Казахстан
26 апреля 2011 13:56

Для полной отмены смертной казни Казахстану нужно выполнить ряд рекомендаций

Для полной отмены смертной казни Казахстану нужно выполнить ряд рекомендаций. Об этом сегодня, 26 апреля, в Астане говорили участники международной конференции "От моратория к полной отмене смертной казни в Центральной Азии: вызовы транзитного периода", передает корреспондент Tengrinews.kz.Эксперты приняли 21 положение, которое должно помочь Казахстану и Таджикистану отказаться от высшей меры наказания. Кыргызстан, кстати, ратифицировал второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни, и из этого списка теперь исключен. Какие же условия предлагают выполнить Казахстану и Таджикистану? Рекомендации участников международной конференции "От моратория к полной отмене смертной казни в Центральной Азии: вызовы транзитного периода": 1. Полностью и окончательно отменить смертную казнь в Казахстане и Таджикистане путем исключения как вида наказания из Конституции и уголовных законов, а также посредством присоединения и ратификации второго факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. 2. Республике Таджикистан присоединиться и ратифицировать факультативный протокол против пыток, в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане – создать национальные превентивные механизмы и законодательно установить, расширить возможности общественного контроля за местами лишения свободы.3. Принять стратегию, концепцию развития пенитенциарной системы с четким видением дальнейшего развития института пожизненного лишения свободы (ПЛС), отвечающего международным стандартам прав человека. 4. Усовершенствовать процедуру помилования и пересмотра приговоров, предусматривающих ПЛС. Ввести специализацию пенитенциарных судей для обеспечения необходимого опыта работы с названными случаями. 5. Усовершенствовать систему оказания бесплатной юридической помощи, особенно если речь идет о тяжких преступлениях, наказания за которые предусматривают ПЛС. Реформа системы оказания бесплатной юридической помощи должна включать возможность получения услуг адвоката на всех стадиях: досудебной, судебной, апелляционной и стадии помилования. Изменить практику привлечения "дежурных адвокатов", которые, как правило, не работают в интересах своих подзащитных, закрепить обязанность адвоката использовать все возможности защиты интересов клиента, вплоть до прохождения стадии помилования. 6. Разработать эффективный механизм реагирования на заявления стороны защиты или осужденных о применении незаконных методов ведения дознания и следствия, в том числе и применение пыток. Пересмотреть практику оценки допустимости доказательств, полученных в результате пыток. 7. Привести нормы уголовно-исполнительных кодексов стран в соответствие с минимальными стандартными правилами обращения с заключенными и другими международными стандартами. 8. Расширить в уголовно-процессуальном законодательстве перечень оснований для возбуждения производства по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.9. Провести реформу по переходу от ПЛС к фиксированным срокам наказания с реалистичной возможностью освобождения. Гарантировать, чтобы процедуры освобождения были четко оговорены в законодательстве. 10. Таджикистану внести изменения в законодательство, предусматривающие возможность условно-досрочного освобождения лиц, приговоренных к ПЛС. 11. Сократить сроки отбывания наказания, по истечении которых возможно применение условно-досрочного освобождения лица, приговоренного к ПЛС. В соответствии с резолюциями ООН от 1994 года государствам следует предусмотреть в национальном законодательстве возможность условно-досрочного освобождения лиц, приговоренных к ПЛС, которое должно осуществляться после 8-12 лет фактического отбывания наказания.12. Упростить процедуры УДО, установить прямую подачу документов на УДО. В случае отказа предоставить освобождение вопрос должен рассматриваться на регулярной основе по истечении определенного срока. 13. Провести гуманизацию системы наказаний путем сокращения составов преступлений, за которые предусмотрено ПЛС.14. Устранить дискриминационные нормы и практику в отношении лиц, приговоренных к ПЛС: специальную форму одежды, контакты с внешним миром, возможность использовать средства на счетах.15. Решить проблему с сегрегационным содержанием лиц, приговоренных к ПЛС, прекратив практику помещения их в условиях бесчеловечных и жестоких наказаний. Ввести практику размещения осужденных к ПЛС в исправительные учреждения по месту проживания их семей. 16. Ликвидировать практику одиночного заключения.17. В Казахстане исключить из УК положение, запрещающее применять к лицу, которому наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования, УДО.18. Обеспечить доступ к информации о пенитенциарной системе: численности и характеристиках осужденных, приговорах и т.д. Рассекретить инструкции и приказы, касающиеся прав лиц, приговоренных к ПЛС.19. Тюремная жизнь лиц, приговоренных к ПЛС, должна быть максимально приближена к реалиям жизни в обществе: возможность обучения, общения, лечения, особенно для лиц, страдающих туберкулезом.20. Ввести систему поступательного движения через пенитенциарную систему: перемещение по видам режимов.21. Разработать и реализовать комплекс мер по психологической поддержке и реабилитации осужденных к ПЛС, их перевоспитанию. В конференции приняли участие представители служб конституционного контроля, минюста, судов, прокуратуры; адвокаты, НПО, ученые из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, а также международные организации и дипломаты. Организатор встречи - представительство Международной тюремной реформы в Центральной Азии, совместно с МИД РК, посольством Нидерландов в Казахстане и Управлением Верховного комиссара ООН.

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!