"Спартак", Погребняк
- Вы за карьеру сменили 13 команд. Как это получилось?
- Да, но в некоторые клубы я приходил по несколько раз: в "Жальгирис" я возвращался три раза, в "Экранас" в столько же. Так получилось, это футбольная жизнь.
- Особняком стоит "Спартак". Как вы оказались в Москве?
- В школу "Спартака" я попал еще в 15 лет, а окончив ее, уехал в "Жальгирис", хотя мне предлагали остаться в дубле. У меня был контракт со "Спартаком", через два года мне позвонили и сказали: "Возвращайся, посмотрим, что с тобой делать!". Я вернулся, в первый день сыграл в двусторонке, где забил самому Станиславу Черчесову, после этого со мной контракт продлили на три года. Короче, два раза меня в "Спартаке" в один день оставили: что в школе, что в дубле. Самая удачная команда была (смеется).
- Шансы остаться и заиграть в первой команде были?
- Меня оттуда никто не выгонял. Но я сам ушел в "Жальгирис" - молодой, дурной был.
- Ваш "Фэйсбук" пестрит фотографиями с Павлом Погребняком. Познакомились с ним в "Спартаке"?
- Да, вместе с Пашком играли в школе. С тех пор дружим, общаемся, часто созваниваемся, ездим друг к другу в гости.
- Тогда предполагали, что он будет играть за сборную России и в английской премьер-лиге?
- Никто тогда не думал об этом. Все считали, что из меня получится большой игрок, а все получилось наоборот.
- Что помешало?
- Характер. Не было человека, который вовремя мог подсказать, как себя вести, где и как что говорить. Я был молодой и дурной.
- В "Спартаке" того времени царил бардак?
- Когда я был в "Спартаке" на хорошем счету, никакого бардака не было, там были Романцев, Есауленко - вице-президент. Когда я вернулся в "Спартак", там уже главными были Шикунов и Червиченко, вот тогда, да, был бардак, но в том бардаке все и выплыли. Невио Скала начал подтягивать молодежь с дубля и были шансы заиграть.
Казахстан, Никитенко
- Вы были на просмотре в "Луч-Энергии", но вместо этого оказались в Казахстане. Как же так вышло?
- Тогда у меня было два варианта: Владивосток и "Терек", причем они оба играли в российской премьер-лиге. В "Луче" капитан был Саша Шешуков, с которым мы вместе играли в спартаковской школе и дубле, он меня позвал: "Давай к нам!". Ну, и я поехал к ним, а там оказалось 16 хорватов и сербов, а тренером там был хорват Вулич. Там было свое кино!
- И поехали в Кызылорду?
- Случайно попал в "Кайсар", но ни о чем не жалею. В Кызылорде все было шикарно. Единственное, что город такой - не европейский, а вот, что касается футбола, там было все хорошо. Я как раз попал в такой период, когда мы побеждали, болельщики нас любили, относились по-доброму, тренер замечательный. Был отличный коллектив, благодаря этому мы хорошо тогда выступили.
- Дважды - и в "Кайсаре", и в "Ордабасы" - Вы работали с Владимиром Никитенко. Расскажите, чем хорош этот тренер?
- Он меня даже три раза приглашал, но зимой я не поехал в "Ордабасы", у меня тогда был другой вариант, но немного не срослось. А летом я уже принял приглашение шымкентцев, но сыграл где-то игр пять, а затем получил травму.
Из достоинств Никитенко я могу сказать, что он прошел хорошую школу. Это тренер, который большое внимание уделяет тактике, он всех соперников анализирует досконально, вплоть, какого веса, роста соперник, на какую штангу при угловых идет, с кем разговаривает, как прическу поправляет. Я, честно говоря, впервые встретил такого тренера, который так тщательно изучает соперника.
- Самая долгая установка при Никитенко?
- У нас было предыгровая установка, которая длилась около часа, на ней была вся команда. Но перед этим Никитенко собирал отдельно по амплуа. А мне иногда приходилось сидеть с полузащитниками и с нападающими. В итоге с командной установкой выходило что-то около трех часов (смеется). Ну, это было интересно, это нужно.
Воровство, Vertu
- В 2008 году в Астане вас обокрали. Газета "Мегаполис" тогда написала, что больше всех краже сокрушались именно Вы.
- Это все вранье, мне наоборот было смешно. Просто я "попал" больше всех, но не сокрушался - такого не было, это все жизнь и за это я как бы сильно не переживал - ну, было и было.
- Та же газета писали о дорогих часах и трех телефонах, один из которых стоил еще дороже, чем часы. Что это за часы и мобильник?
- Часы Raymond Well. А телефонов у меня было три: помимо Vertu, I-Phone и Nokia Carbon.
- Как люди реагировали, что у Вас такие дорогие телефоны?
- Андреич (Никитенко - прим. Vesti.kz), когда меня видел в Турции, спросил, какой у меня телефон, и попросил показать. Спросил: "Сколько стоит?". Говорю, что 500 евро, недорого, ха-ха. А с Vertu получилось так, что у нас полсборной было с этим телефоном, случайно получилось, я не был фанатом таких телефонов. Просто купил и все!
- Но Вы не единственный, кто тогда пострадал?
- Да, в общей сложности украли двадцать телефонов, деньги. У меня, помимо телефонов и часов, украли 300 долларов и 9 000 тенге, как сейчас помню. Кстати, воры не взяли лишь обручальное кольцо.
- Такое повторялось когда-нибудь?
- Так на следующий год нас еще раз обокрали, причем снова в Астане. В первый раз все получилось случайно, я только приехал в команду, был новичком, у меня была всего лишь вторая игра. В номере я жил с Джонником (Жандос Аметов - прим. Vesti.kz), с которым мы вместе играли и в "Кайсаре", и в "Ордабасы". Я хотел все в гостинице оставить, а он сказал, что там своруют. Вот я и взял с собой (смеется).
Вроде потом нашли, кто виноват - нам сказали, что какой-то узбек, бывший футболист. Но я точно не знаю, вернули только два телефона, среди них моих не было (улыбается).
А на следующий год мы с "Ордабасы" поехали и нас опять обокрали. Там у нас были номера большие, сплю ночью, хоп, вижу какую-то тень. Я встал спросонья, посмотрел, на месте ли бутсы, чтобы было в чем играть. Удостоверившись, что все в порядке, лег спать. Утром Вова Зеленбаба спросил: "Ты не видел мои телефоны?". Тогда я понял, что мне не показалось ночью. У Вовы украли два телефона, а мои - лежали на столе, а рядом - цепочка и пустая бутылка минералки. Но воров что-то спугнуло.
На следующий день с утра на построение Андреич спросил: "Нас снова обокрали в Астане. Валера, у тебя что-нибудь украли?". - "Да нет, Андреич!". - "А, да ты их просто на десять лет вперед проспонсировал". Так посмеялись и пошли играть.
- Как сыграли-то?
- Когда с "Кайсаром" обокрали, сыграли 1:1, а с "Ордабасы" проиграли 3:1, у соперников тогда играли Тихонов, Титов. Вот такие вот пироги!
- Я слышал, что Вы могли вернуться в Казахстан в 2011 году в качестве игрока. Насколько это правда?
- Тогда "Кайсар" возглавил Альгиминтас Любинскас. Я могу рассказать, как было. Любинскас - это такой тренер, который в Литве никому не интересен. У него были покровители, благодаря которым он иногда получал работу. В тот момент он был без команды и попросил через моего отца устроить его в Казахстан. Я созвонился с Талгатом Сыздыковым, который много лет играет в "Кайсаре", попросил контакты руководителей.
Договорившись с "Кайсаром", сказал Любинскасу, чтобы он выслал CV (резюме - прим. Vesti.kz). В итоге, когда он получил работу, позвал меня с собой: "Ты хорошо знаешь местный менталитет, мог бы помочь мне!". Я поехал на сборы с "Кайсаром", хотя изначально уже договорился с другим клубом из Шотландии. "Росс Каунти" тогда шли в лидерах первого дивизиона, и мне было интересно попробовать себя. Однако на сборах в Турции Любинскас поменял свое мнение, начал сам через других людей набирать команду, в которой мне место не нашлось. При этом мне ничего не говорил.
Я не мог это терпеть и высказал ему в лицо все, что о нем думаю, при команде. Тогда не одного меня "сплавили" - тот же Владимир Гогберашвили не подошел "Кайсару", зато стал одним из лучших полузащитников ФНЛ.
Я могу авторитетно заявить, что Любинскас - это не тренер и насколько я знаю, тот "Кайсар" спас не он, а Владимир Линчевский. Сейчас Любинскас без работы и я, думаю, что больше никого он тренировать не будет. Для меня эта ситуация тоже был хороший опыт. Нельзя доверять непроверенным людям, когда этого просят близкие люди, потому что страдает моя репутация.
Агент
- Почему Вы так рано завершили карьеру?
- У меня была травма, возникли проблемой со спиной, да и так, было уже неинтересно играть. Если играть, то играть на нормальном уровне. Я в Литве с "Жальгирисом" и "Экранасом" уже все выиграл, и мне было психологически тяжело выходить на поле. Я решил что-то поменять в своей жизни, добиваться новых высот.
- Как стартовали в новой должности?
- У меня всегда хватало знакомых, много где поиграл, поэтому друзей много, потому что всегда был общительным. Потихоньку как-то поехало.
Вообще когда я был игроком, тоже помогал в трансферах. Так, например, устроил Карчемарскаса в "Динамо". Мы с Мицейка ехали в машине с Григорием Есауленко, который должен был стать генеральным директором "Динамо". У бело-голубых не было вратаря, я сказал, что в "Жальгирисе" есть молодой талантливый голкипер, а Есауленко уже связался с президентом клуба и обо всем договорился - Жидрунас вылетел в Москву и подписал контракт.
- Ваш компаньон - российский агент Арсен Минасов. Как Вы с ним начали сотрудничать?
- Вообще он был моим агентом, когда я еще играл. Мы с ним сотрудничали с 2004 года, мы с ним вместе шли-шли и до сих пор вместе. Клиентов у нашей компании человек 30. Среди них такие известные игроки, как Роман Широков, Жидрунас Карчермаркас и Нордин Амрабат из "Галатасарая", Васин из ЦСКА, Артем Радьков и Максим Бордачев из БАТЭ. Футболистов хватает, есть, кем заняться.
У нас есть не только наши игроки, но и мы сотрудничаем с коллегами из других стран. Например, участвовали в трансферах Рыбуса и Комаровски в "Терек". Еще могу выделить переход Гари О’Коннора в "Томь" - он, конечно, удивительный человек.
- Ваша работа, по большей части, сезонная. Как проходит Ваш обычный день? Было такое, что Вы просыпались и не знали, что будете делать?
- У меня трое детей, поэтому всегда есть, чем заняться (смеется). Стараюсь уделять внимание детям: дочке - восемь лет, сыну - три с половиной, младшей дочке - всего четыре месяца. Сын, кстати, со мной проехал весь Казахстан: в Кызылорде был, правда, в животе еще, а в Шымкенте уже пробовал местную пищу и дышал тамошним воздухом.
- Сын футболом интересуется?
- Да-да, он уже ходит на тренировки. Но я смотрю, у него гены в дедушку, который главный тренер сборной Литвы по боксу уже 20 лет. Пока ему нравится больше боксировать, но в его возрасте каждый месяц интересы меняются.
- Сколько футбола в день Вы смотрите?
- Недавно начался чемпионат России, так я за три дня просмотрел девять матчей. А вообще слежу за странами, в которых играют наши игроки, поэтому, в основном, смотрю чемпионаты Турции, России и Англии.
- С Казахстаном Вы работаете?
- В Турции я общался с Владимиром Никитенко. Но это было не по работе. С Казахстаном пока не налажено сотрудничество.
- Рынок интересен?
- На все времени не хватает, сейчас были немного другие интересы. Но в будущем мне было бы интересно работать с казахстанскими клубами, потому что друзей много и менталитет мне нравится. Плюс страна мне уже не чужая.
- В Литве Вы - не единственный агент?
- С Паулюсом Пакнисом у нас есть несколько общих проектов, а вот с другими я даже не знаком - у нас разные цели и интересы. Нашей компании литовский рынок не интересен, нам интересны лишь молодые прибалты. Мы сейчас отдаем молодого вратаря, ему 15 лет, и еще одного игрока в "Катанию", еще один молодой футболист уезжает в "Интер".
- Разве казахстанская молодежь не может пойти тем путем?
- Все реально. У нас пять лет назад тоже не ехали никуда, но мы вступили в Евросоюз и этот рынок стал интересен скаутам больших клубов. В Казахстане другая ситуация. Вы не в Евросоюзе, но это не главное - у Казахстана есть деньги. При ваших финансовых возможностях, при грамотном маркетинге, при менеджменте у вас должна быть лига одна из сильнейших в бывшем Союзе.
Но при этом у вас нет стабильности, у вас все зависит от желания акимов. Когда будет стабильность, тогда будет футбол. У вас часто все меняется, назначили нового акима и 15 человек из команды уходят. Но есть сдвиги - в том же "Тоболе", "Кайрате", "Шахтере", "Астане" стали заключать долгосрочные контракты. В Казахстан начали приезжать хорошие тренера. Могу выделить того же Погоса Галстяна, который выводил "Кубань" в премьер-лигу и неплохо работал с "Лучом".
Конечно, нужны хорошие стадионы, которые есть в Кокшетау, Астане, Атырау, Алмате. Я не был в Актобе, но мне рассказывали, что там тоже хороший стадион. Когда будет нормальная инфраструктура, менеджмент, долгосрочные контракты, тогда будет хороший чемпионат, куда поедут игроки более высокого уровня. Какой европеец поедет на годовой контракт, перед которым нужно пройти просмотр?! Есть скауты, есть программы, садитесь в самолет и смотрите игрока. Все эти вопросы надо решать в течение года, но никак не в январе…
Бокс
- Объясните, как бывший футболист возглавил Федерацию бокса Вильнюса?
- У меня папа - главный тренер сборной Литвы по боксу уже лет двадцать. Я в детстве тоже занимался боксом, для меня это не чужой вид спорта. Но стал президентом Федерации бокса только потому, что организации не хватает финансирования.
С Казахстаном нас не сравнить, наше государство выделяет 150 тысяч долларов в год на весь литовский бокс - это и детские школы, и сборная. Мы сами устраиваем турниры, в том числе, и международные, на которые приезжали и казахстанские команды.
- Как развивается литовский бокс?
- Мы не в числе лидеров, мы не боксерская держава, как Казахстан, например. Но у нас тоже есть успехи. Вполне мог выиграть Олимпиаду Эвалдаус Петраускас, но в боксе есть место политике и не всегда хорошему судейству. Именно это помешало ему выйти в финал, но бронза тоже достойный результат.
- На чемпионат мира в Алматы собираетесь?
- Да, в октябре приеду в Казахстан. Надеюсь, не только увидеть чемпионат мира, но и пообщаться с друзьями.
Сайт компании Валериюса Мижигурскиса https://mvasportsmanagement.com
Аккаунт в "Твиттере" https://twitter.com/mizigurskis
В материале использовано фото из личного архива Валериюса Мижигурскиса
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!