Велоспорт. Вадим Кравченко: «На нашем треке не бетон, а штукатурка»

На легендарном алматинском велотреке, правда, давно непригодном для соревнований, впервые за многие годы рискнули провести чемпионат Казахстана среди юниоров.

Зрелище, конечно, было не для слабонервных: мальчишки, гоняя по старому бетонному покрытию, постоянно находили ямы, трещины и другие неровности, которые часто приводили к весьма болезненным падениям велосипедистов.

— А что вы хотите: это же наждак! — говорит ветеран казахстанского велоспорта Борис Синев, который уже много лет пытается латать дыры на умирающем треке. — В 1979 году его сдали в эксплуатацию. Получился почти как в Крылатском: красивый паркетный. Но крышу так и не установили. По краю полотна забыли сделать отдушины. Четыре года паркет был идеальный, затем начал гнить. Каким-то образом там оказались бруски из березы. А должны были быть только из лиственницы. Ее и привозили для строительства, но кто-то позаимствовал немножко. А солнце и дождь довершили работу. Трек стал проваливаться. Мы его чинили, кусками вставляли заплаты. Но велосипедисты занозы хватали большие. Последней каплей было, когда один гонщик проткнул себе обе ягодицы. И трек закрыли на два года. А затем решили сделать его бетонным: ведь так намного дешевле. Но и здесь вышла нестыковочка. Заливали бетон зимой, причем «специалисты с Сейфуллина», и естественно, как следует не прогрели. Так что тот вираж, который сейчас постоянно осыпается, тогда не застыл, а замерз. И вот уж 20 лет, как мы постоянно его ремонтируем.

С неподдельным ужасом следил за «полетами» юных велогонщиков на алматинской бетонке главный тренер команды «Track team Astana» и сборной Казахстана по треку Вадим Кравченко, которому до сих пор принадлежит рекорд чемпионата Азии, установленный в 1999 году в Японии именно на бетонном треке.

— Дело в том, что алматинский трек — это не бетон, а штукатурка, — говорит легендарный казахстанский гонщик.- Пародия на трек. В Азии до сих пор бетонные треки. Но на них идеально ровная поверхность. А здесь просто какой-то ужас! Вот стою и смотрю, как дети падают. В первый день соревнований валялись пачками. Я лично только три завала видел. В свое время мы здесь тоже падали, но получали занозы, которые, правда, через месяц только выходили.

— А что хуже: гнилой трек или такой убогий асфальт?
— Дерево лучше, даже с занозами.

— Когда вы завоевывали свои многочисленные медали, тренировались на паркете или тоже на бетоне?
— Я застал то время, когда вообще трека в Алматы не было: мы готовились в Бишкеке. Потом деревянный трек сделали, а когда Казахстан получил независимость, то бетонку положили. Кстати, до сих пор на этом бетонном треке мои рекорды стоят. Я 4 км проезжал за 4.49. А сейчас самый быстрый трековик ездит здесь за 5.05 или 5.10.

— Алматинский трек ведь медленный?
— Очень медленный. Если иностранных «гонцов» сюда привезти, они сразу сойдут с дистанции. Они по нему не поедут. Потому что это невозможно. Меня хватало на два заезда. И больше не мог сесть на велосипед. Дети здесь просто мучаются, честно. Но когда астанинского трека не было, и этот был в радость.

— Говорят, что скоро алматинский трек будет реконструирован?
— Говорят… Вы знаете, сколько об этом говорят! Конечно, если что-то замутят, то это будет только плюс. Два трека в стране — два центра. Это даст толчок развитию велоспорта.

— Трековые дисциплины начинают в Казахстане возрождаться?
— Пока, скажем так, перестали падать.

— Ну, а что делается, чтобы они опять стали лучшими хотя бы в Азии?
— В 2011 году заработал проект: трековая команда «Астана». У нас десять человек в команде. Мы получили возможность проводить круглогодичные сборы, выезды, мероприятия. Естественно, эта система не мгновенно даст результат, а через какое-то время. Но даже к концу этого сезона мы уже кое-что сделали. К примеру, в командной гонке показали лучший в истории казахстанского велоспорта результат — 4.13. Можно сказать, что какой-то прогресс пошел. Ну естественно, имея такой спортивный объект, как «Сары-Арка», глупо не развивать велотрек.

— А то, что на велотреке в Астане проводят разные мероприятия и даже заливают лед, вам не мешает?
— Естественно, для дерева нужно сохранять определенный температурный баланс, определенную влажность. Это капризный материал. Но, с другой стороны, чтобы содержать такой большой, грандиозный объект, необходимо проводить на нем разные мероприятия. Это мультиобъект. И на данном этапе нам это не мешает.

— В ваше время условия ведь тоже были не очень. Но тем не менее вы ведь побеждали и в Азии, и в мире. Чего не хватает нынешнему поколению трековиков?
— Тогда, когда я побеждал, был чемпионат Союза. Любая из первых четырех советских команд могла выиграть чемпионат мира. Общий уровень велоспорта, особенно трекового, был намного выше, чем везде. Да, у нас не было инвентаря. Когда я ездил на чемпионат мира среди юниоров, меня спрашивали зарубежные гонщики: «Как можно на таком велосипеде ездить?» Но зато была массовость! Такая селекция шла! Чтобы стартовать в групповой гонке, нужно было накануне пройти отбор. А сейчас все упирается в финансирование. Вы знаете, на каких велосипедах ездила сборная Казахстана год назад? На которых еще я ездил. Их покупали в 2001 году под Азиатские игры. Мало того что они устарели технически, они практически уже треснули. Едешь и не знаешь: может, сейчас у тебя вилка отломится…

— Но сейчас вам их заменили?
— Да, но их купила наша федерация, а не Дирекция штатных национальных команд (ДШНК). Национальная сборная не имеет велосипедов. У нас в сборной инвентаря нет. Это велосипеды команды «Астана».

— Получается, не будет проекта «Астана», велоспорта тоже не будет?
— Честно говоря, так оно и есть. Мы вернемся на круги своя. Тот бюджет, который выделяется государством на национальную сборную, ничтожно мал. Три выезда на чемпионат Азии и два Кубка мира съедят весь наш бюджет. А нам ведь еще готовиться надо, отбирать кандидатов в сборную. Я думаю, этот год будет для нас переломным.

Автор: Александр Трофимов,
Фото: Бориса Юрьева

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Метки:
Новости