Интервью
11 мая 2012 11:32

Атлетика. В Казахстане гостил «космический прыгун»

В составе авторитетной спортивной делегации, приезжавшей на днях в Алматы, был знаменитый в прошлом прыгун с шестом Сергей Бубка.

Сейчас он – вице-президент Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ), президент Национального олимпийского комитета Украины. В нашу страну Сергей Назарович приезжал на совещание руководителей Азиатской легкоатлетической ассоциации и, естественно, не был обделен вниманием казах­станских спортивных журналистов. Эксклюзивное интервью он дал и корреспонденту «Казахстанской правды».

Но сначала буквально несколько строк из биографии Бубки. Олимпийским чемпионом он стал в Сеуле в 1988 году, а чемпионом мира – шесть раз. Установил 35 мировых рекордов – 17 на стадионах и 18 – в закрытых помещениях. До сих пор его последние высшие достижения никем не побиты, и не видно, кто может это сделать в обозримом будущем. «Летний» рекорд Сергея равен 6 м 14 см (год установления – 1994-й), зимний – 6 м 15 см (1993-й). В городе его спортивной славы – Донецке – установлен прижизненный памятник великому спортсмену.

– Сергей Назарович, в мировой легкой атлетике немало звезд первой величины, но если речь заходит о прыжках с шестом, то мгновенно в памяти всплывают две фамилии – Сергей Бубка среди мужчин и Елена Исинбаева у женщин. Такое впечатление, что один человек взял и приватизировал на несколько десятилетий целый раздел «королевы спорта»…
– У вас какое-то неверное выражение – приватизировал. Это ведь не частная собственность, и я с этим не согласен. Во многих видах спорта есть ярчайшие звезды: Майкл Джордан в баскетболе, Майкл Фелпс – в плавании… Одареннейших людей, настоящих личностей, в чем-то опередивших время, немало. Спорт в этом плане – свободное пространство, любой может попробовать свои силы, имеет право совершенствоваться, идти вперед, устанавливать новые мировые рекорды. Я уверен, что и в прыжках с шестом появится такой атлет, который продвинет нашу дисциплину еще дальше.

– Заглядывая в историю мировых прыжков с шестом, можно отметить, что развиваются они как бы какими-то слоями: то густо – то пусто. Ну вот хотя бы два примера. В начале 80-х годов прошлого века в Советском Союзе появилась плеяда молодых перспективных прыгунов – иркутянин Константин Волков, москвич Владимир Поляков, алматинец Сергей Кулибаба, которые составили конкуренцию задававшим тон французам Тьерри Виньерону и Пьеру Кинону, американцу Эрлу Беллу. Через какое-то время новый подъем: у нас блещут Сергей Бубка, Радион Гатауллин из Ташкента, алматинцы Григорий Егоров, Игорь Потапович и еще целый ряд очень сильных прыгунов, а за рубежом сформировалась новая команда преследователей.
– Картина совершенно закономерная: одно поколение сменяет другое, идет дальше. У нас в стране тогда появилась серьезная школа прыжков с шестом, окреп тренерский потенциал, пошли высокие результаты, а в сборную СССР было сложнее попасть, чем затем выиграть чемпионат мира или Европы.

– На Олимпиаде в Сеуле сразу три советских шестовика поднялись на пьедестал почета, что было и сенсацией, и закономерностью одновременно. Вы получили «золото», Радион Гатауллин – «серебро», а совсем юный казахстанец Григорий Егоров – «бронзу». Где-то я читал, что Егоров тогда должен был всячески помогать своим товарищам по команде в достижении ими наивысшего результата. К примеру, по его прыжкам, якобы, Бубка и Гатауллин ориентировались по части скорости и направления ветра…
– Прыгуны с шестом всегда отличались своим интеллектом, и потому наряду с острым соперничеством у нас присутствовала заинтересованность в успехе друг друга на международной арене, мы ведь выступали в одной команде. А чем конкретно мне на Олимпиаде мог «подрабатывать» тот или иной спортсмен? Каждый из нас выбирал себе место отталкивания, определял свою стратегию, прыгал так, как мог.

– Вы много лет выступали в сборной Союза с казахстанцами Григорием Егоровым и Игорем Потаповичем. Какими запомнили наших спортсменов?
– Егоров показывал стабильные результаты и в юношах, и в юниорах, Потапович на высокий уровень вышел чуть позже. В Алма-Ате наряду с некоторыми другими городами была хорошая школа прыжков с шестом. А это очень сложный в техническом плане вид легкой атлетики. Приятно, что и сейчас свой опыт юным спортсменам передает тренер Сергей Кулибаба, я слышал, что сейчас он со своими учениками находится на сборах в Таиланде. Шест в Казахстане живет, и я надеюсь, что у вас вырастут новые отличные прыгуны.

– А ваши именные соревнования в Донецке проходят?
– Нет, именных турниров у меня не было, наверное, речь идет о традиционных международных состязаниях «Звезды шеста». Я их просто, как говорится, 23 года назад основал и до сих пор провожу в преддверии детского турнира на призы братьев Сергея и Василия Бубки. У нас есть своя школа, которая продолжает добрые традиции прыжков с шестом.

Автор: Юрий ЛИФИНЦЕВ,
Фото: Константина КНЯЗЕВИЧА

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!