Новости
28 января 2011 06:15

Азиада. Хан – живой символ Азиады

Снежный барс, или ирбис, – символ независимого Казахстана, города Алматы и зимней Азиады-2011. Этот царственный зверь олицетворяет собой силу и независимость, храбрость и гибкость. В зоопарках он весьма редкий экземпляр: «снежными кошками» обладают не более 70–80 зоопарков мира, а общее количество барсов в неволе – 200 экземпляров. Есть один из них и в Алматинском зоопарке...

Вообще, впервые снежные барсы в нашем зоопарке появились при Максиме Звереве – известном писателе-натуралисте, крупном ученом-зоологе, который и основал в Алма-Ате этот живой уголок природы. Кстати, Советский Союз был признанным главным поставщиком снежного барса для зоопарков по всему миру (с 1936 по 1970 год в СССР было поймано около 400 этих животных для комплектования коллекций зоопарков страны и на экспорт), и было время, когда в нашем зоопарке жили аж целых двадцать ирбисов. А вот потомство они приносили всего два раза: в 1976 и 1985 годах. Тут стоит отметить, что размножения барсов в неволе добиться очень сложно. Для этого им нужно создать все условия: просторные помещения с глухими укрытиями, полную тишину и покой в период рождения и выкармливания потомства.

Не любят барсы жары и духоты, ведь они – высокогорные звери. Размножение зависит также от разнообразного питания. Когда в зоопарках меню барсов состояло только из мякоти мяса, приплода от них почти не было. Но вот в Кау­насе, Москве и Алма-Ате барсам стали давать еще молоко, яйца, ливер и другие корма, богатые витаминами и микроэлементами, и успех был достигнут.

Один из родившихся детенышей – барсенок по имени Альчик – стал в зоопарке всеобщим любимцем и мировой знаменитостью. Его, ручного и очень добродушного, в 91-м году репортеры «Би-Би-Си» сняли в документальном фильме о снежном барсе, кадры которого обошли весь мир. Снимали в горах Заилий­ского Алатау, где строили большой загон и пускали туда ручное животное.

К большому сожалению, Альчик и другой «снежный» любимец зоопарка Доллар трагически погибли. Как писали об этом в казахстанской прессе, в новогоднюю ночь в 1993 году в Алма-Атинском зоопарке на этих двух великолепных животных было совершено покушение. Кто-то прикрепил к палке шприц и по очереди уколол их. Альчика парализовало сразу, его вытащили из клетки и сняли с него шкуру. С живого. Доллару пришлось мучиться долго – в течение девяти месяцев он сильно болел и потом тоже умер. Прекрасные звери и в неволе погибли страшной смертью. Кстати, в Алма-Атинском зоопарке были и другие попытки краж этих красивых и редких зверей.

С середины 90-х долгие годы в нашем зоопарке не было ни одного барса. Долгожданное новоселье прекрасного и редкого зверя – барса по кличке Майя – произо­шло лишь в 2008 году. У Майи была очень интересная история. В 2000 году в знак дружбы между Казахстаном и Японией Глава нашего государства Нурсултан Назарбаев подарил токийскому зоопарку живой символ нашей страны. Звали его Чингиз. Интересно, что ни в одном японском зоопарке никогда не было снежных барсов, наш подаренный – первый. И конечно, интерес к нему был огромный. Позже Чингизу привезли «жену». За 9 лет он стал папой 8 барсят. Одной из них и была Майя, которая родилась в мае. Как отметил посол Японии в Казахстане Сигэо Нацуи, который лично навещал Майю в Алматинском зоопарке, этот чудный барс стал живым символом дружбы и сотрудничества между нашими странами.

С июля 2008 года Майя жила одна в клетке, однако в ноябре того же года для нее был подобран и приобретен из зоологического парка польского города Кракова достойный кавалер по имени Артос. Для единственной пары снежных барсов специально построили просторные вольеры. Жить бы им поживать, да потомство на радость всем наживать... Но... в 2010 году и Майя, и Артос умерли из-за болезни. Об этой печальной и, без всякого приуменьшения, большой потере мы с фотокором узнали лишь буквально на днях, когда отправились в зоопарк для фоторепортажа об этих уникальных животных. Как с сожалением рассказала нам заведующая секцией хищников Роза Саудабаева, которая работает в зоопарке уже более 25 лет, Майи не стало из-за гнойного воспаления легких, из-за болезни не смогли спасти и Артоса. Вот такие вот дела...

И сейчас в нашем зоопарке живет всего один снежный барс по кличке Хан, который также является сыном Чингиза. Его привезли из зоопарка Японии в 2009 году. По словам Розы Куандыковны, Хан очень осторожный, любит покой и уединение. Бодрствует он в основном ночью – именно в это время суток с удовольствием и без всякой опаски гуляет по своему просторному вольеру, а вот днем отдыхает или спит и из своего домика почти не выходит. Зато еще издали узнает рабочих, которые убирают у него в вольере, и тут же запрыгивает на крышу домика.

– Барс дает понять, что он полновластный хозяин вольера, и не терпит вторжения людей на свою территорию, – убеждена завсекцией хищников, – поэтому почистить его вольер всегда проблема – ведь для этого барса надо загнать в его домик, а как его загонишь, если он специально на крышу взобрался?!

Хану чуть больше двух лет, через два года ему понадобится «жена», которую уже подыскивают во многих зоопарках мира. Но чтобы у этого «последнего могиканина» было потомство, для сотрудников зоопарка главное – сохранить самого Хана...

Марина Михайлова. Источник: Кazpravda.kz

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!