Дзюдо
11 сентября 2015 14:56

Буду до конца биться с Отгонцэгцэг за олимпийскую лицензию - дзюдоистка Александра Подрядова

Фото с сайта confederation.kz
Ведущая борьбу за олимпийскую лицензию казахстанcкая дзюдоистка Александра Подрядова в интервью корреспонденту
Vesti.kz рассказала о своей карьере и конкуренции с натурализованной спортсменкой из Монголии.

На домашнем чемпионате мира в Астане Подрядова, выступающая в самом легком весе до 48-ми килограммов, дошла до 1/8 финала, где в упорной борьбе минимально уступила Марине Черняк из Украины. В первой схватке казахстанка победила Алесю Кузнецову из России.

- Свои выступления на чемпионате мира я анализировала сразу после схваток, - сказала Подрядова. - У меня была трезвая голова, я осознавала свои ошибки, причем уже тогда, когда их совершала в борьбе. Моя соперница из Украины неудобная для меня - не могу с такими бороться, она немного корявая. Думала, поймаю ее за руку и зайду. Пока ловила ее, она мне сделала пару входов и приемов, и меня наказали предупреждением "шидо". Потом я пыталась отыграться, не считаю что отстаивалась, считаю, что можно было наказать украинскую спортсменку. Но если не наказали, значит, судья так посчитал. В плане эмоций я была не хуже остальных, была готова на все 100 процентов - для этого было сделано все. И со стороны штатной команды, федерации дзюдо, конфедерации единоборств и тренерского штаба. Но та ошибка, что у меня была, такое не прощается, получился проигрыш.

Первая соперница, россиянка - одна из лучших в мире и славится своим партером, очень мощная в борьбе лежа. И во время нашей схватки в основном старалась убегать от нее из-за партера, потому что она ловит каждую ошибку. После жеребьевки я уже настраивалась на россиянку, девочки по команде мне помогли. Поборолись со мной так, как мне нужно было, на нее я вышла готовой. Родные стены - это двойная поддержка, была такая обстановка, только выигрывай. Настрой был сумасшедшим, и я была в форме. Тактически я обыграла Кузнецову, с ней только так можно. В Астану ведь приехали все сильнейшие, и просто так никто не упал бы.



- Вы сказали, что были в отличной форме во время чемпионата мира. А перед крупными турнирами много ли вам приходится гонять килограммов?

- У нас каждый гоняет свои килограммы, если говорить про меня, я гоняю два килограмма. На определенных сборах у меня бывает мой вес 48 килограммов уже после тренировки. Ближе к соревнованиям начинаю себя придерживать, это видно, у меня впалые щеки, подвожу себя к нужному весу. Но я гоняю вес не за два-три дня до соревнований, делаю это потихоньку, примерно за неделю. Спорт спортом, но в будущем я буду мамой, и поэтому должна следить за своим здоровьем. Именно я, а не кто-то другой. В целом гонять вес - это не такая большая проблема, но зато определенная психологическая нагрузка. Я очень много пью и с организма выгоняю только воду. Обычный вес у меня тоже разный: может быть и 49 килограммов, и 51. Например, когда я приезжаю домой, то на месте вообще не сижу - мы, вроде, приезжаем домой отдыхать, но все равно ты как белка в колесе, нужно сделать много дел. Вес даже может упасть. На сборах же есть режим, кроме спорта тебе ничего не надо. Никакие проблемы тебя не отвлекают, ты целенаправленно готовишься на предстоящий старт.

- До последнего времени в вашем весе у вас не было конкуренток в Казахстане. Приходилось ли вам в качестве подготовки проводить спарринги с мужчинами?

- В спорте я выросла в кругу мужчин, когда пришла, была единственной девочкой на тренировках, и конечно, спарринговалась с ними. Жесткость в борьбе отрабатывала именно с мальчиками, с ровесниками на то время. У нас мало спаррингов, но я не считаю, что у нас плохие девочки, просто в моем весе в основном все низкорослые. А европейки высокие сами по себе. У нас в Азии - я и монголка Уранцэгцэг самые высокие. Остальные еще ниже нас. Поэтому с ними борьба одна, девочки маленькие, борешься с ними определенным образом. У россиянки, например, рост такой же, как у меня, соответственно была уже другая борьба, отличная от той, которую я прошла на сборах. С мужчинами у нас очень редко проходят сборы. Иногда парни приходят, но бывают те, кто не распределяют свои силы. С ними опасно бороться, у нас круглый год идут соревнования. А тренеры говорят: все ваши травмы и болезни - по вашей вине. И иногда есть страх, бороться с парнями или нет. В определенных городах приходят мальчики, чтобы помогать нам, но это бывает редко.



О детстве и возвращении после травмы

- Кто вас привел в дзюдо?

- У меня неспортивная семья. Мама всегда работала, училась. Она отдала нас с сестрой на спортивную гимнастику. Десять лет я занималась гимнастикой, стала мастером спорта. Потом ушла, два месяца была в легкой атлетике и уже оттуда перешла на дзюдо. Везде ходила за сестрой, и в дзюдо меня привела она. С 12 лет я в дзюдо и влюбилась в него. Не знаю, как в дальнейшем сложится моя карьера, буду смотреть на свое самочувствие, думаю, мне будет тяжело, потому что уж испытывала такие моменты. В спорте я уже 23 года и действительно могу сказать, что это моя жизнь.

- Почему ушли из гимнастики, все-таки десять лет - приличный срок…

- Я была как пластилин, мой тренер Луиза Константиновна научила меня всему в гимнастике, но однажды настал такой период, когда по состоянию здоровья она стала реже приходить на тренировки. Меня стали звать на художественную гимнастику, на акробатику и прыжки. Но меня с детства мама так воспитала: те люди, которые родные, которые всегда с тобой и кто тебе помогает по жизни, к ним всегда должно быть тепло в сердце. И когда меня звали в другие виды гимнастики, я вцепилась в тренера, стала плакать, сказала, что никогда от нее не уйду. После поняла, что у меня не было будущего в гимнастике, на тот момент этот вид был не так развит, да и сейчас есть проблемы, хотя раньше было еще хуже. Тем более время шло, а в гимнастике постоянно нужна гибкость, а с возрастом тебе тяжелее. Не хотела предавать тренера, да и пыл к этому виду прошел, я ушла.

- Я знаю, какое-то время вы тренировали детей, задумываетесь о тренерской карьере?

- Да у меня был период, когда было тяжело, и я не занималась спортом. Понимала, что даже если уйду, то буду заниматься спортом в тренажерном зале или где-то еще. Пошли травмы, у меня было очень много серьезных травм за мою карьеру в дзюдо. Но я всегда возвращалась на ковер и входила в число лучших в Казахстане. Даже когда меня прооперировали, я не могла сидеть на месте. Для меня это невозможно, мне постоянно нужно быть в движении. Наверное, нужно иметь талант, чтобы просто сидеть и ничего не делать, у меня такого таланта нет. Поэтому мне предложили потренировать детей. И знаете, теперь я понимаю своих тренеров. Когда начала работать с детьми, стала исправлять свои ошибки в приемах. Насчет тренерской карьеры еще не знаю, будет видно. Но тренерская работа - неблагодарная работа, это очень тяжело - всем угодить. С девушками трудно работать, с детьми также. Как все дальше сложится, я даже не знаю, потому что в данный момент я еще в спорте. Кроме того, мы планируем с мужем завести детей, и он не против моего возвращения в спорт после этого, если я захочу. Я уверена, что наши дети пойдут по стопам своих родителей.

- Несмотря на сложный период вы рискнули вернуться в спорт и не ошиблись…

- Я вышла на чемпионат Казахстана после травмы и операции. Тот чемпионат был важен для меня, так как если бы я на нем не отборолась, не знаю, сложилась ли моя карьера так, как на данный момент. Потому что каждый тренер болеет за свою ученицу, пошли бы разговоры: вот, она не боролась на Казахстане, почему вы ставите ее в состав. Поэтому я рискнула, хотя мне еще нельзя было выходить на татами. У меня только 2,5 месяца прошло после операции. Но я подошла к тренеру и сказала, чтобы меня допустили. Мы даже написали расписку о том, что если я получу травму, это будет моя вина. Ну и внутри себя мне просто хотелось доказать, чего я стою, показать, что Подрядова будет бороться! На тот момент это был самый тяжелый период в моей жизни.

И когда я выиграла тот чемпионат Казахстана, то расплакалась. Сидело все спортивное руководство Казахстана и моего родного Шымкента, где проходил турнир. Все видели, что я прошла очень хорошо дистанцию, показала отличную борьбу, я сама была довольна. Доказала, что несмотря на операцию я все равно не на последних ролях и дзюдо - моя жизнь.



О борьбе за лицензию

- Какие отношения у вас сложились с Галбадрах Отгонцэгцэг, которая теперь выступает за Казахстан в вашем весе? Вам теперь предстоит борьба за единственную лицензию на Олимпиаду.

- Отгон неплохая девочка, очень хорошая как человек, добрая, искренняя. Я постоянно работаю с ней в паре на тренировках. Мне она очень нравится. Конечно, поначалу я была в шоке, что ее пригласили, потому что не считаю, что именно вес 48 килограммов самый слабый в Казахстане. У нас есть неплохая конкуренция. Но кого-то обвинять, осуждать не в моих силах, нам давали одинаковые шансы, чтобы мы боролись, поездки на соревнования. Только езжай, давай результат. Мы сами виноваты, где-то проиграли, где-то не дотянули. Зато на данный момент у меня есть конкурент, с которым я буду бороться за олимпийскую лицензию. Для меня патриотизм очень важен. Я люблю свою Родину, свою страну. И на Олимпиаду хочу поехать я и выступать за свою Родину, а не чтобы это делала девочка из Монголии. Конечно, всего ей наилучшего, желаю Отгон только добра, потому что спорт спортом, но надо оставаться людьми. Пусть победит сильнейший, но мой патриотизм, те результаты, которые я показала за последние полгода, они стали выше еще и потому, что у меня что-то внутри появилось. Как так, я из Казахстана, это моя Родина, и я, дай Бог, если предоставится шанс, должна представлять ее на Олимпиаде! Я буду бороться, посмотрим, что будет в дальнейшем с монгольской девочкой. Мы все взрослые люди - была бы я младше лет на пять, возможно, восприняла все по-другому. На данный момент могу сказать лишь спасибо за конкуренцию.

- Значит, вы спокойно работаете с Отгонцэгцэг на тренировках?

- У нашей сборной идет общая работа, каждая медаль для нас - это наша общая медаль. Нет такого, что кто-то выиграл медаль, и это моя медаль. В первую очередь она для страны, а потом уже идут личные приоритеты. На данный момент мы сборная, и у нас идет общая работа, не во благо кого-то одного, а для блага всей команды. Я считаю, это правильно, так и должно быть. То, что мы работаем в паре с монголкой, это и для нас какой-то опыт. В Монголии они тренируются немного по-другому, у них больше упражнений на выносливость. Поэтому что-то новое для себя я взяла. Ну и она мне где-то исправила некоторые мои ошибки, что-то подсказала. На ковре мы конкурентки, за его пределами, могу сказать, мы подруги, хорошо общаемся, плюс представляем один город на внутренних турнирах. В этом плане все нормально.

- Если вы обе попадете по рейтингу на Олимпиаду, по правилам поедет кто-то один. Готовы ли в этом случае решить судьбу олимпийской путевки в очной схватке с Отгонцэгцэг?

- Я думаю, что мы, скорее всего, обе пройдем по рейтингу, посмотрим, как все сложится. Но я думаю, что очной схватки у нас не сделают. Кто будет выше в рейтинге, тот и поедет. Я считаю, что это будет справедливо. Шансы даются всем одинаковые - как ей, так и мне. Просто сейчас Отгон обнулили рейтинг, потому что она стала выступать за нашу страну. И в Астане она выступила только в первом круге, а я дошла до третьего. Поэтому сейчас я выше в рейтинге и ближе к лицензии, чем она. Скорее всего, сейчас она будет ездить на все турниры, чтобы обогнать меня. И тут есть одно "но": ДШНК не сможет нас возить на все турниры, тем более доллар подскочил, везде кризис, а поездки у нас недешевые. А так как пригласили монголку, на нее однозначно будут искать средства ДШНК и федерация. Сделают все, чтобы она оправдала все вложения в нее. С моей стороны я сделаю все, что будет в моих силах. Буду биться до конца за свое место под солнцем, и если мне суждено быть там, я буду. Если нет, то нет.

Фото с сайтов confederation.kz и Vesti.kz.

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!