Новости
3 мая 2011 20:31

Кузнецов Александр: Интеллектуальный и творческий футбол

Лучший детский тренер Казахстана 2010 года Кузнецов Александр посетил семинар для элитных тренеров юношеских команд в Республике Беларусь, проводимый в рамках проекта «B&M Sport» с применением передовых методик футбольного образования Бельгии и Голландии, с целью повышения тренерской квалификации.

Александр, расскажите подробнее о семинаре
Семинар организовал футбольный клуб «Динамо», г. Минск. Обучение проводил Мишель Брюнинкс — известный бельгийский специалист в области подготовки юных футболистов.

Расскажите подробнее, в чем суть разработки бельгийского специалиста, каковы ее особенности?
Его программа рассчитана на воспитание футболиста-интеллектуала, который может вырасти до игрока мирового уровня. Он изобрел свой метод обучения футболу через головной мозг, это целая наука!!! Скажу честно, я не знал и никогда не слышал, что такое возможно. Была презентация компьютерной программы для тренеров «Специфичные и условные навыки в футболе»; синаптогенез (навыки, не доведенные до автоматизма - прим.автора), особенности форм организации тренировки (крест, ромб, четырехугольник).
Мишель Брюнинкс разрабатывал свою программу, ориентируясь на игру Барселоны, хотя не является ее фанатом, он говорит что Барселона играет в умный и современный футбол. Благодаря этой презентации, я очень много нового узнал и из области физиологии человека.

Если не секрет можно пару примеров?
Например, ребята 12-13 лет, как можно чаще должны тренироваться босиком. Здесь задействован тактильный компонент, что способствует улучшению техники. При выполнении упражнений с Soccerpal (мяч в сетке) задействованы органы слуха. Мозг реагирует на слуховую информацию быстрее, чем на зрительную. При этом не надо забывать, что наши чувства постоянно нас обманывают. У игрока создаются богатые чувствительные иллюзии, тренер должен быть внимательным и следить за этим. Необходимо использовать видеоанализ, но следить, чтобы не было переизбытка информации. Другими словами, технику владения мячом можно визуализировать и структурировать в пространстве при помощи передач мяча. Так же мы должны не забывать об игровом ритме. Ритм в коллективном использовании является одной из форм синхронизации, а индивидуальный ритм зависит от работы сердца и эмоций, что само собой разумеется. При стрессе ритм работы сердца увеличивается, что негативно сказывается на процессе обучения.
Вот еще пример, вы знаете что в головном мозге есть молекулы которые отвечают за восприятие и сохранения новой информаций и при каком пульсе они эффективны?
Нет. Пульс не должен превышать 120 ударов в минуту, если пульс будет выше, человек забывает эту информацию уже через 2-3 дня.
Еще мы много изучили и опробовали на себе психологические тесты.
Много было сказано о футбольном творчестве.
Сегодня в футболе творчество имеет большее значение, чем когда-либо. Важно знать, что правильное использование времени, пространства и подвижности приводят к творчеству. Мишель предлагает огромное множество новых упражнений, при выполнении которых, всегда присутствует 100%-е внимание, что, соответственно, приводит к правильному выполнению заданий.
Иногда, под творчеством понимают «сознательное обучение», оно означает рутину и одинаковые, неизменные методы обучения. В тренировочном процессе это влияет на потерю внимания и концентрации, что приводит к снижению игрового ритма в матчах. Под «творчеством» в футболе надо понимать быстрое и рассудительное принятие решений, при этом в организме вырабатывается допамин. Без допамина мы становимся медленными, ленивыми и спокойными. Как факт, матч Барселона – Реал(5-0), где хорошо было видно, как игроки Барсы использовали высокий ритм в игре и быстрее принимали творческие решения при контроле над мячом, не оставляя никакого шанса игрокам Реала.

Александр, что было показано на практике?
Большое количество новых для меня упражнений, а самое главное они были связаны одной цепочкой, которая на пятый день моих занятий привела к большому изменению в игре команды; мальчишки стали быстрей, умней, а самое главное они стали одной дисциплинированной командой, это очень важно.
Если мы потеряем внимание учеников и уважение к себе, тогда наши упражнения и задания не будут выполнены. По этим причинам Мишель концентрируется не на своем внимании, а на внимании между партнерами по команде. Для этого он использует в работе игровые схемы в квадратах и «крест», где ребята, сообща, добиваются правильного выполнения упражнений. Такого рода упражнения лежат в основе современного футбола. Это ключ успеха испанского футбола, при работе над контролем времени и пространства. Такие «интеллектуальные» упражнения заставляют игрока непрерывно думать или, по крайней мере, быть постоянно во внимании. Смысл заданий состоит не во взаимных единоборствах, а в использовании синхронизации. Они учат правильным взаимодействиям друг с другом при помощи бега и передачи мяча в различных размерах пространства и времени. Синхронизация означает, что каждый может учиться в группе. Вследствие этого конкуренция в процессе обучения отсутствует. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что в такого рода упражнениях команда учится работать вместе, сообща, а не против друг друга.

Значит конкуренция не нужна в команде?
В команде она необходима, но не в тренировочном процессе.

Вы уже используете этот метод на тренировках?
Да, и скажу что ребятам очень нравятся тренировки. Они заметно стали быстрей, стали разумно принимать решение в игре, улучшилась коллективная игра, что привело к недавней победе в международном турнире памяти Казелько, в городе Алматы, где мы стали чемпионами.

Александр поздравляем Вас и вашу команду с победой.

Фонд Развития Спорта Казахстана

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!