– Какое место у Казахстана в мировом фехтовании?
– У нас очень давние традиции в этом виде спорта, еще со времен Советского Союза. С давнего времени фехтование у нас активно развивалось. У нас есть и призеры чемпионатов мира и участники Олимпиад. Однако в последнее время у нас акцент сместился в сторону более перспективных видов спорта. На нас обращают меньше внимания, хотя мы продолжаем приносить неплохие результаты.
– Фехтование – очень медалоемкий вид спорта. От государства и федерации идет поддержка?
– Поддержка есть. Но проблем все равно хватает. На весь Казахстан есть только один специализированный зал для фехтования. И то он находится при спортивном интернате. Естественно, нужно больше залов, мест для тренировок. Иногда в один зал набивается столько народу, что и развернуться негде. Этот момент отталкивает тех, кому и хочется заниматься этим видом спорта. Такие мелочи мешают развитию фехтования. В регионах арендуют залы, занимаются просто в спортивных залах, а вот специализированный зал – только один. Нам обещают в Алматы построить несколько новых залов. Насколько это реально?
– Этот сезон проходит под знаком отбора в Лондон. Какие у вас ближайшие планы?
– У нас начинается первый отборочный турнир в Германии. Он начинается 28 апреля. Я сейчас веду активную подготовку к этому турниру. Отбор будет идти ровно год, и он будет очень жестким. Потому что в олимпийском турнире фехтовальщиков будут участвовать всего 32 спортсмена со всего мира. А на последних турнирах нас собиралось по 250 человек. Очень жесткая конкуренция. Я скоро поеду на сбор в Киев. Там буду вести подготовку.
– А сколько лицензий планирует получить Казахстан?
– Точно я сказать не могу, это знает тренер. Лично для себя я планирую лицензию. Сейчас у меня 38-я позиция в мировом рейтинге, и я буду стремиться попасть на Олимпиаду.
– Ваш вид – это шпага. А насколько сильно отличается фехтование шпагой, рапирой и саблей?
– Очень сильно. У нас даже совершенно разные правила. Я, допустим, на рапире еще, может, и смогу биться, а вот на сабле – уже не смогу.
– Есть ли у нас перспективные ребята и девушки, которые в будущем могут принести медали.
– Да есть и очень много. Наша молодежная мужская сборная по шпаге очень хорошая команда. В перспективе каждый из них может показать хороший результат. Женская сборная по сабле тоже показывает высокие результаты. Они тоже отбираются в Лондон, и каждая их девушек планирует для себя путевку на Олимпиаду.
– Как происходит отбор на Олимпиаду?
– Раньше была иная система отбора. Было шестнадцать турниров, где разыгрывались билеты на Олимпиаду. Теперь их сократили до восьми турниров, они и будут отборочными для Олимпиады. Первый пройдет в Германии, второй состоится в Швеции, потом Швейцария, Аргентина. Еще есть чемпионат Азии в Корее и чемпионат мира в Италии. Два оставшихся турнира пройдут уже в следующем году.
– А как же командное первенство?
– Дело в том, что правила постоянно меняются. В последние годы командное первенство не проводилось. У нас шесть комплектов медалей: три вида оружия – шпага, рапира и сабля – у мужчин и женщин. И в последнее время именно командные соревнования не проводят. На следующий год выпадают мужская шпага и женская сабля. Это большая потеря для нас, потому как в этих видах у нас хорошие спортсмены.
– А какой результат в Лондоне будет считаться успешным для вас?
– Наиболее высокий результат, какой получится. Я рассчитываю на медаль однозначно.
– Максимальное представительство от каждой страны?
– Двое, не больше. Отборы проходят на этапах Кубка мира и Гран-При. Они чередуются.
– У Казахстана есть лицензии?
– У нас очень сложная ситуация, и для нас все будет решаться на последних турнирах. Если в других видах спорта достаточно показывать высокие результаты в сезоне, чтобы отобраться на Олимпиаду, то в фехтовании надо постоянно показывать высокие результаты на рейтинговых стартах. У нас даже чемпион мира может остаться без путевки в Лондон.
– Вы встречались практически со всеми сильнейшими шпажистами в мире. Кого вы можете выделить?
– Да не практически, а со всеми из мировой элиты. Они все меня уважают как соперника, и я к ним отношусь с большим уважением. Мировые лидеры – французы, итальянцы, венгры, корейцы. Для меня сложнее всего фехтовать именно с корейцами. Неудобный соперник. Сейчас сборная Кореи четвертая в мире.
– Насколько сейчас популярен этот вид спорта в нашей стране? Дети приходят к вам?
– В силу того, что это очень красивый вид спорта, он привлекает молодежь. Но молодых может оттолкнуть то, что тут нужно иметь свою экипировку. Желание есть, но возможностей для хорошего развития спорта у Казахстана нет.
– Скажите, насколько дорого обходится экипировка для занятий фехтованием?
– Соревновательный комплект на одного человека стоит 1500 евро. В него входит костюм, шпага, маска, сумка и все остальное. Одна шпага стоит примерно 140-130 евро.
– Насколько часто приходится менять оружие?
– Ну, в среднем одного клинка хватает на два-три месяца. Но бывает так, что шпага может сломаться и при первом же сильном уколе. Все зависит от того, как фехтовать. Обычно у нас есть несколько запасных клинков.
– Ваше оружие индивидуально?
– Да. Каждый спортсмен сам собирает свою ручку. Она затачивается специально по руке спортсмена. Каждая шпага индивидуальна.
– То есть вы не сможете воспользоваться шпагой партнера по команде?
– Нет, в принципе могу, просто мне будет неудобно. Бывает на соревнованиях такое, что ломаются основная и запасные шпаги и приходится просить у друзей.
– Насколько важен элемент тактики во время боя?
– Это один из важнейших элементов в фехтовании. Любой опытный соперник без проблем одолеет тебя, если у тебя нет тактики. У каждого своя тактика.
– А какой тактики придерживаетесь вы?
– Я чаще использую оборонительную тактику и действую на контратаках. Это получается у меня лучше.
Анатолий Пак. Источник: prosportkz.kz
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!