Самый возрастной байкер страны рассказал о карьере в 80-летний юбилей

Лидия и Рафат Мухамедовы. Фото Vesti.kz©
25 марта свой 80-летний юбилей будет праздновать прославленный казахстанский мотогонщик Рафат Мухамедов, являющийся мастером спорта СССР по мотоспорту. За свою спортивную карьеру самый пожилой казахстанский байкер стал четырехкратным чемпионом Советского Союза и многократным чемпион Казахской ССР по мотоспорту. Также он является обладателем первого всесоюзного Кубка журнала "За рулем" по мотоболу. Рафат Мухамедов пишет книгу об истории мотоспорта в Казахстане. А в интервью корреспонденту Vesti.kz он описывает свои воспоминания, в том числе о том, как однажды пришел на финиш с половиной мотоцикла.

- Рафат Мингалиевич расскажите когда вы впервые сели на мотоцикл?

- Это произошло в 1947 году, когда в нашем дворе появились спортивные общества. И вот тогда появились спортивные мотоциклы и мотоциклетные секции. Мне тогда было 15 лет, а моему брату (Талгат Мухамедов - прим. авт.) всего 11. Мы помогали, чистили мотоциклы, подносили ключи и отсюда все началось. 

В 20 лет мой брат Талгат стал первым мастером спорта в Казахстане среди мужчин. Я позже его получил это звание, потому что в армии служил. А когда в спортивную роту попал, начал там выступать. Там я почти без пяти минут мастером стал. Мотоспорт я начинал в команде "Урожай". Это ДССО - добровольное спортивное сельское общество "Урожай". Из "Урожая" ушел в армию, а пришел уже в "Кайрат".



- Когда вы в последний раз садились за руль мотоцикла?

- Я тренером работал, поэтому мне приходилось садиться и показывать как нужно ездить. А в последний раз это было в 1982 году. Это был всесоюзный кросс, посвященный ветеранам спорта. Это было самое счастливое и красивое время. Потому что когда по настоящему любишь, занимаешься спортом, то это благодать. Несмотря на то, что было много травм. 

- Многих людей даже маленькая травма может увести из спорта, а что вами двигало?

- Когда только начинал заниматься, у меня уже была цель. А когда получил третий разряд, то уже хотел второй. И вот надо второй, надо первый разряды. И это все мне не давало покинуть этот спорт. Успехи пошли, а когда выполняешь какой-то спортивный разряд, тебе хочется что-то еще лучше сделать, еще лучше разряд получить. А лучше было мастера спорта получить. До этого звания конечно много лет прошло и много травм получил. А когда мастера спорта получил, то нужно было в Союзе хотя бы бронзовую медаль. В 62-м году наша команда стала чемпионами Союза, а я в личном зачете получил "серебро". Тогда уже надо было золотую медаль. Через год, в 63-м, получил золотую медаль в личном зачете и команда была на первом месте.   



- И все же что вам помогало заниматься мотоспортом после серьезных травм?

- Желание у меня никогда не пропадало, какие бы я не получал травмы. В Куйбышеве Спартакиада была комсомольцев и молодежи. Попал в завал со старта, перелом ладьевидной кости в стопе. Потом еще было несколько операций. Но меня это не беспокоило. Просили бросить этот вид спорта. Но я не мог этого сделать. А становился только злее. Продолжал готовиться к соревнованиям и хотел выигрывать.

- А какие соревнования в то время были?

- Соревнований в начале не так много было. Проводилось первенство Республики, между прочим, приезжали все области. Тогда проводилось три вида - кросс, ипподромные и линейные гонки. Линейная гонка проходила по Илийскому тракту, в одну сторону 25 километров, в обратную столько же и всего 150 километров. В скором времени линейные гонки отменили, потому что там надо было только мотоцикл подготовить. Если хороший мотоцикл, значить ты выиграешь. Мастерства особенного и не нужно было. А через некоторое время появилось много новых видов. Особенно после 60-го года. Появились шоссейно-кольцевые гонки, ледовые, гаревые и мотобол.



- Расскажите о том как вы начали заниматься мотоболом?

- Чтобы в мотобол играть, нужно непросто на мотоцикле ездить, надо еще и футболистом быть. В детстве мы играли в футбол во время войны. Брали чулок у мамы, набивали тряпками и по двору гоняли. И это тоже мне помогло в мотоболе. Им мы начали заниматься в 1962-м году, а в Союзе его развивали с 60-го года. В то время у нас даже не было настоящих мотобольных мячей. Начинался он с нуля. Мотоциклы, которые у нас были те же, что и на кроссе выступали. Переделали их под мотобольные, облегчили. Когда собралась команда, не было мячей, стали искать выход. Нашли выход. В аптеках продавались медицинболы - они были побольше футбольного мяча, но они были набиты опилками. Мы вытряхивали опилки с них, вставляли туда футбольную камеру и надували. Он был не кожаный, а из какой-то ткани, и когда на мотоцикле наезжали на него или он попадал между ними, то он лопался. Поэтому за время тренировки нам приходилось несколько раз менять эти мячи.



В 63-м году когда мы начали играть в мотобол уже на союзном первенстве. Мы попали в прибалтийскую зону и выиграли все встречи. После этого восемь команд-победительниц зон собрали в кучу для проведения четвертьфиналов, полуфиналов и финала. И к нам на полуфинал в сентябре 63-го приехала команда московского "Спартака". Они конечно приехали с тем, ну что мы едем в Среднюю Азию, к азиатам, мы сейчас их обыграем и выйдем в финал. Но они не попали в финал потому что мы их обыграли. Финальная встреча состоялась в Москве. И когда мы приехали в Москву, нам сказали, что будем играть с подмосковной командой Кропоткина. Мы их обыграли со счетом 3:0. Это были первые официальные соревнования на приз журнала "За Рулем".

- Было ли у вас желание заняться автоспортом?

- В 60-м году я из своего общества перешел в ДОСААФ, там я стал старшим тренером. Автоспорт в это время начинали только культивировать. Соревнования проводились на экономию горючего и по фигурному катанию. Нам выделили два автомобиля для автоспорта "ГАЗ-51". В этих соревнованиях я и сам участвовал и проводил их. Чуть позже появился кросс. Также я выступал еще и на картинге. Поэтому я все попробовал. 



- Расскажите о том случае когда вы выиграли гонку, прибежав на финиш с мотоциклом?

- Это было на Комсомольском озере. Верхняя часть этого озера была стартом и финишем. А трасса была 75 километров, круг 25 километров. Мой мотоцикл не выдержал, но хорошо, что это произошло на последнем кругу. У меня был большой запас, я ушел от всех шибко далеко. Еду, потом раз мотоцикл упал. Я посмотрел, он на две половинки разделился. Отсоединил троса. Оставил заднюю часть - двигатель, сиденье и колесо, и побежал с рулем и передним колесом. Не уверен был, что первым приду. Все-таки сзади на мотоциклах ехали, а я бежал. И в итоге выиграл в этой гонке и получил первый спортивный разряд. Помню, как на финише все смеялись.

- Как в ваше время когда вы ездили на мотоцикле на вас смотрели молодые люди и девушки в том числе?

- Как они смотрели я не видел, потому что ехать надо было (смеется). Смотрели конечно и очень много приходило девушек на соревнования.



- А как вы познакомились со своей супругой?

- С супругой у меня встреча произошла после армии. Мама мне невестку приготовила.

После этого мы решили поговорить с супругой Рафата Мингалиевича - Лидией.

- Скажите пожалуйста как вы относились к увлечению своего мужа?

- Я все время гордилась этим. Гордость у меня была и тогда и сейчас. Я больше говорю, чем он. Он не любит хвастаться, а я нет. Отговорить его не пыталась, я знала его натуру и если он что-то сказал, то он это сделает. Его не отговоришь ни тогда, ни сейчас. Он никогда не жаловался, что падал и получал травмы, и говорит, что должен терпеть и сейчас. Он очень терпеливый. А потом у него золотые руки. Все в доме делает сам, я не вмешиваюсь. Я знаю, что у меня кухня, кастрюли, аптечки. А он, что-то сделать, что- поставить, что-то смонтировать. 

Редакция Vesti.kz и Федерация автомотоспорта Казахстана поздравляют Мухамедова Рафата Мингалиевича с наступающим юбилеем. Желаем Вам и Вашей семье крепкого здоровья и благополучия.

 

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Метки:
Показать комментарии
Новости