Новости
10 марта 2011 14:55

Баскетбол. Всеволод Фадейкин: «Сейчас жалею, что не поехал в Америку»

После неудачного сезона в турецком клубе «Тофаш» вернулся в родные пенаты, а точнее в команду «Тигры Астаны», один из лучших центровых (рост 207 см) отечественного баскетбола 25-летний Всеволод Фадейкин. Это далеко не первый зарубежный этап в его карьере — ранее он поиграл в турецком «Эфес Пилсен», в казанском «Униксе», которые хорошо известны в Европе.

В интервью «Sport&KS» Всеволод рассказал о причинах возвращения с берегов Босфора, попытался дать оценку казахстанскому баскетболу и вспомнил ошибки юности.

— Почему вы покинули турецкий клуб?
— Прошлым летом я подписал контракт с «Тофашем» (выступает в элитном дивизионе национального чемпионата — А.К.) на три года. Но главный тренер Нихат Изич из Сербии просто-напросто не выпускал меня на матчи, и я полгода просидел на скамейке запасных. Он наигрывал трех своих игроков — так сказать, любимчиков, которые действовали на моей позиции и делили между собой все игровое время. Также повлиял тот факт, что в клубе находятся три достаточно высокооплачиваемых «легионера» — один из Хорватии и двое из Америки. А раз клуб платит им большие деньги, он не может держать этих баскетболистов на скамейке — они должны отрабатывать свои контракты на площадке. Я надеялся, что ситуация изменится и я все-таки начну получать игровое время, но все оставалось по-прежнему. Конечно, можно было остаться, сидеть на скамейке и ждать у моря погоды, но мне это все порядком надоело. Я переговорил с руководством «Тигров Астаны» и получил их «добро» на возвращение. После этого объяснил ситуацию главному тренеру и менеджеру «Тофаша», и мы полюбовно расстались.

— За свою карьеру вы успели поиграть в трех турецких клубах — это «Эфес Пилсен», «Тофаш» и «Бью Коллеж», а также в казанском «Униксе». Пребывание в каком из них стало для вас самым полезным?
— В «Эфес Пилсен», где началась моя профессиональная карьера. Мне было всего 15 лет, когда я попал туда, и многому я научился именно там.

— А как вы оказались в «Эфес Пилсен»?

— Я выступал на юношеском турнире в Казахстане, где менеджеры просматривали меня, а затем пригласили в Турцию.

— Вы принимали решение вместе с родителями или самостоятельно?
— Я был еще слишком юным, чтобы самому все решать, поэтому, конечно, советовался с родителями. Поначалу мама с папой не хотели меня отпускать, но я не мог не воспользоваться таким шансом и все-таки поехал. До 18 лет играл за юношескую команду «Эфеса», после чего подписал контракт с главной командой. Год поиграл, затем перешел в аренду в другой турецкий клуб — «Бью Коллеж». Оттуда меня пригласили в Казань, где я провел два года, и только после этого вернулся в Казахстан.

— Турецкий баскетбол по уровню, наверное, намного выше казахстанского?
— Большой пропасти между ними, наверное, нет, но разница, конечно, существует. Уровень турецкого чемпионата страны высок, потому что там много хороших команд. А два клуба — «Эфес Пилсен» и «Фенербахче» — выступают в Евролиге, самом престижном европейском клубном турнире. Кроме того, в национальном первенстве играет очень много именитых баскетболистов.

— А почему вы ушли из «Уникса»?
— Там были кое-какие проблемы. Я выступал как казахстанец и считался «легионером». А там существует лимит на иностранных баскетболистов. Понятно, если у клуба появляются деньги, он старается привлечь «легионеров» из Америки, Европы, с которыми очень тяжело конкурировать.

— Где самые активные болельщики?
— Самая сумасшедшая публика в Турции, там целые армии фанатов, которые приходят на матчи со своими речевками и кричалками. От атмосферы в зале очень многое зависит. Это совершенно не одно и то же — играть при полупустых трибунах, на которых сидят только родственники и друзья, или в огромном зале, битком набитом зрителями. Когда много болельщиков, когда идет мощное звуковое сопровождение, это придает адреналина, и ты бегаешь быстрее, готов забивать и забивать.

— Вернувшись в Казахстан, вы стали играть за «Алматы», но потому ушли оттуда. Почему?
— Летом 2007-го был создан баскетбольный клуб «Алматы», главным тренером стал известный специалист из России — Сергей Зозулин. И меня пригласили в эту команду. В первый год все было очень хорошо — много сборов, выездов, турниров, мы вышли в финал «плэй-офф» Национальной лиги. Но на следующий год финансирование урезали, начались проблемы с выплатой зарплаты, и, соответственно, это отразилось на игре «Алматы». А мне хотелось играть в хорошей команде с хорошим тренером. И я решил перейти в столичный клуб «Тигры». К тому же наставник «Тигров» Виталий Стребков тогда был еще и главным тренером национальной сборной.

— Сейчас в Алматы новая команда и новый тренер Игорь Тихоненко…
— Идти к нему я не хочу. Раньше, когда он работал в «Отраре», там играл мой друг Александр Емельянов, который говорил, что ему не до конца выплачивали зарплату.

— А в «Тиграх» зарплату не задерживают?
— Здесь с этим все нормально, а если и бывают задержки, то нас заранее предупреждают. Сейчас задолженности нет.

— Часто можно услышать, что казахстанские баскетболисты не проявляют интереса к выступлениям за национальную сборную. Это на самом деле так?
— Вокруг сборной ходит много разговоров. Например, что якобы мы отказались приезжать на сборы. На самом деле все не так. В частности, насчет себя могу сказать следующее. Да, летом прошлого года были сборы, но до этого я предупредил руководство федерации, что у меня будет просмотр в турецком клубе я не смогу приехать. А в Интернете вышла статья, в которой игроков обвинили в неявке и вообще плохо отзывались о них. Когда команда не добивается хорошего результата, в частности на чемпионате Азии, то все претензии предъявляются баскетболистам и тренерам. А ведь причин неудачных выступлений много. Например, в 2009 и 2010 годах было недостаточное финансирование, команда имела мало игровой практики. Но несмотря на все это, я считаю, что выступать за сборную своей страны всегда престижно.

— В нынешнем году состоится чемпионат Азии, который одновременно станет отборочным турниром к Олимпийским играм. На какое место может рассчитывать наша сборная?
— В Азии два лидера — команды Ирана и Китая, а все остальные приблизительно одного уровня, и нам по силам выиграть любую из них. И если меня пригласят в сборную на этот чемпионат, то обещаю сыграть достойно.

— Как бы вы оценили уровень отечественного баскетбола?
— Конечно, нашему баскетболу есть куда стремиться, и у нас пока очень много пробелов. Например, это касается подготовки резерва. Я вообще не вижу каких-нибудь молодежных команд и соревнований, да и в целом интереса со стороны молодых людей к баскетболу. Национальная лига тоже далека от идеала. Да, есть талантливые игроки, но команд очень мало, пять-шесть клубов из года в год играют между собой и все знают друг друга как облупленных. А если бы баскетбол в нашей стране получал хорошую финансовую подпитку, в том числе за счет спонсоров, то он бы не стоял на месте.

— Выбор профессии был предопределен тем, что ваш отец Николай Фадейкин играл в свое время за сборную Казахской ССР?
— С детства я всегда был рядом с баскетболом. Мой папа играл за нашу республику, и многие тренеры и судьи знают меня с младенчества. Но я никогда не ставил перед собой цель стать профессиональным игроком. Все изменилось после того, как меня пригласили в Турцию.

— Кем видите себя через 20 лет?
— К тому времени я уж точно завершу спортивную карьеру и, наверное, буду баскетбольным менеджером или тренером.

— Довольны ли вы тем, как складывается ваша карьера?
— Не совсем. Отдельные решения, которые я принимал, сейчас расцениваю как ошибки юности. Например, была возможность поехать учиться в один из американских колледжей, куда меня приглашали, но я вместо этого подписал контракт и остался в Турции. А если бы поехал в США, то сейчас имел бы хорошее образование, да и поиграл бы в другой баскетбол, более высокого уровня.

Аида Касымбаева. Источник: sports.kz

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!