Появление в сборной Казахстана по теннису новых лидеров — экс-россиян, безусловно, можно приветствовать. Это игроки высокого уровня. Однако когда на открытии в Алматы центра «GORKY tennis park» я увидел бывшую первую ракетку нашей страны Алексея Кедрюка, подумал, что этот спортсмен сделал столько, что заслуживает уважения. А интерес болельщиков к многолетнему № 1 казахстанской дружины не стал меньше.
Досье:Кедрюк Алексей Александрович
Родился 08.08.1980. Рост 190 см, вес 86 кг, теннисом занимается с 4 лет.
Закончил спорт колледж на базе ЦСКА и Казахско-американский университет (КАУ) в 2007 году, по специальности юрист.
Текущий рейтинг АТР — 360 в одиночном разряде,
1994 Победитель чемпионата Казахстана среди мужчин
2002 Финалист Кубка Президента, Казахстан
2002 Asian Championship, победа над Олегом Огородовым
в полуфинале
2003 Финалист «Сателлита» в Турции
2003 Полуфиналист челленджера в Узбекистане, финалист
в парном разряде
2003 Победитель Кубка Президента, Казахстан 2005 Победитель Кубка Президента, Казахстан 2005 Финалист Азиатского чемпионата в Узбекистане 2005 Победитель Кубка Президента (Казахстан) в одиночном
и парном разрядах 2005 Победитель турниров в России, в Самарканде, Гулистане
— Я родился и вырос в Алма-Ате. Мне не было ещё и четырех лет, когда мой отец Александр Николаевич, которого, увы, три года назад не стало, привел меня на корты ЦСКА. Отец всегда настаивал на моих занятиях теннисом. Первым моим наставником была Венера Баширова, правда, недолго. А до 13 лет меня
тренировала Лилия Максимова (в девичестве Карпова — Прим. ред.) А потом уже я занимался самостоятельно. Справедливости ради замечу, что учился в спортивном колледже ЦСКА, где нас тренировал сын авторитетного специалиста Августина Вельца — Владимир Августинович.
— Были ли моменты, когда с теннисом хотелось расстаться?
— Было время, когда я совмещал занятия теннисом и футболом, до восьми лет. Я тренировался на корте, а потом бежал на футбол. Как-то стал пропускать теннисные тренировки. Мой наставник Лилия Владимировна зашла к родителям и поинтересовалась — почему меня нет на теннисе? Родители удивились, ведь сын ушел на тренировку. Стали вместе меня искать, а я гоняю мяч на футбольном поле. Меня оттуда забрали и отвели на корт. С теннисом после того случая не расстаюсь. Хотя был в моей жизни период года четыре назад, когда я не захотел играть. И на тот момент моя дорогая супруга все же переубедила меня. Она всегда старалась, чтобы теннис был моей жизнью, за что я очень ей сейчас благодарен.
— Сложности переходного возраста, когда кажется, что уже все знаешь и понимаешь, порой тянет в дурную компанию, не мешали?
— Нет, не было такого. Все время забирал спорт.
— Учеба в спортивном колледже позволяла заниматься любимым делом. Были у вас и поездки на турниры за границу, когда сыновья генерала Новикова занимались теннисом. Но потом наступил сложный период.
— Да, где-то в 1996 году теннис в Казахстане вымер, можно сказать. Оставались чемпионат страны и Кубок Президента, а также матчи сборной в Кубке Дэвиса — и все.
— В это время не хотелось бросить?
— Нет, потому что теннис для меня все — это моя жизнь.
— С какого возраста ты вы ступаешь за сборную Казахстан?
— С 14 лет. А норматив мастера спорта я выполнил в 13.
— А верно ли то, что в 16 лет ты побеждал своего ровесника Марата Сафина?
— Было такое, даже раньше ещё. Мы с ним не раз играли, на разных юношеских турнира в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, и я обыгрывал его неоднократно.
— А вместе с ним в паре выступали?
— Нет. Хотя, постойте, однажды было здесь, в Алматы, на Кубке Президента, который проходил ещё на кортах ЦСКА.
— Ты находишься в числе, наверное, тройки действующих игроков, проведших наибольшее количество матчей за сборную своей страны в Кубке Дэвиса. Это греет душу?
— Конечно. Мне не хватает лишь двух встреч, чтобы я стал первым в мире по количеству проведенных матчей. Опережает меня лишь индиец Паес. Но я обязательно его обгоню! Ведь это будет не только мой личный рекорд, но и рекорд для Казахстана.
— Но на последний матч против Филиппин в состав сборной Казахстана ты не попал. Как это произошло?
— Меня попросили руководители нашей Федерации уступить возможность сыграть этот матч самому молодому в нашей команде.
— Честно признайся, в душе кошки скребли?
— Нет, я бы так не сказал. Важен был командный результат. А команда есть команда. Мы все, как говорится, в одной лодке.
— Что с твоими личными результатами по выступлениям в этом сезоне?
— Я отыграл 27 турниров, доходил до полуфиналов и финалов. Сейчас вот только вернулся с «фьючерса» из Дубая. Дошел до четвертьфинала, где проиграл Ивану Сергееву с Украины. В паре с ещё одним украинцем Денисом Молчановым мы в финале в упорнейшей борьбе в третьем сете со счетом 8:10 уступили дуэту Мак Чадонелли (Швейцария) — Клеек Иво (Чехия). В рейтинге АТР я — на 360 месте. А начинал его, будучи на 600 позиции. Впринципе, я доволен своими результатами в этом году. Хотя останавливаться на достигнутом я не собираюсь.
— Руководство Казахстанской теннисной федерации (КТФ) обещало финансировать поездки на турниры?
— Да Федерация и лично президент Болат Утемуратов делают очень много не только для меня лично, но и для остальных теннисистов. Я очень благодарен руководству KTF
— Сейчас большую роль в подготовке сборной играет немецкий специалист Мартин Зиннер. Отношения с ним сложились…
— Нормальные рабочие. Он хороший тренер и стремится делать много хорошего для команды. Но иногда в своем усердии перебарщивает. В двухнедельный тренировочный цикл он закладывает месячный объем работы.
— Прогресс Голубева очевиден. Не задумывался о том, чтобы сыграться в паре с Сырымом Абдухаликовым?
— Нет, честно говоря. Я больше все-таки одиночник. Хотя в паре тоже люблю играть.
— Кого из юных талантов, которые пробьются в сборную Казахстана в ближайшее время, можешь назвать?
— Ну, сейчас появились финансовые средства на поднятие уровня детей и юношей в нашей республике. Может, Евсеев, результаты у него неплохие. Посмотрим.
— Твое любимое покрытие корта?
— Предпочитаю играть на харде. Быстрая игра, возможность сильной подачи и выхода к сетке. Это мой
стиль.
— Давай разберем твои игровые качества. Какие сильные, а в чем слабости?
— Сразу даже не скажу. В принципе, все — сильные.
— Замечу, что в защите ты не любишь отрабатывать.
— Да, пожалуй. Вот на Кубке Президента в Астане потому и уступил французу. Не выдерживаю стиль игроков, которые просто держат мяч. Иногда это можно делать, но не так долго. Я не могу, иду в атаку, рискую и допускаю невынужденную ошибку, причем, что обидно, мяч уходит в аут на какие-то сантиметры!
— Вспомни, пожалуйста, самый сложный матч в карьере?
— В 2006 году играл на турнире в Турции с теннисистом из Узбекистана Фарухом Дустовым. Жара стояла невыносимая — 37 градусов! А наш матч затянулся на три с половиной часа. В третьей партии проигрывал, но вытянул «на зубах» и победил — 7:5. Последнее, что помню, как подошел к судейской вышке, пожал арбитру руку, и все… Упал и потерял сознание. Солнышко так припекло, что получил тепловой удар. Хорошо, что супруга и мои друзья там присутствовали — помогли, поддержали.
— Твоя импульсивность на корте известна. Таким образом, выбрасываешь отрицательные эмоции?
— Я не ругаюсь, но ракетки летят и ломаются (улыбается). Само собой как-то получается. Злюсь на самого себя за то, что в игре что-то не получилось.
— И супруга Юлия тоже эмоциональная?
— Да, она у меня боевая. А за меня во всем стоит горой! Её поддержка на кортах и в жизни для меня значит очень и очень многое! Хотя в жизни она более спокойная, чем я.
— Как и где вы познакомились?
— На теннисных кортах. Она занималась для себя. Я обратил внимание на красивую девушку. Все произошло быстро. Я увидел её на стадионе, сам подбежал. С того момента все время вместе.
— Любовь с первого взгляда?
— Да, конечно. Долго встречались и в конце концов я предложил ей руку и сердце…
— Сколько уже вместе?
— Восемь лет. Моя супруга — это, для меня огромная поддержка и опора. Очень ценю её и люблю! Я постоянно в разъездах, заскакиваю домой буквально на два дня. Вот пора бы уже и прибавлению в семействе быть! А все времени не хватает.
— Сейчас понятно, что все свободное время проводишь с Юлией. А до женитьбы, чем любил заниматься в свободное время?
— Да его особенно и не было. Все время — теннису.
— Ну, все-таки было. Хорошо, на выбор: телевизор, кино, театр, книги?
— Книги. Люблю и исторические романы, и приключенческие.
— Какую кухню предпочитаешь?
— Да любую. Хотя нет, японскую с их «суши-муши» не люблю. В поездках порой уже хочется чего-нибудь домашнего. Если в номере есть кухня, то идешь в супермаркет, закупаешь продукты и готовишь себе сам. А дома — конечно же, люблю, когда готовит супруга!
— Что в людях ценишь?
— Для меня важно, чтобы человек был открытым и честным. У меня есть друзья и с детства, и те, кто не связан с теннисом. Ещё, наверное, в людях должно быть больше понимания и справедливости по отношению к окружающим.
— Поделись планами на будущий сезон.
— Надо войти в число 150 теннисистов рейтинга АТР. Для этого у меня есть все необходимое, Да и эти два
матча за сборную в Кубке Дэвиса сыграю обязательно!
Родился 08.08.1980. Рост 190 см, вес 86 кг, теннисом занимается с 4 лет.
Закончил спорт колледж на базе ЦСКА и Казахско-американский университет (КАУ) в 2007 году, по специальности юрист.
Текущий рейтинг АТР — 360 в одиночном разряде,
1994 Победитель чемпионата Казахстана среди мужчин
2002 Финалист Кубка Президента, Казахстан
2002 Asian Championship, победа над Олегом Огородовым
в полуфинале
2003 Финалист «Сателлита» в Турции
2003 Полуфиналист челленджера в Узбекистане, финалист
в парном разряде
2003 Победитель Кубка Президента, Казахстан 2005 Победитель Кубка Президента, Казахстан 2005 Финалист Азиатского чемпионата в Узбекистане 2005 Победитель Кубка Президента (Казахстан) в одиночном
и парном разрядах 2005 Победитель турниров в России, в Самарканде, Гулистане
— Я родился и вырос в Алма-Ате. Мне не было ещё и четырех лет, когда мой отец Александр Николаевич, которого, увы, три года назад не стало, привел меня на корты ЦСКА. Отец всегда настаивал на моих занятиях теннисом. Первым моим наставником была Венера Баширова, правда, недолго. А до 13 лет меня
тренировала Лилия Максимова (в девичестве Карпова — Прим. ред.) А потом уже я занимался самостоятельно. Справедливости ради замечу, что учился в спортивном колледже ЦСКА, где нас тренировал сын авторитетного специалиста Августина Вельца — Владимир Августинович.
— Были ли моменты, когда с теннисом хотелось расстаться?
— Было время, когда я совмещал занятия теннисом и футболом, до восьми лет. Я тренировался на корте, а потом бежал на футбол. Как-то стал пропускать теннисные тренировки. Мой наставник Лилия Владимировна зашла к родителям и поинтересовалась — почему меня нет на теннисе? Родители удивились, ведь сын ушел на тренировку. Стали вместе меня искать, а я гоняю мяч на футбольном поле. Меня оттуда забрали и отвели на корт. С теннисом после того случая не расстаюсь. Хотя был в моей жизни период года четыре назад, когда я не захотел играть. И на тот момент моя дорогая супруга все же переубедила меня. Она всегда старалась, чтобы теннис был моей жизнью, за что я очень ей сейчас благодарен.
— Сложности переходного возраста, когда кажется, что уже все знаешь и понимаешь, порой тянет в дурную компанию, не мешали?
— Нет, не было такого. Все время забирал спорт.
— Учеба в спортивном колледже позволяла заниматься любимым делом. Были у вас и поездки на турниры за границу, когда сыновья генерала Новикова занимались теннисом. Но потом наступил сложный период.
— Да, где-то в 1996 году теннис в Казахстане вымер, можно сказать. Оставались чемпионат страны и Кубок Президента, а также матчи сборной в Кубке Дэвиса — и все.
— В это время не хотелось бросить?
— Нет, потому что теннис для меня все — это моя жизнь.
— С какого возраста ты вы ступаешь за сборную Казахстан?
— С 14 лет. А норматив мастера спорта я выполнил в 13.
— А верно ли то, что в 16 лет ты побеждал своего ровесника Марата Сафина?
— Было такое, даже раньше ещё. Мы с ним не раз играли, на разных юношеских турнира в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, и я обыгрывал его неоднократно.
— А вместе с ним в паре выступали?
— Нет. Хотя, постойте, однажды было здесь, в Алматы, на Кубке Президента, который проходил ещё на кортах ЦСКА.
— Ты находишься в числе, наверное, тройки действующих игроков, проведших наибольшее количество матчей за сборную своей страны в Кубке Дэвиса. Это греет душу?
— Конечно. Мне не хватает лишь двух встреч, чтобы я стал первым в мире по количеству проведенных матчей. Опережает меня лишь индиец Паес. Но я обязательно его обгоню! Ведь это будет не только мой личный рекорд, но и рекорд для Казахстана.
— Но на последний матч против Филиппин в состав сборной Казахстана ты не попал. Как это произошло?
— Меня попросили руководители нашей Федерации уступить возможность сыграть этот матч самому молодому в нашей команде.
— Честно признайся, в душе кошки скребли?
— Нет, я бы так не сказал. Важен был командный результат. А команда есть команда. Мы все, как говорится, в одной лодке.
— Что с твоими личными результатами по выступлениям в этом сезоне?
— Я отыграл 27 турниров, доходил до полуфиналов и финалов. Сейчас вот только вернулся с «фьючерса» из Дубая. Дошел до четвертьфинала, где проиграл Ивану Сергееву с Украины. В паре с ещё одним украинцем Денисом Молчановым мы в финале в упорнейшей борьбе в третьем сете со счетом 8:10 уступили дуэту Мак Чадонелли (Швейцария) — Клеек Иво (Чехия). В рейтинге АТР я — на 360 месте. А начинал его, будучи на 600 позиции. Впринципе, я доволен своими результатами в этом году. Хотя останавливаться на достигнутом я не собираюсь.
— Руководство Казахстанской теннисной федерации (КТФ) обещало финансировать поездки на турниры?
— Да Федерация и лично президент Болат Утемуратов делают очень много не только для меня лично, но и для остальных теннисистов. Я очень благодарен руководству KTF
— Сейчас большую роль в подготовке сборной играет немецкий специалист Мартин Зиннер. Отношения с ним сложились…
— Нормальные рабочие. Он хороший тренер и стремится делать много хорошего для команды. Но иногда в своем усердии перебарщивает. В двухнедельный тренировочный цикл он закладывает месячный объем работы.
— Прогресс Голубева очевиден. Не задумывался о том, чтобы сыграться в паре с Сырымом Абдухаликовым?
— Нет, честно говоря. Я больше все-таки одиночник. Хотя в паре тоже люблю играть.
— Кого из юных талантов, которые пробьются в сборную Казахстана в ближайшее время, можешь назвать?
— Ну, сейчас появились финансовые средства на поднятие уровня детей и юношей в нашей республике. Может, Евсеев, результаты у него неплохие. Посмотрим.
— Твое любимое покрытие корта?
— Предпочитаю играть на харде. Быстрая игра, возможность сильной подачи и выхода к сетке. Это мой
стиль.
— Давай разберем твои игровые качества. Какие сильные, а в чем слабости?
— Сразу даже не скажу. В принципе, все — сильные.
— Замечу, что в защите ты не любишь отрабатывать.
— Да, пожалуй. Вот на Кубке Президента в Астане потому и уступил французу. Не выдерживаю стиль игроков, которые просто держат мяч. Иногда это можно делать, но не так долго. Я не могу, иду в атаку, рискую и допускаю невынужденную ошибку, причем, что обидно, мяч уходит в аут на какие-то сантиметры!
— Вспомни, пожалуйста, самый сложный матч в карьере?
— В 2006 году играл на турнире в Турции с теннисистом из Узбекистана Фарухом Дустовым. Жара стояла невыносимая — 37 градусов! А наш матч затянулся на три с половиной часа. В третьей партии проигрывал, но вытянул «на зубах» и победил — 7:5. Последнее, что помню, как подошел к судейской вышке, пожал арбитру руку, и все… Упал и потерял сознание. Солнышко так припекло, что получил тепловой удар. Хорошо, что супруга и мои друзья там присутствовали — помогли, поддержали.
— Твоя импульсивность на корте известна. Таким образом, выбрасываешь отрицательные эмоции?
— Я не ругаюсь, но ракетки летят и ломаются (улыбается). Само собой как-то получается. Злюсь на самого себя за то, что в игре что-то не получилось.
— И супруга Юлия тоже эмоциональная?
— Да, она у меня боевая. А за меня во всем стоит горой! Её поддержка на кортах и в жизни для меня значит очень и очень многое! Хотя в жизни она более спокойная, чем я.
— Как и где вы познакомились?
— На теннисных кортах. Она занималась для себя. Я обратил внимание на красивую девушку. Все произошло быстро. Я увидел её на стадионе, сам подбежал. С того момента все время вместе.
— Любовь с первого взгляда?
— Да, конечно. Долго встречались и в конце концов я предложил ей руку и сердце…
— Сколько уже вместе?
— Восемь лет. Моя супруга — это, для меня огромная поддержка и опора. Очень ценю её и люблю! Я постоянно в разъездах, заскакиваю домой буквально на два дня. Вот пора бы уже и прибавлению в семействе быть! А все времени не хватает.
— Сейчас понятно, что все свободное время проводишь с Юлией. А до женитьбы, чем любил заниматься в свободное время?
— Да его особенно и не было. Все время — теннису.
— Ну, все-таки было. Хорошо, на выбор: телевизор, кино, театр, книги?
— Книги. Люблю и исторические романы, и приключенческие.
— Какую кухню предпочитаешь?
— Да любую. Хотя нет, японскую с их «суши-муши» не люблю. В поездках порой уже хочется чего-нибудь домашнего. Если в номере есть кухня, то идешь в супермаркет, закупаешь продукты и готовишь себе сам. А дома — конечно же, люблю, когда готовит супруга!
— Что в людях ценишь?
— Для меня важно, чтобы человек был открытым и честным. У меня есть друзья и с детства, и те, кто не связан с теннисом. Ещё, наверное, в людях должно быть больше понимания и справедливости по отношению к окружающим.
— Поделись планами на будущий сезон.
— Надо войти в число 150 теннисистов рейтинга АТР. Для этого у меня есть все необходимое, Да и эти два
матча за сборную в Кубке Дэвиса сыграю обязательно!
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!