КПЛ
25 января 2014 09:07

В Усть-Каменогорске дома у меня жили мыши - экс-футболист "Востока" Комарек

Мартин Комарек (в красном). Фото с официального сайта ФК Восток
Чешский футболист Мартин Комарек, игравший за "Восток" в 2013 году, в интервью чешской прессе рассказал, как лежал в казахстанской больнице, кушал "китайскую" лапшу в поезде и находил мышей в квартирах.


- Как вы попали в Казахстан?

- Год назад я должен был играть в Забрехе, где был несколько дней. Но в итоге все сорвалось. Я сотрудничаю с тремя агентами, один из которых предложил поехать в "Восток" из Казахстана.

- Вы сомневались в выборе?

- Я поехал в Турцию на просмотр в конце декабря. К счастью, все было устроено так, как и мне обещали. Тренер был мной доволен, сказал, что подпишут контракт, и я уехал в Чехию за вещами и оформлять бумаги. В Турции было много игроков. Постоянно кто-то приезжал на просмотр, а кто-то не подходил.

Вообще в Казахстане клуб может заявлять шесть легионеров (на самом деле семь – прим. Vesti.kz), но только пять из них могут играть в одном матче. И каждый год в команде они меняются, и все строится заново.

Спустя год я бы ни за что не поехал в Казахстан. Конечно, мне там предложили хорошие деньги, но за год все поменялось. Но даже такая сумма для меня супер. У клуба до сих пор остались некоторые долги, но Казахстан открыл мне глаза – я еще не стар в свои 29.

Помимо меня в команде, из иностранцев были молодые афроамериканцы. И когда мы гуляли, местные постоянно просили сфотографироваться с ними, потому что до этого не видели темнокожих.

- Что-нибудь вас шокировало в Казахстане?

- Я как будто вернулся на двадцать лет назад. Все серое, а это удручает. Первое впечатление было не очень хорошим.

- Как вам дышалось в Усть-Каменогорске?

- Это почти на границе с Китаем, в трех часах лета от Москвы. Это один из крупных городов в стране, но не самый богатый.

Если бы я выбирал, где жить в Казахстане, то назвал бы Астану и Алмату, это действительно красивые города, европейские. А в Усть-Каменогорске много предприятий, говорят, это самый загрязненный город в Казахстане, поэтому я назову его одним из худших для жизни.

Там не говорят по-английски, только на русском. Когда я приехал, я подхватил сальмонеллу и первые пять ней лежал в комнате отеля. Но таблетки не помогали - и

я поехал в больницу. Я никогда такого не видел. После них наши, чешские, больницы замечательные. Мы не представляем, как у нас все хорошо. В казахстанской больнице были старые железные кровати, на которых тонкий матрас и одеяло, которое хотелось выкинуть из-за грязи. Идеально подходит для лечения сальмонеллеза…

Меня прокапывали три раза в день. После трех дней процедур я почувствовал себя лучше, но болезнь все равно не уходила, так что я лечился еще десять дней. В итоге, я потерял несколько килограмм, потому что питался только кашей и чаем. Но это даже хорошо, потому что я приехал с лишним весом.

Я выздоровел, но пропустил три игры. Две недели я тренировался, но затем получил болезненный удар в колено. МРТ показало, что у меня проблемы с мениском. За сезон я несколько раз переезжал из одной квартиры в другую. Первую – хозяин решил продать, а в одной из них – были мыши. Последний раз я видел мышь у бабушки на ферме 20 лет назад.

Еще в магазинах мне приходилось постоянно смотреть на срок годности продукта, потому что запросто можно было купить, например, колбасу и найти на ней плесень. И там было мало магазинов, где есть все.

- Смогли ли вы привыкнуть к местной культуре?

- Города Астана и Алматы является европейскими, и там нет проблем ни с чем. Но в Усть-Каменогорске живет много мусульман и они не едят свинину, только баранину и говядину. Иногда было тяжело достать некоторые продукты, но вскоре мы привыкли.

А еще были на рынках, где мясо продается прямо на улице. Висит туша, и человек может выбрать, что он хочет купить. Я постоянно ездил на "шашлыки". Это что-то вроде барбекю, иногда я отлично наедался.

Когда мы играли в Уральске, мы ходили с Хлебоуном и Вучеком (чешские игроки "Акжайыка") в чешский ресторан. Я был шокирован: "Ребята, я не видел чешскую кухню несколько месяцев". С нами был и чешский шеф-повар. Он сказал, что боится ходить по улице вечером. Но я не заметил никакой опасности, потому что везде много полицейских и солдат. Я не боялся ездить в такси, но моя жена опасалась, что ее могут увезти куда-нибудь.

- Сталкивались вы с местными ритуалами? Например, "Шахтер" принес в жертву барана, что вызвало резонанс в Европе.

- Не знаю, я не сталкивался с ритуалом. В "Востоке" мы один раз ездили на озеро, купались, пожарили барбекю. Такой тимбилдинг. Хоть и дорога заняла два часа, это стоило того – там потрясающие пейзажи.

- Не были ли сложностью расстояния?

- Это недостаток в Казахстане, города расположены далеко друг от друга. Мы очень много летали. Матчи игрались по субботам, но за несколько дней мы вылетали в Алмату и Астану, которые являются транспортными узлами, и уже летели дальше в другие города.

- От Актобе ваш город отделяло почти 2300 километров.

- Самый дальний для нас выезд - Атырау. Мы играли там летом. Было жарко как в пустыне. Из Астаны до Атырау мы летели четыре часа, но это ничего - чтобы сыграть с "Жетысу", мы ехали на поезде сутки. Но нас хотя бы поселили в купе, где можно было прилечь. Тяжело было добираться на игры на автобусе. Мы жили на лапше быстрого приготовления. Нам предлагали выпечку, но я не хотел рисковать.

- Как вам удалось жить столько времени на таком расстоянии от Чехии?

- К счастью, у нас был переводчик. В команде были ребята с Тринидада, Ганы и Эквадора (на самом деле, легионеров из Ганы и Эквадора в "Востоке" не было, а были из Гамбии, Сальвадора и Сенегала – прим. Vesti.kz).

К одному из наших игроков приехала жена с маленьким ребенком, у которого вскоре появилась сыпь. Мы вызвали скорую помощь. Приехали две женщины на старом фургоне. Это шокировало. Я каждый день видел роскошные машины на улицах, и был поражен, какая разница между богатыми и бедными здесь.

- Как с инфраструктурой у клуба?

- Команда была новичком премьер-лиги. Стадион был отремонтирован, но не до конца. Стадион так себе: искусственный газон и небольшая трибуна для 2 500 человек. Некоторые команды имеют натуральное покрытие на своих стадионах, но оно не такое, как, к примеру, в Чехии, а больше напоминало деревенскую площадку. Еще мне пришлось вернуть всю экипировку, что нам дали в начале сезона. Даже шлепки.

- Когда дела касается Казахстана, чешский футболист едет туда за деньгами, а не впечатлениями?

- Это зависит от клуба. Первые шесть команд – сильные, в том числе и в плане финансов. Да, деньги важны, но не стоят тех же перелетов за четыре дня до матча, старых больниц. Но есть и хорошие игроки – в "Кайрате" играет бывший нападающий "Жилины" Сиссей, много игроков из России и Украины, которые не являются иностранцами. Были интересные матчи, но были и катастрофические, которые невозможно смотреть.

- Как с судейством?

- Иногда было нормально, но не везде. Иногда на выезде судьи часто ошибались не в нашу пользу – не знаю, специально или просто потому, что у них был неудачный день. Я не хочу никого осуждать.

- Вы – авантюрист, согласны?

- Да, но десяти месяцев в Казахстане было достаточно для меня. Мне должны зарплату за шесть месяцев. Перед отъездом я получил документ, где мне обещали заплатить до 30 января то, что мне должны.

В "Востоке" Комарек провел 17 матчей, пропустив большую часть из-за травмы. В переходном матче за право остаться в премьер-лиге его команда уступила "Спартаку" из Семея.

Турнирная таблица "Премьер-Лига Казахстана 2024"

Участник И В Н П М О
1 Кайрат 24 14 5 5 39-21 47
2 Астана 24 14 4 6 39-19 46
3 Актобе 24 12 7 5 39-26 43
4 Ордабасы 24 12 6 6 36-24 42
5 Тобол 24 11 6 7 33-23 39
6 Елимай 24 10 7 7 35-32 37
7 Атырау 24 9 8 7 28-20 35
8 Кайсар 24 9 7 8 28-29 34
9 Кызылжар 24 8 5 11 29-26 29
10 Женис 24 6 6 12 18-32 24
11 Жетысу 24 5 8 11 17-33 23
12 Туран 24 5 5 14 16-39 20
13 Шахтер 24 2 4 18 12-45 10
14 Аксу Пв 0 0 0 0 0 0

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!