С одной стороны, разве можно быть недовольным: казахстанцы выиграли четыре медали (две золотые и две серебряные), установили мировой рекорд, завоевали восемь олимпийских лицензий (четыре мужские и четыре женские), заняли третье место в медальном зачете… Но в то же время нас явно кинули на одно золото, наша мужская команда не получила запланированную пятую лондонскую путевку, а отношение к нам Международной федерации тяжелой атлетики вызывает просто недоумение…
— Сильным завидуют, сильных не любят, им всеми способами вредят, но они от этого становятся еще сильнее, — считает главный тренер сборной Казахстана Алексей Ни. — Я думаю, после парижского чемпионата мира мы станем еще сильнее. И на Олимпиаде в Лондоне мы это докажем всему миру.
— Вы считаете, что на чемпионате мира в Париже к нам было предвзятое отношение?
— Это у меня уже 14-й или 15-й чемпионат мира. Никогда раньше я не видел такой безобразной организации соревнований. Чтобы получить аккредитацию, мы прождали 12 часов! Питание было просто отвратительное. Причем это не только мое мнение: 93 страны ели эту «еду» за 120 евро. Когда золото выиграла наша Зульфия Чиншанло, организаторы перепутали гимн Казахстана. У Майи Манезы мировой рекорд отняли. Она настроилась на 147 килограммов, вышла на помост… А штанга оказалась с одной стороны тяжелее на 2,5 кило. Майе, конечно, разрешили через минуту повторить подход. Но после такого ЧП разве можно штурмовать рекорды? Такое не каждому мужчине под силу. Честно скажу, думал, она просто сделает тягу — и все. А Майя встала, толкнула штангу… Судьи, которые все это специально затеяли, просто обязаны были засчитать вес. Да, у Майи немного «сыграла» рука, но ведь другим засчитывали подходы и похуже. Потом, конечно, был большой скандал. Но в тяжелой атлетике протесты отменили. И мы не могли ничего сделать. Обиднее всего, что нас засудили белорусы и украинцы — наши братья по СНГ. Я переругался там со всеми, с кем только мог. Они оправдывались, говорили, что была установка сверху — «убивать» казахстанцев. Просто Чиншанло они прозевали: никто не ожидал от нее такого. После того как она стала в 2009 году чемпионкой мира, мы ее два года «не светили». Не возили на мировое первенство в Анталью, придерживали. И здесь Зульфия стрельнула. А в случае с Манеза и Светланой Подобедовой была конкретная установка: всячески их гасить и ломать, чтобы они не выиграли. Илью ИЛЬИНА тоже пытались тормознуть — не получилось. Он в толчке всех обыграл. Посмотрим, что будет на Олимпиаде.
— У нас четыре штангиста — реальные претенденты на победу в Лондоне. Но многие говорят, что Казахстану просто не позволят выиграть четыре золота.
— Увы, но в большой спорт сейчас вмешивается политика, а также другие силы, с которыми трудно бороться. Говорят, что будет слишком жирно отдавать Казахстану четыре золотые медали. Но мы сделаем все возможное и невозможное, чтобы каждый из нашей великолепной четверки стал олимпийским чемпионом.
— У женщин в весе до 75 килограммов россиянки очень сильные. Думаете, на Олимпиаде они Подобедовой дадут выиграть?
— Я не думаю — я знаю. Подобедова выиграет у всех! После спартакиады в Талдыкоргане Света травмировала ногу. Она практически месяц не толкала, не приседала, и это сказалось на ее подготовке к чемпионату мира. Но то, что она там боролась, пыталась выиграть золото, говорит о ее большом потенциале.
— Вы завоевали в Париже олимпийских путевок меньше, чем планировали. Почему?
— Мужчинам не хватило четырех баллов для пятой лицензии. Алмас Утешев не справился с волнением. Ему надо было стартовать в группе «Б»: там бы он не потерялся.
— Сейчас, наверное, вы жалеете, что в весе до 94 килограммов выступал Утешев, а не чемпион мира 2009 года Владимир Седов?
— На прикидке к чемпионату мира Алмас выиграл у Володи. Так что был соблюден спортивный принцип.
— Но на Олимпиаде-то Седов, надеюсь, будет выступать вместе с Ильиным в своем родном весе?
— Все будет зависеть от него самого. На два места претендуют трое: Утешев, Седов и Ильин. В июне будет прикидка. Кто из них победит, тот и поедет в Лондон. Мне не важно, кто из них чемпион мира, а кто олимпийский чемпион. Старые заслуги — не в счет. На Олимпиаду поедут сильнейшие.
— У вас был конфликт с Ильей Ильиным. Сейчас «война» закончилась?
— У нас и сейчас разные точки зрения на многие вещи. Но ради общего дела мы идем на компромисс. И я рад, что Илья тоже понимает это. Кстати, к Олимпиаде будем готовиться отдельно. Ильин тренироваться в сборной не хочет. Но он хорошо подготовился к чемпионату мира. А мы, тренеры, сделали все возможное, чтобы он выиграл в Париже. Вот если бы он проиграл — тогда был бы совсем другой разговор.
— После второго подхода в толчке Илья повредил ногу. Было слышно, как он сказал: «Это мой последний подход, больше я не выйду». Как вы думаете, если бы украинец Иванов поднял 227 килограммов, Ильин бы вышел на помост?
— Если бы Иванов поднял в третьем подходе 227 килограммов, то Ильину нужно было бы толкать 132. И Илья толкнул бы! Я его знаю. На Олимпиаде в Пекине у него с локтем вообще было ужасно. Но он вышел и победил. Ильин — талантливый парень. Он настроен только на победу. Ему надо было выиграть в Париже, чтобы доказать, что он сильнейший. Надеюсь, что и на Олимпиаде золото в весе до 94 килограммов будет наше. Правда, чтобы выигрывать золотые медали в Лондоне, вероятно, надо будет устанавливать мировые рекорды. Уровень штангистов очень вырос. Все подтянулись. Россия сильно выступила в Париже. Президент Дмитрий Медведев — бывший штангист, кандидат в мастера спорта, очень много внимания уделяет тяжелой атлетике. Я думаю, в Лондоне россияне будут основными нашими соперниками. Китай затаился. В Париж приехал вторым составом. Все готовятся к Олимпиаде. Может, даже к лучшему, что Манеза и Подобедова во Франции проиграли. Стали бы трехкратными чемпионками мира, были бы уверены, что легко победят и в четвертый раз. А сейчас они поняли, что надо еще сильнее работать на тренировках, чтобы быть выше соперников на голову.
Автор: Трофим Сашко
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!