Бывший директор "Шахтера" Алибек Урузгалиев в интервью корреспонденту Vesti.kz рассказал, каким образом уходил из клуба полузащитник молодежной сборной Казахстана Дмитрий Бачек. По его словам, никто не хотел платить деньги за молодого игрока.
- Алибек Сакенович, прежде всего, хотелось бы узнать Ваше мнение о текущем выступлении "Шахтера" в премьер-лиге до приостановки сезона.
- Мне тяжело пока судить о выступлении клуба, так как прошло всего два тура и чемпионат был приостановлен. Видно, что все стараются, но пока что команда "сырая" и еще находится в поиске своей игры, так как в межсезонье сменился весь тренерский штаб и девяносто процентов основного состава. Рад, что, наконец, был повержен "Кайрат", ведь как говорится: игра забывается, а результат остается. Уверен, что в скором времени футболисты "Шахтера" сыграются и будут показывать результат, который от них ждут болельщики.
- Много споров вызвала трансферная политика "горняков" в этом году. В частности, слишком много возрастных россиян и немало африканцев, которые, как мы знаем, пришли от одного агента. При Вас местной молодежи в первой команде было намного больше. Что думаете по этому поводу?
- Знаете, я придерживаюсь правила, что в футболе не всегда нужно смотреть в паспорт, и думаю, что выбор в пользу опытных игроков из ФНЛ и других новичков был обусловлен тем, что перед командой поставлена серьезная задача по возвращению еврокубков в Караганду. На их помощь надеется и руководство, и тем более тренерский штаб. Что же касается меня и спортивного директора Мурата Тлешева, то, когда в 2018 году нас приглашали, сразу дали понять основную задачу - строительство сильной команды, не на сиюминутный результат, а способной давать стабильный результат, которая в перспективе поборется за еврокубки. При этом чтобы основу составляли не только легионеры, но и местные карагандинские ребята.
- Что делалось для того, чтобы наиболее перспективные из них получали шанс?
- Мы постепенно выстраивали работу, круглый год занимаясь поиском сильных легионеров, а также подводя к основе наиболее талантливых ребят из структуры клуба. Мы постоянно находились в тесном контакте и с руководителем футбольного центра, и с главными тренерами команд "Шахтер М" и "Шахтер-Булат". Где-то, может быть, это сказывалось и на текущем результате, но в целом все были довольны работой. Прогресс молодых ребят был заметен, а самое главное - мы ощущали поддержку в этом векторе от руководства фонда, владевшего "Шахтером".
- Одним из самых лакомых кусков на трансферном рынке, если брать молодых казахстанцев, является молодой полузащитник Дмитрий Бачек. Почему он ушел из команды? Проходила информация о том, что "Шахтер" оказывал на него давление и даже переводил в молодежные команды.
- В 2018 году клуб подписал с Дмитрием долгосрочный контракт до 2021 года, тем самым поверив в его талант и работоспособность. Уже в конце того года было решено перевести футболиста в основную команду. Были пересмотрены в сторону увеличения финансовые условия контракта. Да, это были не космические суммы, но было оговорено, что при дальнейших успехах условия будут повышаться. Я считаю, что в 18 лет быть игроком основной обоймы и провести семь игр за основу за полсезона - это уже успех. Тем более, что тренер Николай Костов доверял ему.
- Можно ли было дать Бачеку больше игрового времени?
- Больше времени физически невозможно было предоставить, так как у нас в линии атаки играли такие мастера, как Пешич, Зенев, Кизито, а также более опытные, но все еще молодые Омиртаев и Пайруз. Затем на Мурата Тлешева вышли люди из России, которые сказали, что представляют интересы Дмитрия Бачека. Обещали ему трудоустройство в Европе. Мы были не против, учитывая, что игрок сам не горел желанием оставаться в "Шахтере". Но, во-первых, мы сообщили, что хотим вести переговоры официально от имени клуба, посредством электронной почты, а во-вторых, посчитали сумму компенсации по солидарной выплате за воспитание молодого игрока согласно ставкам за международный переход.
- Во сколько бы обошелся трансфер Бачека?
- В итоге сложилась сумма, равная 190 000 евро. Мы понимали, что сейчас никто не будет платить такую сумму за молодого игрока. "Шахтер" был готов к переговорам, чтобы клуб хоть что-то мог заработать. В ответ мы не получили, подчеркиваю, ни одного официального предложения от заинтересованной стороны.
- То есть ситуация затихла?
- Да. Тем более сама ситуация была непонятной. Насколько я знаю, у Дмитрия уже было действующее соглашение с казахстанским агентом. Бачек, как и другие молодые игроки, время от времени переводился в первую или вторую лигу для получения большей игровой практики. Естественно, его помощь была нужна молодежным командам. В итоге Дима написал заявление на увольнение по собственному желанию, которое я не подписал, так как существовал минимальный риск, что клуб в дальнейшем не сможет получить компенсацию за воспитание и подготовку игрока. Показательным был момент, когда я лично уговаривал Дмитрия ехать с основой на календарный матч КПЛ, но он уже был настроен негативно и отказал мне. Все наши действия были только в интересах "Шахтера", чтобы клуб мог действительно получить компенсацию за своего талантливого воспитанника. В любом случае желаю Дмитрию удачи в дальнейшей карьере.
- Были ли предложения от казахстанских клубов у других молодых ребят - Пайруза, Шугаева и Наджаряна? Писали, что у Геворга был вариант продолжения карьеры в Польше.
- Насколько я знаю, были, но ребята - настоящие патриоты родной команды и хотели продолжать выступления за "Шахтер", и мы надеялись на их помощь. Я рад, что они остались в команде и будут радовать местных болельщиков в этом году.
- Болезненным для болельщиков стало решение капитана и вратаря Игоря Шацкого покинуть клуб. Когда Вы работали в "Шахтере", у Вас была принципиальная договоренность с ним на предмет того, чтобы Шацкий остался?
- Да, конечно. И Игорь, и тренер по вратарям Валерий Ситало пожелали остаться в клубе. Скажу даже больше: Игорь сам переживал за контракт и в конце сезона хотел продлить его, но, как я уже говорил в интервью другому изданию, у нас на тот момент уже стоял запрет от фонда-спонсора на продление или подписание новых контрактов. Эта история уже сильно избита и забыта, и обе стороны не в накладе. Шацкий счастлив в "Тоболе", а в "Шахтер" пришли квалифицированные парни на эту позицию.
- При Вас у игроков и тренеров "Шахтера" были двойные или тройные премиальные за победы над ведущими клубами КПЛ - "Астаной" или "Кайратом"? Вот нынешний "Шахтер" обыграл "Кайрат" во втором туре, а затем появилась информация, что футболисты бились за повышенные премиальные.
- На игры с топ-клубами всегда особенный настрой. Соответственно, где-то были повышенные - максимум двойные премиальные, и это не секрет. Если в этом году объявлены большие премиальные, то можно только порадоваться за ребят. Это означает, что сейчас в "Шахтере" все в порядке с финансами и клуб в надежных руках.
- Что скажете по поводу больших неустоек, которые были выплачены ушедшим перед началом сезона Шкодре и Видовиче? Так ли были высоки зарплаты этих игроков, как писалось в СМИ? Правильно ли, что нынешнее руководство платит половину заработной платы Шахметову, который на правах аренды играет за другой клуб?
- У игроков были контракты на 2020 год, и если от них отказались, то и выплат не избежать. Другой вопрос - в каких размерах, но это уже конфиденциальная информация, которой владеет только клуб. По поводу зарплат всех троих ребят скажу, что в сравнении с гонорарами игроков - лидеров других команд КПЛ это были небольшие суммы, которые футболисты полностью отрабатывали на поле.
По поводу Марата скажу, что если это так, то это стандартная практика, которая имеет место не только в мировом футболе, но и в нашем тоже. Это помогает клубам дать игроку возможность получать практику и разгрузить хотя бы чуть-чуть зарплатную ведомость, если футболист по каким-либо причинам не подходит тренерскому штабу. Иногда просто не бывает другого выхода.
Отметим, что в "Шахтер" Урузгалиев пришел перед началом сезона 2018 года. В качестве руководителя клуба он проработал два года. В КПЛ-2019 "Шахтер" занял девятое место. После ухода Урузгалиева на его место пришел бывший форвард национальной сборной, забивавший на молодежном ЧМ-1999, Ерлан Уразаев.
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!