Новости
27 января 2012 09:39

Автоспорт. «Бронзовые бедуины» из Казахстана

Две недели в Южной Америке проходил престижнейший ралли-рейд «Дакар»-2012, и когда все труднейшие километры Аргентины, Чили и Перу остались позади, мир чествовал лауреатов этих невероятных испытаний.

В классе грузовиков настоящую сенсацию сотворили члены экипажа «Астаны» – пилот Артур Ардавичус, штурман Алексей Кузьмич и механик Нурлан Турлыбаев: на КамАЗе они заняли третье призовое место.

Вернувшись из-за океана, Артур Ардавичус, Нурлан Турлыбаев, а также директор команды Марат Абыкаев, технический директор Жанат Жалимбетов, врач Болат Байтелеев провели в Алматы пресс-конференцию, на которой с многочисленными журналистами пообщались еще и спонсоры команды из Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына».

– Уезжая на «Дакар» из столицы Казахстана, мы от своих спонсоров получили задание «без медалей домой не возвращаться», – рассказывает Артур Ардавичус. – Сегодня бренд «Астана» знают не только в Казахстане, но и во всем мире. 300 миллионов телезрителей – такая огромная аудитория видела наш грузовик на трассе «Дакара», 154 телекомпании в 54 странах освещали ход соревнований, за эти дни грузовик «Астаны» был показан крупным планом более 180 раз. Это вызывает гордость, это приятно.

Рулевой нашей команды рассказал о своих партнерах, которые на финише гонки получили такие же, как и сам Артур, золотые статуэтки «Золотой бедуин»:

– Хочу особо поблагодарить Нурлана Турлыбаева. Он два месяца находился на заводе «КамАЗ-Мастера» на сборке автомобиля, считай, своими руками его собрал, проверял и фиксировал все ответственные узлы. В 2011 году мы с Нурланом проехали один этап чемпионата России и ралли «Шелковый путь», и Турлыбаеву казалось, что «Дакар» – это что-то среднее между этими двумя гонками и ничего там сложного не будет. В Америке этот скромный и немногословный парень проделал просто великую работу. Он ежеминутно снимал все показатели с бортового компьютера и регулировал наше движение. Это целая наука, и Нурлан со своей задачей прекрасно справился. Мы долго, в течение года, искали такого механика, с которым можно пройти этот трудный путь, даже в газетах писали, что команда ищет специалиста для участия в «Дакаре». Из многих претендентов на вакантное место высокую квалификацию подтвердил только Турлыбаев, и мы в нем не ошиблись. А в Америке услышали, как этот по большей части молчаливый человек умеет… кричать. Особенно от страха, когда наш грузовик летел с бархана куда-то вниз или одним колесом зависал над пропастью. Мы-то к этому давно привыкли, а дебютировавший в «Дакаре» механик страху натерпелся вдоволь.

Россиянина Алексея Кузьмича я знаю лет пять, мы с ним проезжали не одну гонку. Это тот человек, который нам на «Дакаре» был нужен. К сожалению, такого уровня штурманов в Казахстане пока нет. Мы хотим готовить своих ребят, надеемся воспитать в республике штурмана высокого класса, но пока таковых нет, вынуждены привлекать специалистов из-за рубежа.

…В нынешнем супермарафоне команда «Астана» установила несколько индивидуальных рекордов. Она впервые за два года участия в этих гонках выиграла один из этапов «Дакара», впервые (правда, всего на день) возглавила общий зачет в классе грузовиков. С рекорда 1 января 2012 года и начала ралли-рейд, заняв на первом этапе пятое место. И это несмотря на то, что организаторы поставили нашу команду в очередь под 33-м номером!

Мы попросили Артура Ардавичуса прокомментировать выбранную тактику ведения борьбы.

– Политику ведения гонки у нас определял Марат Абыкаев, – признался пилот команды. – Это он анализировал наши результаты и показатели других команд, определял, кто с кем начинает битву за более высокие места и так далее. Первый день «Дакара» для нас был едва ли не самым важным. «Астану» поставили на 33-ю позицию, а это от лидеров очень далеко. Мы понимали, что на старте многие команды будут адаптироваться, привыкать к местным условиям, как говорится, раскачиваться. И вот тут нам нужно было рисковать. Мы рискнули, полностью выложились, за один этап нам удалось обойти сразу 28 экипажей и финишировать пятыми.

Все остальные 13 этапов мы соревновались в головной группе. Идти весь «Дакар» в таком спринтерском режиме, как на первом отрезке пути, – это катастрофа. Сложнейшие участки по 600 километров в день такого отношения к себе не простят, обязательно накажут. И потому нашей тактикой было стабильное поддержание высокого темпа, расчет своих сил и сил автомобиля на весьма продолжительное время, сведение риска к минимуму.

Журналистов интересовал и такой вопрос: будет ли команда «Астана» и в дальнейшем выступать в ралли-рейде «Дакар»? Пояснение на этот счет нам дал Марат Абыкаев:

– Окончательное решение по следующему году пока не принято. У нас есть желание участвовать еще в одной гонке – по классическому маршруту «Дакара». С финишем в столице Сенегала. В той гонке, которая проводилась 30 лет. Но сроки престижнейших рейдов в Африке и Латинской Америке почти совпадают, надо выбирать что-то одно. Повторяю, нам хотелось бы проехать Сахару, а, с другой стороны, в следующем году в американском «Дакаре» планируют добавить к дорогам Аргентины, Чили и Перу еще и горные участки в Боливии. Маршрут будет необычайно интересным. Куда поедем – пока не известно, но надеемся, наши спонсоры из «Самрук-Казына» и на этот раз нам окажут финансовую поддержку.

Автор: Юрий ЛИФИНЦЕВ

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!