Интернет-портал «Sports.kz» счёл интересным рассказать своим читателям о столь интересном объединении. Мы связались с одним из лидеров «13 сектора». Он нам и поведал что такое настоящие «ультрас».
Было принято решение опубликовать материал почти без купюр, чтобы рядовой болельщик лучше познакомился с движением, проникся духом «ультрас» и конкретнее понял, что же именно из себя представляет «13 сектор». Единственное, сам наш собеседник попросил убрать из текста некоторые моменты, где допускались выражения на грани нецензурщины и совсем уж некорректные высказывания в адрес соперников.
— Расскажи, пожалуйста, о роли, отведённой тебе в структуре фан-клуба «13 сектор».
— В определенных кругах я известен как Бутчер. У нас не фан-клуб, пора бы уже за время существования фан-движения в Казахстане понимать разницу. Фан-клубы — это на 88% искусственные образования при клубах, имеют цель создавать видимость поддержки, полностью зависимы от хозяина. При прекращении финансирования чаще всего разбегаются кто куда. Ярким примером служит фан-клуб экс-«Локомотива» — люди, находящиеся там, полностью беспринципны в своих взглядах, им все равно, что команда, за которую они якобы болеют, не астанинская по своей сути, их не волнует смена названий клуба и прочие антифутбольные «мелочи». Такие люди не заслуживают никакого к ним отношения. Мы, мягко говоря, не любим костанайцев, а к «паровозам» вообще никак не относимся, потому что они никто, и звать их никак.
Мы являемся объединением болельщиков ФК «Актобе», в наше формирование входит несколько различных групп фанатов.
— Если я не ошибаюсь, ваше фан-движение зародилось в 2006 году. Расскажите, как это происходило?
— История для современности стандартная — сначала переписка на форуме (вообще, нынешнее поколение почти всех фанатов — выходцы из интернета), совместное посещение матчей — сначала просмотр, потом приход к активному, стоячему болению. Днем рождения считается, так сказать, первое дело организации, а именно — первый выезд в славный город Костанай, на том выезде как раз и сформировался идейный костяк организации. Потом народ приходил-уходил, но стержень остается и по сей день.
— Слышал, что численность фанатов «13 сектора» заметно растёт с каждым годом, и на сегодня в фан-движение входит порядка трёхсот человек. Это действительно так?
— Постоянных членов организации человек 50. Они составляют «скелет», на который уже накладывается «мясо». Точную численность не скажу, но в прошлом году нами была проведена «перепись населения сектора» во время матча, и количество заполненных анкет было в районе четырехсот.
— Название организации, я так понимаю, связано с сектором стадиона, на котором ее члены располагается во время игр?
— Правильно, да не правильно понимаешь. Изначально, первые матчи мы собирались на 13-м секторе ЦС (уж не знаю, почему решили именно на нем, ведь стандартный фан-сектор находится за воротами, я появился только на первом выезде). Но из-за того, что весь матч мы стояли, происходили конфликты с сидячими болельщиками, поэтому с нового сезона было принято решение переехать за ворота на 16–17 сектора, где мы уже и находимся несколько лет. А название так и осталось, хотя было желание его сменить, однако до этого пока не было серьезных причин проводить ребрендинг.
— Слово «ультрас» в различных фанатских движениях понимается по-разному. Что оно значит для «13 сектора»?
— То, что понимается для всех по-разному — это, конечно, проблема, потому что для одних быть ультра — прийти на стадион, постоять, поорать что-то и пойти домой, а для других — это стиль и образ жизни. Для нас ультра — это нечто большее, чем просто боление на стадионе. Жизнь ультраса подчиняется расписанию игр любимой команды. Я, например, пока не выйдет календарь игр, не могу планировать свою жизнь. Ты смотришь на календарь и намечаешь дни, когда тебе нужно быть в другом городе, соответственно, под это подгоняешь всю свою жизнь. Для кого то, может, это покажется глупым, но это не намного глупее того, что 88% работающих людей всю неделю мечтают о пятнице и о том, как и где они проведут конец ненавистной рабочей недели.
Деятельность нашей организации не ограничивается стадионным болением. Мы выпускаем свою литературу, с прошлого сезона делаем альтернативные клубным программки к матчам, организовываем трансляции выездных игр, выпускаем атрибутику и многое другое.
— Перфоманс «13 сектора» впечатляет. Кто всё это придумывает, так сказать, является генератором идей?
— Генератором идей является так называемая креативная группа, состоящая из нескольких человек, но к нам вполне может прийти человек со стороны и предложить свою идею. Если она будет соответствовать нашим взглядам, нашему формату, мы спокойно её воплотим в жизнь.
По песням вообще интересно получается. Если специально хотим внедрить какую-нибудь тему (вроде и стадионная, и бодрая — все подходит…), то часто не идет, и все тут… А бывает, спонтанно на выезде вдруг всплывет что-нибудь и потом становится стадионным хитом.
— Фаеры, баннеры, атрибутика и им подобные вещи требуют определённых затрат. На какие деньги всё это приобретается?
— Все бремя расходов на существование и деятельность организации несут на себе наши соратники. Существует система взносов, зависящая от кармана участника. Иногда, бывает, помогают игроки команды, за что им огромное спасибо.
— Клуб как-нибудь помогает?
— Чаще всего клуб, наоборот, только мешает. С теми же трансляциями — мы не просим помощи у клуба, мы хотим, чтобы нам хотя бы не мешали, но были случаи, когда некоторые сотрудники клуба откровенно мешали организации трансляций.
Один раз на выезде представитель клуба, зная, что мы едем, сказал на предматчевой встрече, что наших болельщиков не будет, и гостевой сектор не нужен, потом пришлось долго его (сектор) выбивать.
— Какие у вашего фан-клуба планы на будущее? В каком направлении собираетесь двигаться, развиваться?
— Какие планы могут быть у фанатов??? Пробивать выезды, шизить на стадионе, бить морды врагам и самим получать.
— Слышал, что у «13 сектора» есть некий кодекс. Не мог бы рассказать о нём?
— ГБО, ACAB и, конечно же, ОУА.
— Расшифруешь?
— Кому надо, тот поймет. Кто не поймет, тому и не надо, значит.
— Как вступить в ваши ряды?
— Приходить на матчи, шизить от души, кататься на выезды.
— Организация состоит из молодёжи? Или также есть и люди зрелого возраста?
— Возраст членов организации колеблется от 16 до 50 лет, любить и поддерживать свой клуб ни в каком возрасте не западло.
— Вы используете много различных способов поддержки. Не мог бы немного рассказать о них?
— Арсенал стандартный: баннеры, модули, флаги, пиротехника. В этом году удалось удачно пожечь три раза — дважды дома и один раз в Уральске. Вообще, Уральск для пироманов — райское место. Отношение представителей правопорядка там к фанатам очень лояльное, что, в принципе, и правильно. Я вообще не понимаю смысла запрета пиротехники на стадионе. За всю историю организованного мирового фанатизма, а это более 50 лет, от пиротехники (вернее от НЕПРАВИЛЬНОГО её использования!!!) погибло человека 3. Все факты можно найти в интернете. Да во время празднования Нового года в сотни раз больше людей страдают от пиротехники, но почему-то никому до этого нет дела. Умиляют доводы полицейских, типа, вы обожжете кого-нибудь, могут пострадать невинные люди и все такое. Вся пиротехника произведена на заводах, а не кустарно сделана, и жжется по условиям техники безопасности. Вокруг жгущего, как правило, образуется пустота (разгоняется народ), дабы никого не задело. А теперь представь картину (такое было несколько раз): стоит человек, жжет фаер, тут к нему подбегает полицейский и выбивает пиро из рук. Зажженный фаер от удара летит в толпу людей, кому-то прожигается одежда, на кого-то летят огненные капли, и человек получает легкие ожоги. Народ в шоке разбегается (а с креслами на стадионе сделать это проблематично), создается легкая паника. И возникает вопрос: кто в этой ситуации больший вредитель? Тот, кто спокойно жжет фаер, или тот, кто выбивает его из рук?! В конце концов, мы украшаем этот серый футбол!
— Знаю, что любите путешествовать с командой и активно поддерживаете её в гостевых встречах…
— Выезды — это главная гордость фаната, выезды — это как раз то, что делает простого болельщика фанатом. Я не понимаю, как у людей язык поворачивается называть себя фанатом (тем более — ультрас!!!), не имея при этом выездов. У меня в этом году всего-навсего 4 выезда (прошлые сезоны было по 10 в среднем), и я чувствую, что сезон прошел впустую. Одно радует: удалось попасть на выезд ЛЕ во Владикавказ.
— Какие выезды наиболее впечатлили, запомнились?
— Каждый выезд запоминается чем-то особенным. Один, например, тем, что мы прошли несколько кварталов по враждебному городу по проезжей части, а потом потасовались (от слова «потасовка») с местными около касс. Другой — тем, что весь матч простояли под проливным дождем, а так как матч был кубковый, и команды сыграли вничью, пришлось отстоять еще два дополнительных тайма и серию пенальти. Промокли, как неизвестно кто, команда вылетела из турнира, но свою порцию впечатлений получили.
— Бывали ли конфликты, драки с фанатскими движениями других команд?
— Конечно, бывали, и, надеюсь, еще будут. Футбол — это не просто игра, в нашем случае футбольные клубы представляют собой не только какие-то цвета, а города и целые регионы. Конечно, в противостояния между болельщиками накладываются и побочные (региональные) особенности отношений. Главное, чтобы все было честно и без последствий для здоровья, а тем более — жизни оппонентов. Не вижу ничего плохого в том, что две группы молодых людей встретятся, чтобы поразмяться. Никто «левый» в таких встречах не участвует и, соответственно, пострадать не может.
— С какими фан-клубами у «13 сектора» хорошие отношения, а с кем, наоборот, так сказать, враждуете?
— Когда ты находишься наверху, то к тебе приковано пристальное внимание со стороны остальных участников темы. И, соответственно, многим это не нравится. НО!!! Люди вместо того, чтобы искать причину неудач в себе и попытаться стать лучше, начинают просто ненавидеть того, кто лучше него.
Дружим мы только с «Легионом». Вражда с костанайцами и алматинцами. С Атырау — непонятные отношения.
— Кроме ФК «Актобе», ещё кого-нибудь поддерживаете? Может быть, коллективы или спортсменов из других видов спорта?
— В ту пору, когда существовал МФК «Актюбрентген», болели за него — как на «домашках», так и выезды старались пробивать. В период межсезонья большого футбола это было самое то. Но вот уже несколько лет из-за проблем с финансированием команда играет во 2 российской лиге, там это делать намного дешевле. Вот и приходится актюбинскому болельщику скучать в перерыве между футбольными сезонами.
— Этот сезон не совсем удачно сложился для актобинской дружины. Что скажете в поддержку любимой команды?
— Они все сами знают. Лучше выскажу пожелания посетителям вашего сайта. Сейчас понесется поток комментов с высказываниями, типа, «фанаты — малолетние д….ы, которым заняться нечем». На такое хотелось бы ответить: а ты-то — кто??? Ты-то взрослый, занятой гений, только вот непонятно, откуда у тебя, занятого дельного человека, есть столько времени и желания читать интервью с малолетними придурками и писать смелые комментарии? Собаки лают (пишут язвительные комменты), а караван идет (все остальные делают своё дело).
А вообще — болейте за свои клубы не в Интернете, а на стадионе!
Автор: Александр Пенно,
Фото: Олег Лебедев, www.13sector.kz
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!