где я? Или обратный пример — Дарио Колонья. Весь сезон был явным лидером, а на чемпионате мира не завоевал ни одной медали.

«Хочу в Сочи»

— Сколько у вас лыж?
— В этом году я использовал на соревнованиях около 20 пар.

— Я слышал, что у норвежцев, шведов, лыжников из некоторых других стран их намного больше.
— Да, это так, но мне моих вполне достаточно. Даже если бы у меня было больше лыж, я бы не смог их возить. Это сложно и чисто физически, и в финансовом плане. Тем, кто живет в Европе, проще, а мы должны доставлять туда лыжи на самолете, платить за перегруз. Поэтому беру только те, которые мне точно пригодятся. И с лыжами мы практически не «пролетаем». Да, бывают исключения — два-три старта в год, но от этого не застрахованы даже гонщики из ведущих стран, хотя у них и инвентаря, и оборудования для его подготовки, и смазчиков намного больше. Кстати, в нашей команде всего два смазчика (один — по мазям, второй — по парафинам), но они умудряются выполнять такую же работу, что и 10 норвежцев или шведов. Поэтому за границей их очень уважают. Все спрашивают: как вам это удается — имея столь малочисленную сервис-службу, конкурировать с другими командами?

— Я видел фотографию огромной автомашины «Скания» с кузовом-фургоном, в котором установлено все необходимое оборудование для смазки лыж…
— Да, она изготовлена по заказу сборной Швеции. Это настоящий прорыв в организации сервис-службы — такого раньше не было. Настоящий дом на колесах.

— Лыжи для классического и для конькового хода сильно отличаются?
— Это вообще разные лыжи. То есть на «классических» ты не побежишь «коньком», и наоборот. «Коньковые», во-первых, более жесткие, пружинистые, во-вторых, они короче, в-третьих, у них нет определенной колодки для мази. «Классические» же — более длинные, более гибкие, у них есть специальное место для нанесения мази, на них идешь более спокойно. Разница между ними примерно такая же, как между горным велосипедом и шоссейным. Ботинки для разных стилей бега на лыжах тоже разные. А есть ещё ботинки для дуатлона — они как бы средние, и не «коньковые», и не «классические». Не очень удобно, но терпимо.

— Об этом особо нигде не сообщалось, но в тренерском штабе сборной, как я понял, произошли некоторые изменения…
— Да, с мужской командой будет работать Сергей Васильевич Тишков. Он тренировал нас до весны 2007 года, потом уходил, а теперь снова вернулся. То, что у нас были разные тренеры, а значит, разная подготовка, может, и к лучшему, ведь каждый привносит что-то свое, у нас нарабатывается разный опыт. Наверное, Сергей Васильевич за эти два года придумал что-то новое, что позволит нам выйти на более высокие результаты. Во всяком случае, мы надеемся на это.

— Вы все ещё живете в Щучинске?
— Да.

— Желания переехать в большой город нет?
— А смысл? Например, если бы я жил здесь, в Алматы, то где бы тренировался? А у нас в Щучинске лес, горы, вышел за город в любую сторону — и побежал. Может, трассы не самые лучшие, но для тренировок этого вполне достаточно. Жизнь спокойная, размеренная — никаких «пробок», нервотрепки. Словом, ничто не мешает.

— Чем будете заниматься летом?
— Сезон у нас завершился в конце марта. И после этого я сразу поехал домой, к жене и ребенку. Они меня вдохновляют, в общем-то ради них я и занимаюсь спортом, терплю нагрузки. А 10 июня у нас начинается сбор. Будем бегать на лыжероллерах. Скажу так: летом тренироваться тяжелее, чем зимой. Ведь в эти месяцы идет накопление общефизической базы, а зимой мы больше работаем над скоростью, техникой. И если летом необходимую функциональную основу не заложишь, то зимой тренироваться уже бесполезно.

— Вам 26 лет. Для лыжных гонок это уже возраст?
— Ну, по сравнению с тем же Веерпалу, которому 38, я совсем ещё юный (смеется). А если серьезно, то надеюсь выступить не только в Ванкувере, но и на Олимпийских играх 2014 года. Очень хочу поехать в Сочи. Конечно, постараюсь выиграть в Ванкувере медаль. А если не удастся, то это станет дополнительным стимулом работать дальше. Как и любой другой спортсмен, я мечтаю об олимпийской награде. Далеко не у всех это получается, но стремиться надо.

Досье

Родился 25 октября 1982 года. Первый тренер — Александр Христианович Унгефук. Участник Олимпийских игр 2002 и 2006 годов, четырех чемпионатов мира. Лучшее достижение на Олимпиадах — 6-е место в командном спринте (вместе с Евгением Кошевым) на Играх-2006 в Турине. Лучшие достижения на чемпионатах мира — 7 е место в командном спринте в 2005 году в Оберстдорфе (с Евгением Кошевым) и в 2009 году в Либереце (с Алексеем Полтораниным). Трижды становился призером этапов «Тур де Ски»: 2-е место в индивидуальном спринте на 1,2 километра коньковым ходом в Асиаго (4 января 2008-го), 3-е место на 15 километров классическим ходом с раздельного старта в Нове Место (31 декабря 2008-го) 3-е место на 20 километров классическим ходом с масс-старта в Валь-ди Фиемме (3 января 2009-го). Неоднократный победитель зимних Универсиад в спринтерских гонках.
Автор: Женис БайхожаИсточник: Республиканская газета «Sport&KS» (Sport&KS)

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!