Последние годы стали периодом настоящего прорыва для такого вида спорта, как авторалли. Конечно же, в нашей стране – большая часть планеты участвует в подобных гонках уже десятилетия.
В предыдущие несколько лет наши автогонщики все чаще стали выходить на маршруты во всевозможных международных соревнованиях, а в прошлом, 2008 году, казахстанскому экипажу Денису Березовскому и Артуру Ардавичусу удалось завоевать Кубок мира по ралли-рейдам в классе T2 (FIA World Cup for Cross Country Rallies) по итогам нескольких этапов. Единственному отечественному экипажу на прошлогоднем Кубке. То есть двое на страну. Сегодня мы поговорим с одним из них – Денисом Березовским.
– Каждый человек выбирает свой вид спорта исходя из различных стечений обстоятельств или специфики избранной дисциплины: насколько она подходит по характеру. Как это сложилось у вас?
– Да как-то само собой. Примерно девять лет назад впервые принял участие в официальном турнире. И с тех пор отдаю этому все свое время.
– Расскажите о ваших достижениях.
– Два года назад мы создали свою команду – Astana Challenge Team. Участвуем во всех республиканских соревнованиях. Начиная с 2001 года я в составе экипажа и команды пять раз выиграл Открытый Кубок Казахстана, дважды чемпионат страны и один раз становился вице-чемпионом республики. Кроме этого в 2004 году мы завоевали второе место в «Трофи-рейде Ладога», а в 2006 году стали ее победителем. В 2007 году у нас появилась идея участвовать не только в трофи-рейдах, но и ралли-рейдах. Отличаются эти виды гонки тем, что в первой категории внедорожники приспособлены для прохождения более сложных участков трассы, а ралли – это более скоростная гонка. И машины к ней переоборудуются соответствующим образом. Выбор в пользу ралли-рейдов пал еще и потому, что они имеют более официальный статус и здесь разыгрывается чемпионский титул. Соревнования по трофи-рейдам – уже не настолько, можно сказать, престижны, нет того мирового уровня. Ралли-рейды входят в число 26 официальных видов дисциплин FIA (Международной федерации автомобильного спорта. – Прим. авт.). Они более зрелищны и дорогостоящи.
– В прошлом году вы одержали, пожалуй, самую главную на сегодняшний момент победу – завоевали Кубок мира. Поделитесь своими впечатлениями.
– Победа в 2008 году имеет свою предысторию. Вместе с Артуром Ардавичусом мы приняли решение принять участие в гонках мирового уровня. Нам уже стало немного тесно в соревнованиях более низкого статуса. Мы заключили договор с одной итальянской компанией, которая обязалась нам помочь. Это произошло в 2007 году. В тот же период мы решили испытать себя на одном из этапов Кубка мира – в Дубае.
Сам Кубок мира состоит из четырех этапов. Розыгрыш производится в двух зачетных категориях – Production (стандартные полноприводные автомобили) и Super Production (прототип несерийного заводского полноприводного автомобиля). На том этапе мы заняли пятое место в классе Super Production. Из казахстанцев этого не добивался еще никто и мы поняли, что можем сделать гораздо больше. Стали готовиться к марафону «Париж – Дакар-2008», но он, как вы знаете, не состоялся. Хотя мы приехали в Лиссабон, откуда начиналась гонка, ее за шестнадцать часов до официального старта отменили из-за беспорядков в Мали. Деваться нам было некуда – все же столько сил и средств затратили на подготовку и решили проехать весь Кубок мир 2008 года. На другой машине категории Production. В апреле мы приняли участие на первом, самом длинном, этапе Кубка мира – по Тунису и Ливии. Более 6000 км, которые нужно проехать за десять дней. Интереснейшее мероприятие. В Северной Африке мы завоевали серебро. Вернулись в Казахстан и поняли, что можем ездить еще лучше. Вторым этапом стал Trans Iberika – маршрут по Португалии и Испании. Там мы тоже выступили весьма неплохо и стали третьими. По сумме набранных очков после двух этапов у нас были конкурентами россияне и португальцы. Третий этап было решено проводить в Бразилии в конце июля –начале августа, но мы туда не смогли поехать из-за нехватки финансов и времени на подготовку. Как позже выяснилось, в классе Production не набралось необходимого количества машин и очки здесь не разыгрывались. Кстати, наши ближайшие конкуренты тоже там не появились. Поэтому мы по-прежнему занимали одну из лидирующих позиций. Зато мы очень здорово подготовились к гонке в Дубае, она проходила в конце октября, и стали пятыми. По сумме набранных очков после всех этапов мы стали победителями Кубка мира-2008. В декабре в Женеве состоялась официальная церемония вручения Кубка, и мы с Артуром его получили.
– Но уже в этом году вы взяли небольшую передышку?
– Так получилось. В прошлом году нам помогали спонсоры, а в этом году в связи с кризисом этого сделать они уже не могут. В ближайшей перспективе для нас, мы думаем, станут этапы чемпионата России. Это из международных соревнований. Ну и, конечно же, внутриреспубликанские. Точно примем участие в Silk Road Rally-2009 (Казань – Ашхабад). А после будем готовиться на «Дакар-2010».
– То есть как Дакар? Разве эта гонка еще существует?
– Существует. И нынешней зимой она уже прошла. В следующем году она также будет проходить в Южной Америке: Чили и Аргентине. Организаторы уже имеют широко известный раскрученный бренд и не хотят терять его названия. Хотя в этом есть свой парадокс – все-таки Дакар – это столица Сенегала, и привязывать ее к Южной Америке немного неуместно… Гонку по Африке отменили, хотя там все в порядке и спокойно. В этом году, кстати, французы уже провели там одну гонку. Правда, там собрались всего 24 экипажа…
– Обычно на «Дакаре» сколько собирается?
– Около пятисот.
– Возвращаясь к прошлому году, когда отменили ралли «Париж–Дакар», французские организаторы решили организовать новую гонку «Транс Ориентале-2008» Санкт-Петербург – Астана – Пекин. Это действительно альтернатива знаменитой африканской гонке?
– Ну что вы… (Смеется.)! Это туристический пробег, а не гонка. Такое мое мнение. Большего сказать нечего. Мы не считали это спортивным мероприятием. Тем более что оно получило лишь разовое применение.
– Насколько развит автоспорт в Казахстане?
– У нас есть своя автомобильная федерация Казахстана, которая помогает нам организовывать различные мероприятия. Правда, как административный ресурс. А вообще, могу сказать, что за последнее время участников и любителей нашего вида спорта становится все больше.
– Сколько стоят машины гонщиков?
– Цены разные. В трофи-рейдах, самые дорогие машины, которые есть в Казахстане, стоят порядка 70 тысяч долларов. А самые дорогие машины, прототипы, в ралли-рейдах – около 200 тысяч.
– Все для спорта…
– Да. Для нас это хобби. Денег здесь никто не зарабатывает. (Смеется.)
– Самая запоминающаяся гонка?
– Думаю, что в Тунисе и Ливии прошлого года. Хотя каждая гонка имеет свои особенности и трудности. Трудно сказать. Но темп в Северной Африке, который задали нам организаторы, был на самом деле не из легких. По два спецучастка, кроме этого узкие дорожки в лесах, постоянные дожди. И достаточное количество песков. Нужна высокая концентрация. Свалиться можно в любой момент.
– Как проходит сама гонка? От пунтка А до пункта Б по карте?
– Нет. Нужно проходить все указанные спецучастки. Запрещена открытая навигация. В случае нарушения возможна дисквалификация. По маршруту идем по географическим координатам – те самые градусы, параллели и так далее. Есть определенные квадраты, которые отмечены на нашей «карте», в которые мы заезжаем. Там нас фиксируют со спутника и отмечают время прибытия. Примерно так все происходит.
– А в Казахстане возможно проводить гонки мирового уровня? Если да, то что для этого нужно?
– Конечно. У нас, если сравнивать с маршрутами других стран, просто рай для любого вида гонок. Сейчас мы ведем работу в этом направлении. К сожалению, не очень много помощников. Мы разработали всю необходимую регламентирующую документацию для проведения ралли-рейдов. Это все делается через нашу федерацию. Мы хотим подписать меморандум о признании документов и лицензий с Россией, по которым будет подготавливаться техника и все условия для проведения гонок. Вся техническая сторона. В этом году мы намечали проведение в Казахстане трех этапов в рамках Открытого Кубка Казахстана. К сожалению, календарь немного отодвинулся, и теперь точно проведем лишь два соревнования. В августе и октябре. После того как мы будем стопроцентно уверены, что это все осуществимо, то будем искать спонсоров для ралли-рейдов. Пока же это все на стадии набросков. Но работа идет вместе с РАФа (Российской автомобильной федерацией. – Прим. авт.) – они в этом тоже очень заинтересованы.
– Какая территория Казахстана наиболее идеально подходит для ваших трасс?
– Весь Южный Казахстан очень интересен. Есть и пески, и горные участки. Также Прибалхашье. В Западном Казахстане – плато Озтюрк, там тоже прекрасные участки. Выбор очень большой.
– Но вы планируете побеждать и дальше на международной арене и подтверждать статус чемпионов?
– Не только подтверждать, но и улучшать свои результаты.
– Что нужно для того, чтобы участвовать в крупных международных соревнованиях?
– Пробиться туда не очень трудно. Для этого необходима международная лицензия пилота. Чтобы ее получить, нужно им быть и как-то себя показать на внутренних соревнованиях. Как минимум иметь первый спортивный разряд по автоспорту. Ну а далее это вопрос выбора техники и физической подготовки.
– Ваша первая машина, на которой вы впервые поучаствовали в гонке?
– Джип Wrangler. Правда глубоко модифицированный. (Смеется.) А потом были машины гораздо лучше. Всего «построил» четыре машины.
Фото: Из архива Дениса Березовского
Источник: PROСпорт Казахстан (prosportkz.kz)
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!