Интервью
21 февраля 2012 13:08

Хоккей. Александр Шин: «Идти вперед и больше некуда»

Александр Шин, воспитанник усть-каменогорского хоккея, в нынешнем сезоне вновь надел форму «Казцинк-Торпедо».

В родной клуб форвард вернулся после двух лет, проведенных в столичном «Барысе». За это время провел почти 60 матчей в КХЛ, сыграл в составе сборной РК на Чемпионате мира высшего дивизиона.

По возвращению в родные пенаты Александр очень скоро вышел на лидирующие позиции в команде. Сегодня он играет в первой пятерке и по статистическим показателям входит в тройку лидеров «Казцинк-Торпедо». Он третий в команде по количеству результативных передач, второй — по количеству заброшенных шайб и первый — по проценту реализованных бросков.

Перед очередным домашним матчем с «Динамо» (Балашиха) форвард дал интервью официальному сайту клуба.

— Александр, два сезона наши болельщики следили за твоей судьбой издалека: ты играл в Астане. Расскажи, как ты попал в «Барыс»?
— Сначала был Кубок Казахстана в Павлодаре, мы играли против «Барыса» в финале, уступили по буллитам. Потом я поехал на Чемпионат мира группы В. Сборная успешно выступила, мы вышли в элиту. И в конце мая мне позвонил Оразбаев и предложил контракт.

— Это была не первая твоя попытка уехать в столицу?
— Да, три года назад я ездил на сборы, но тогда не прошел отсев. Рымарева и Старченко оставили, а меня, Досжана Есиркенова и Корабейникова отправили обратно, сказали: работайте год.

— И ровно через год свершилось: позвали даже не на сборы, а подписать контракт! Ты выкладывался весь сезон, рассчитывал, что заметят и позовут?
— Конечно, хотелось поиграть в КХЛ. Но, если честно, я мало думал о том, пригласят меня или нет. Играл, выкладывался — просто потому, что нравится играть. А когда позвонили из Астаны, даже удивился.

— Как дался переход из ВХЛ в КХЛ, какие трудности были?
— Конечно, между двумя лигами большие отличия. Прежде всего, в игре. В КХЛ все быстрее. Ребята тяжелые, плюс катание отлично, бросок, игровое мышление. Первые три-четыре матча было трудно. Потом втянулся. А в четвертой игре даже гол забил. После этого стало полегче. Игровая практика была постоянно. Играл в составе с Рымаревым и Спиридоновым.

— Ты сейчас отметил, в КХЛ преимущественно габаритные игроки. Ты со своим весом не испытывал дискомфорта?
— Вес у меня стабильный еще лет с двадцати: плюс минус килограмм и все. В «Барысе» меня пытались откормить, раскачать. Штанга каждый день, до игры, после игры… Но я все тот же. Меня мой вес устраивает. Я легко двигаюсь, есть скорость, маневренность. Думаю, в этом мой плюс как игрока.

— В жесткие переплеты не попадал?
— Однажды Веро, канадец, так мне дал, что в глазах все пожелтело. О борт. А так, в общем, не было ничего такого жесткого за эти два года. Сейчас судейство очень строгое: клюшку на тебя положили — уже две минуты удаление.

— В составе «Барыса» ты поиграл плечом к плечу со многими звездами. Кто произвел на тебя впечатление?
— Это Штумпел. Он сам 72-го года рождения, при этом его работоспособность просто поражает, как он двигается, выкладывается. Он был центральным нападающим. Такой организатор игры, настоящий лидер команды. А вот второй год Иржи Новотны очень впечатлил своей игрой, работой. Приятно было с такими людьми играть в одной команде.

— Какие матчи запомнились особо?
— С Уфой, когда я нашему Колеснику гол забил и с Нижним Новгородом, когда забил первую шайбу в КХЛ. Кевин Даллмэн вытащил ее из ворот и потом подарил мне. Было очень приятно.

— В первом сезоне у тебя было более 40 матчей за команду мастеров в КХЛ и 16 за фарм в Чемпионате Казахстана. Как совмещал выступление в двух лигах?
— В «Барысе-2» у меня было очень много игрового времени. Может быть, поэтому особой разницы не чувствовал. В КХЛ в четвертой пятерке, конечно, играл не так много, как хотелось бы.

— В следующем сезоне ты уже больше играл в дубле. Почему пошло такое смещение?
— Приехало много легионеров, поменялся тренер, у которого было свое видение, взгляды. При Шаянове я, конечно, больше играл. А сейчас, на третий год, ребята, которые остались, в основном играют в новой команде — «Астане». В «Барысе» из наших только Старченко, да Талгат Жайлауов. Рымарев, Воронцов, Спиридонов играют в Чемпионате Казахстана.

— В сезоне 2009–2010 ты выступал в составе сборной РК. Какие остались впечатления?
— Да, сыграл на Кубке Нагано в Японии и на Чемпионате мира в группе А. Первый раз был на турнире такого уровня. Организация, конечно, очень высокая. Звезд столько! Запомнилось, как вели себя болельщики. Фанаты все в майках, все что-то кричат. Кажется, не было и секунды тишины. Поддержка сумасшедшая, энергетика — сумасшедшая! Здорово было поиграть на таком уровне, жаль, отличиться не удалось.

— По истечению контракта с «Барысом» у тебя были другие планы, предложения от других клубов?
— Мне звонили из Павлодара, Караганды, Темиртау. Но я решил поехать домой. Все-таки — Высшая лига. К тому же здесь дом, вся родня, да и при своих болельщиках всегда играть лучше!

— Какие эмоции по возвращению? Нет сожаления, ведь после КХЛ ты спустился на уровень ниже?
— Положительных эмоций больше. В «Казцинк-Торпедо» у меня много игрового времени, мне доверяют, выхожу и в большинстве, и в меньшинстве. Конечно, и ответственности здесь на мне больше, потому что играю в первом звене. Мы должны быть лидерами. В «Барысе» всего этого не было.

— Ты не зря отметил, что в команде за тобой закреплена роль одного из лидеров. Сейчас у тебя действительно лидерская статистика: третье место по очкам, второе по голам и первое по реализации бросков. С чем связываешь последнее?
— Даже не знаю. Как-то в КХЛ я шел на первом месте в лиге по этому показателю. У меня было 3 броска и 2 гола. Действительно, бывает у меня такое: бросил один раз за игру и забил. Тот же Шаянов мне говорил: тебе нужно больше бросать, раз у тебя такая статистика.

— Так может, ты снайпер?
— Нет, снайпер у нас Майер. А мы — стараемся быть снайперами.

— Как складывается для тебя сезон в «Казцинк-Торпедо»: ты доволен своей игрой, ожидал меньшего или наоборот рассчитывал на большее?
— В каких-то матчах доволен, в каких-то нет. По статистике, конкретной цели у меня не было: столько забить, столько отдать. Конечно, ставил перед собой задачу быть в лидерах. Стараюсь держать планку.

— Удовлетворение от своей игры получаешь?
— Сейчас вот выигрывать начали, победные шайбы есть — конечно, есть и удовлетворение. А когда проигрывали — его не было.

— Ты долгое время играл в связке с Есиркеновым. Сейчас не жалеешь, что у тебя другие партнеры, с ними есть такое же взаимопонимание на льду?
— Мы в этом году начинали с Досжаном вместе, первые несколько матчей сыграли неплохо. А потом пошел какой-то спад, нас поставили в разные звенья. Вообще, с Досжаном мне всегда было играть комфортно. Из новых партнеров понравилось играть с Рифелем. Сейчас постоянно играем с Алексеем Широковым. Парень опытный, в Риге поиграл. С Майером сейчас нашу связку пробуют, вроде пока получается. Дальше видно будет. Пока выигрываем.

— В последних играх команда порадовала болельщиков победами над лидерами. В чем секрет: почему стали так играть, и что мешало раньше?
— Да вот у нас болезнь какая то: мы с лидерами играем лучше, чем с аутсайдерами или теми, кто ниже нас в таблице. Не знаю, может быть, дело в психологии — в настрое. Еще сейчас уверенно играет наш вратарь — Иван Полошков. Это нам очень помогает, придает уверенности. Зрители поддерживать сейчас начали здорово: просто гонят вперед. Всегда бы так было! Кричали бы всегда побольше хороших слов. И мы тогда все сделаем, горы свернем! Подбадривать команду нужно, чтоб тишины не было. Тишина давит, а когда еще крикнет кто-нибудь что-нибудь плохое — обидно очень. Мы ведь стараемся, выкладываемся, в полную силу играем. Пусть поддерживают, и тогда даже в самый трудный момент все будет хорошо.

— Как команда настраивается на финальный отрезок чемпионата? Психологически это, наверное, самый тяжелый этап?
— Нет, психологически нам сейчас наоборот стало полегче, потому что смогли выиграть у лидеров, поверили в себя. И сейчас у нас как раз переломный момент — уже нас начали побаиваться, знают, что мы можем обыграть. Так что, готовимся спокойно. Коллектив-то у нас опытный, полкоманды в КХЛ поиграли. Волнения никакого нет, будем выходить и делать свое дело.

— Расскажи немного о себе? Ты уже обзавелся семьей?
— Да, женился четыре года назад. Жена Катя, дочка Виктория — 2 года 8 месяцев.

— Дочка ходит на матчи?
— Ходит, начала за меня болеть, еще когда в «Барысе» играл. И сейчас приходит кричит: папа, папа. Очень любит Ивана Полошкова. Когда его видит, говорит: «Дядя Ваня мой!». Калькулятор возьмет, цифру один набирает — «дядя Ваня!».

— Наверное, он у вас в гостях часто бывает?
— Да, нет. В городе вообще редко видимся.

— Выходит, она ему предпочтение по игре отдает. Да, она у тебя уже неплохо в хоккее разбирается! Скажи, а отдал бы дочку в женский хоккей?
— Нет. Даже не рассматриваю этот вариант. Танцы, гимнастика — это для девочки.

— А если будет сын?
— Отдам обязательно, но выбор будет за ним. Если понравится, будет заниматься. Думаю, для мальчишки хоккей — отличная школа жизни. Хоккей воспитывает характер, мальчишки взрослеют раньше. Вот мы вообще выросли рано — постоянно в поездках, без родителей. Чем дома перед компьютерами сидеть, лучше играть в хоккей.

— В таком случае остается только пожелать тебе скорейшего рождения наследника. И завершая разговор, хочу спросить: у тебя есть девиз в жизни, принцип, которому ты следуешь?
— Девиз какой? Идти вперед и больше никуда, двигаться к своей цели! Хочется, конечно, снова вернуться в КХЛ, так что будем работать, работать и работать, двигаться к своей цели.

— Спасибо за беседу. Удачи тебе и команде!

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!