Её день выступления был третий по счету, когда на ковер выходили спортсменки в весовых категориях 59, 63, 67 и 72 кг по женской борьбе. В весе 67 кг было всего семь участниц. Елена Шалыгина стала чемпионкой, проведя три встречи. Сначала она оставила без шансов вьетнамку Ти Лоан Фам со счетом 8:1. Затем победила китаянку Ксинью Лью. 0:1, 1:0, 1:0. В финале ее соперницей стала Баярзая Тсендердорж из Монголии. Елена Шалыгина безоговорочно стала чемпионкой Азии. Результат встречи 1:0 и 4:0.
На стартующем на днях в Астане лицензионном турнире по борьбе женскую сборную Казахстана представят бронзовая медалистка Олимпиады-2008 Елена Шалыгина (до 67 кг) и призер чемпионатов Азии Айым Абдильдина (до 55 кг). В двух олимпийских весовых категориях лицензии у нас есть. В прошлом году на чемпионате мира в Стамбуле их получили Жулдыз Эшимова (до 48 кг) и Гюзель Манюрова (до 72 кг).
— Елена, Вы сейчас, должно быть, на сборах?
— Да, это так. Завершился большой спортивный рубеж для всех вольников — чемпионат Азии в южнокорейском Гуми-Сити. Это был первый старт сезона для меня. Сейчас мы находимся на учебно-тренировочных сборах в Караганде. Готовимся к столичному лицензионному турниру.
— Вы стали первой в Азии. Можно ли говорить о том, что японок удалось обойти во многом благодаря тому, что Ваша главная соперница, Ичо Каори, не выступала…
— Да, японцы вообще для нас основные соперники. А эта вольница единственная, кто не проиграл ни разу вообще. Она двукратная олимпийская чемпионка! Конечно, тяжело ее побороть. Но, как говорят, непобедимых не бывает. Ичо Каори опытная. Для того, чтобы ее одолеть нужно просто быть в идеальной форме и надеяться на фортуну, которая должна быть обязательно на моей стороне (смеется).
В этот раз вместо нее выступала другая японка. Два раза мы с Каори встречались, оба раза я проигрывала. В последний раз это было в Стамбуле в 2011 году на чемпионате мира. В основном в психологическом плане было тяжело. Если мы встретимся с ней в этом сезоне, то только на Олимпиаде уже.
— То есть, Вы высоко оцениваете шанс своего попадания на Олимпиаду? Лицензий ведь пока только две — Манюрова и Эшимова.
— Первого апреля будем бороться за эти самые лицензии. И получу я ее, только заняв первое или второе место. Кстати сказать, именных лицензий у нас нет — если посчитают, что кто-то другой должен поехать на Олимпиаду, а не «добытчик» лицензии-то, пожалуйста. Такая практика есть. Что касается меня лично, то я нацелена на олимпийскую путевку. Это сто процентов! На астанинском турнире все спортсмены буду равны. Как подойдешь к победе, такой результат и получишь. Я почти уверена, что заберу свой трофей оттуда. По крайней мере, я ни разу не проигрывала тем участницам, которые приехали к нам в столицу.
— Год назад Вас спросили о самой ценной награде в Вашей спортивной карьере. Ответ был несколько неожиданным — «золото Азии», и это вместо «бронзы» на Олимпиаде-2008. Сейчас для Вас приоритеты поменялись?
— На моих первых Олимпийских Играх, я получила свою первую награду такого достоинства. Мне тогда было двадцать, эмоции просто захлестнули. И все прошло как-то даже незаметно, что ли, неожиданно. А на Азию я готовилась упорно, долго, и стала первой! У нас знаете, как бывает, «золото» чемпионата Азии лучше, нежели «бронза» даже на Олимпийских Играх. Это целиком моя победа, это чемпионство! Потому и ценю выше.
— А сейчас аппетит «нагуляли», наверное, и на «золото» Лондона?
— Разумеется, хочу выше результат, чем прошлогодний. Могу сказать, что вселенской катастрофы не случится, если не удастся выиграть в Лондоне. Всякое бывает. Однако стремишься к этой схватке долго, завоёвываешь лицензию, не хочется даже думать о более низком выступлении. А зачем тогда олимпийское здоровье и вообще начинать дело, итог которого тебе безразличен?
— Как относятся к Вашей спортивной деятельности родители?
— Они были изначально против. Даже было такое, что запрещали вовсе тренироваться, так как для девочки этот вид спорта, по их словам, не подходит. Но время прошло. Потихоньку начали подключаться, поняли, что это для меня всё, и стали поддерживать. Наверное, как обычно это бывает.
— А Вы сами, откинув назад десяток с небольшим лет, выбрали бы другой вид спорта, художественную гимнастику, например, которую Вы любите. Наверняка, Вам периодически надоедают вопросом «Почему Вы выбрали мужской спорт?».
— Может быть, да. Сделала бы упор на учебу или просто переключилась бы на другой вид спорта. Говорю это так, без конкретики, потому что меня всё устраивает сейчас. Гимнастику я люблю, да. Но только в качестве зрителя, сейчас реально я бы не смогла перейти из-за физических данных. Если бы тогда в тех условиях, где я родилась, была бы достойная альтернатива, то может, выбор пал бы на что-то другое. Но это уже в прошлом. Скажу, что для меня кроме борьбы сейчас нет других видов спорта.
— Бывали ли случаи, когда спортивные навыки Вам пригодились в жизни?
— Нет, пожалуй, таких случаев со мной не было. В ситуации, где бы пришлось применять свои профессиональные навыки, мне, к счастью, не приходилось попадать.
— Вас, как и Гузель Манюрову, часто называют примой женской сборной. Нет ли между вами двоими «вольной борьбы»?
— Нет, между нами нормальные дружеские отношения. Мы по возможности помогаем друг другу. Знаете, такой вопрос мне часто задают. Но мне всегда было непонятно, почему. Соперничать за что? За свой результат каждый отвечает сам. И если я не взяла лицензию, а девочкам это удалось, то я за них лишь рада. И никаких других эмоций по этому поводу, уж поверьте, не испытываю.
— Часто ли вы пропускаете турниры? Та же Ичо Каори не приехала на чемпионат Азии. Смогли бы и Вы, например, с олимпийской лицензией на руках «позабыть» про один из стартов?
— Ничего аномального тут не вижу. В основном я выступаю на турнирах, которые нужны мне на определенной стадии подготовки к основным стартам. Я их воспринимаю как разминку, тренировку, если хотите перед основным турниром. Есть возможность разглядеть ошибки техники и исправить их вовремя.
— Чему научила Вас борьба? Как это связано с Вашим жизненным кредо?
— Борьба меня многому научила. Например, ценить многие вещи, быть терпеливой, уважать других. А что касается жизненного кредо, с латинского «credo» значит «я верю». Так что, скажу коротко — моё кредо это семья.
— Елена, что для Вас важнее — не упустить «звездный час» в спортивной карьере или «золотое время» для семьи и материнства?
— Материнство! Много детишек хочу (смеется). Семья — самое главное, на мой взгляд, то ради чего мы живём. Спорт сейчас для меня — всё. Но сегодня он есть, есть успехи, завтра — нет. Я иногда смотрю на спортсменок, которые теряют возможность стать матерью и отдают всю жизнь спорту. Я бы так не хотела. Возраст свой чувствую тоже. Честно сказать, я бы даже про Олимпиаду благополучно забыла, если бы стоял вопрос о рождении детей. Но сейчас Лондон на носу, и выступать я буду обязательно. Многие возвращаются в большой спорт после рождения детей. На данный момент это тоже для меня неприемлемо. Оставить ребенка на месяц и махнуть на учебно-тренировочные сборы — ни в коем случае!
— Не кажется ли Вам, что сейчас многие мужчины не стремятся к девушкам, занимающимся борьбой или боевыми искусствами, их даже побаиваются. В случае чего ведь и схлопотать от такой недолго?
— Наверное, есть такие мужчины. Но все же в жизни мы остаемся женственными, и многие попросту не догадываются о нашем роде деятельности. Я лично могу сказать, что большая часть мужчин относится к нам как к слабому полу. Так и должно быть, собственно говоря. Ну, а кто воспринимает нас как-то иначе, скорее всего, обременен кучей психологических проблем.
— Какой он, идеальный мужчина?
— Идеальный мужчина — это мой муж. А ответ на вопрос, «Каков он?» пусть останется моей маленькой тайной (смеется).
— Вместо гудков у вас в телефоне стоит Ротару, любите ее творчество? Многим спортсменам музыка помогает настроиться перед стартом. Вы не исключение?
— Исключение. Эта мелодия просто случайность. Уже и не помню, кто из подруг поставил ее для меня. Скажу, что музыкой особо не увлекаюсь. Даже на соревнованиях и тренировках. Как-то не по мне это.
— Водите ли машину? Что бы выбрали — респектабельный Лексус или быструю Феррари?
— Да, я вожу. Но это выходит достаточно редко из-за сборов. У меня сейчас Тойота Камри. Феррари или Лексус?.. Даже не знаю, какую бы предпочла. Не задумывалась.
— Вы за то, чтобы свадьба была пышной?
— Моя свадьба была очень скромной. Даже чересчур скромной.
— Часто бываете дома, в Алматы, в столице? Махнули бы, скажем, в Америку?
— Дома редко бываю. В Казахстане нравится Алматы из-за климата. Он мне очень подходит. Бываю частенько. В столице очень красиво, но там я не частый гость. В Штаты в принципе тоже бы поехала, провести недельку-другую, почему бы и нет? Но только в гости. Жить я буду только в Казахстане!
— Спасибо за беседу, Елена. Будем болеть за Вас в это воскресенье, уверены Вы завоюете лицензию!
— Спасибо. Постараюсь не подвести!
Автор: Светлана Чемармазович
Республиканская газета «Спорт»
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!