Кто на свете всех милее?

Несколько лет назад, находясь на отдыхе в турецком Бодруме, я случайно столкнулся в лобби-баре с каким-то иностранцем. Парень оказался бельгийцем из северной части Бельгии — Фландрии. Узнав, что я из Казахстана, он сразу же восторженно выпалил два имени: «Астана!», «Александр Винокуров!» и предложил мне выпить с ним. Сказать, что я был приятно удивлен — значит, ничего не сказать. Оказалось, что Йерун (а именно так звали моего нового знакомого) был ярым велофаном и очень уважал Вино.

Надо сказать, что в те времена слово «Казахстан» у большинства людей с Запада вызывало лишь ухмылку и упоминание о псевдоказахском журналисте, имя которого даже не хочется произносить. И, безусловно, восторженные слова и показанный большой палецпри слове «Казахстан» грели душу. Мы провели за разговорами на темы велоспорта несколько часов и расстались так, будто знакомы несколько лет. По словам Йеруна, любой любитель спорта в Бельгии (а в Бельгии спорт номер один — это велоспорт) знает и уважает Александра Винокурова. Хотя разговор наш, между прочим, проходил в разгар двухлетней дисквалификации Александра. По ходу нашего разговора выяснилось, что он абсолютно не знает, где находится Казахстан, не знает, что означает слово «Астана» и все время недоумевал, почему мы с Винокуровым не похожи внешне, хотя оба из Казахстана. Но из него прямо исходил этот интерес, и он буквально завалил меня вопросами, что это за страна такая, из которой выскочила в одночасье велокоманда, которую опасались все сильнейшие велосипедные клубы мира.

А началось все в 2006 году. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В разгар операции «Пуэрта», когда новое руководство UCI совместно с Всемирным антидопинговым агентством объявили крестовый поход против допинга в велоспорте, развалилась испанская «Либерти Сегурос». Крепкая велокоманда, числящаяся в фаворитах на любой гонке. В то время в составе «Либерти Сегурос» было трое казахстанцев: Александр Винокуров, Андрей Кашечкин и Сергей Яковлев. Находясь под угрозой остаться без команды, Вино обращается за помощью к тогдашнему президенту Федерации велоспорта Казахстана Даниалу Кенжетаевичу Ахметову. Буквально в считанные дни у команды меняются спонсор, руководство и цвета. Дальше команда называется «Astana-Wurth», а вскоре название сокращается до «Astana».

Отголоски скандала с предшественницей «Астаны» дали о себе знать, и на «Тур де Франс» 2006 года казахстанскую команду (со швейцарской лицензией) не пустили. Зато осенью 2006-го ничто и никто не смогли помешать Александру Винокурову подняться на верхнюю ступеньку пьедестала почета испанской «Вуэльты». Неудивительно, что год спустя во всех букмекерских конторах явным фаворитом на победу в итоговом зачете французской супермногодневки шел Вино. Отличная спортивная форма, поддержка целой страны, мощные «лейтенанты». Все это говорило в пользу лидера «Астаны». Но обидное падение на пятом туре отбросило Александра за черту претендентов на победу. А за несколько туров до конца Вино и «Астана» снимаются с Тура. У надежды всего Казахстана обнаружены следы гемотрансфузии, и на два года Винокуров выпадает из велоспорта. Не проходит и месяца, как еще одного казахстанского гонщика настигает суровая десница WADA. Андрей Кашечкин также выходит из строя из-за обвинений в употреблении допинга.

На «Астану» сыплются скандал за скандалом. Нашу команду не хотят приглашать организаторы гонок, из команды готовы бежать гонщики. И в этот трудный момент руководство казахстанского велоспорта принимает соломоново решение. Чтобы спасти судьбу команды, на пост генерального менеджера приглашается лучший руководитель велоклубов в истории этого вида спорта. Йохан Брюнель, автор семи побед Лэнса Армстронга на «Тур де Франс» в то время собирается покидать «Discovery Channel», испытывавшую сильный недостаток в средствах. Вместе с Брюнелем в «Астану» перебираются несколько гонщиков из тонущего американского клуба. И среди них новоявленный победитель Тура Альберто Контадор и бронзовый призер Леви Лейфаймер. А сохранив у себя Андреаса Клодена, «Астана» стала еще сильнее, чем год назад. Однако в 2008 году перед «Астаной» на «Тур де Франс» также выставлен шлагбаум, и приходится нашей команде делать ставку на два других гранд-тура. И «Джиро», и «Вуэльта» выиграны в блестящем стиле Контадором, и организаторы «Тур де Франс» были вынуждены пригласить «Астану» в 2009 году. Альберто Контадор продолжил победное шествие. Тур 2009 года пал к ногам команды «Астана» и Альберто Контадора. То же самое повторилось и год спустя. С той лишь разницей, что в конце 2009 года вернулся в «Астану» Александр Винокуров, а покинул команду Йохан Брюнель. Он вместе с целой группой гонщиков перебрался в новообразованную команду «Team RadioShack». Однако и без Брюнеля, и без целой группы звездных помощников, зато с Александром Винокуровым, Контадору удается отстоять свой титул в 2010 году. На этом победная поступь «Астаны» остановилась. С тех пор команду покинул Альберто Контадор, против него также выдвинуты обвинения в употреблении запрещенных препаратов, а «Астана» не радует своих поклонников.

Безусловно, за эти годы полностью сменились команда и руководство Федерации велоспорта Казахстана. Изменились и показатели, чего уж греха таить. «Астана», побывав на всех вершинах мира, сейчас лишь одна из многих команд Про-тура. Так же, как и Федерация велоспорта Казахстана, в свое время занимавшая первое место в сердцах казахстанцев, сейчас лишь на третьем месте нашего рейтинга.

Продолжение следует.

Айдос Орманов. Источник: kapital.kz

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Метки: