Двадцать четыре года держится рекорд результативности одного хоккеиста в чемпионатах по хоккею с мячом — 634 мяча. Со временем казавшийся фантастическим и вряд ли достижимым союзный рекорд суперфорварда Евгения Агуреева вроде формально побит.
А 14 марта 2009 года в матче XVII чемпионата России нападающий москвичей Сергей Обухов сначала повторил его, а затем с углового обошел легендарного игрока алматинского «Динамо». Но сопоставимы ли эти достижения? Гость «Экспресса К» Евгений Агуреев комментирует это событие.
— Евгений Яковлевич, вы знали, что ваш рекорд пал?
— Да, мне рассказывали. Но этот рекорд российский, в основном Обухов забивал, играя уже в чемпионате России. Сравнивать союзный и российский чемпионаты, я думаю, некорректно. Какие игроки, какие команды тогда были: московское «Динамо», два армейских клуба из Свердловска и Хабаровска, красноярский «Енисей», ульяновская «Волга», красногорский «Зоркий», мы. Каждая из этих команд из чемпионата в чемпионат в равной степени претендовала на призовые места. Проходных игр не было, каждая победа добывалась с огромным трудом.
— Вы считаете, что в нынешнем чемпионате России конкуренции нет, и отсюда феномен Обухова?
— Именно. В лучшем своем сезоне, когда алматинское «Динамо» впервые стало чемпионом СССР, в 26 матчах мы забили 158 мячей, тогда как нынешний чемпион России московское «Динамо», где играет Обухов, в 22 играх наколотило соперникам больше двухсот голов. Сейчас «Динамо» вне конкуренции, отсюда и высокая результативность. И все же я поздравляю Обухова, оставляя за собой право оставаться лучшим бомбардиром союзного чемпионата. Думаю, вечным. А россияне пусть считают, как им вздумается.
— Бог с ним, с Обуховым. Как начинался ваш путь в хоккее?
— Начинал я в ульяновской «Волге». До хоккея занимался различными видами спорта, но в конце концов выбрал хоккей с мячом. Повлияли два фактора. Во-первых, мой старший брат уже занимался этим видом спорта, он-то меня и подтянул, а во-вторых, «Волга» тогда играла в высшей лиге, и мне, парню с амбициями, захотелось узнать, на что я способен. А когда пошло-поехало, понял, что выбор был сделан правильный. У меня сразу обнаружились задатки форварда. По юношам я забивал по десятку мячей, хотя был моложе, потому что, стремясь побыстрее втянуться в большой спорт, подделал себе метрику.
— И когда состоялся приход во взрослый хоккей?
— Все это время за мной наблюдали тренеры команды мастеров «Волга», и в 1969 году меня приняли в главную команду Ульяновска. Правда, там я пробыл всего два сезона, пришла пора служить в рядах Вооруженных Сил. Выбор был небогат: СКА-либо хабаровский, либо свердловский. Расторопнее оказался начальник дальневосточного клуба подполковник Николай Галюк. Таким образом, я поехал «топтать» лед Хабаровска.
— И как вы оказались в «Динамо»?
— Я с интересом следил за алматинской командой. Мне импонировала её манера игры — скоростная, комбинационная, которая для меня подходила на все сто. Это была самая дружная команда, и главное, руководил динамовцами дуэт — Эдуард Айрих и Казбек Байбулов. Это потрясающие люди. Оба корректные как с игроками, так и в отношениях между собой. Советовались и прислушивались к мнению друг друга. У них были четко распределены обязанности. Айрих — хозяйственник, занимавшийся организационными вопросами, а Байбулов — стратег и тактик. Они дополняли друг друга.
— И вам поступило предложение?
— По окончании срочной службы у меня была возможность вернуться из Хабаровска в Ульяновск, где прошло мое детство, жили мои близкие, но, откровенно говоря, условия там были неважнецкие — как бытовые, так и материальные. То, что предложили в Алма-Ате, меня устраивало полностью. Отсюда и выбор в пользу «Динамо».
— Другое «Динамо» — «центральное» — на вас глаз не положило?
— Они не успели. Эдуард Фердинандович проделал сделку молниеносно. И потом, спустя некоторое время, я понял, что потерялся бы в Москве, где играли звезды. Каждый тянул одеяло на себя. Уверен, что карьера в том «Динамо» у меня бы не сложилась. Потом пытались перетянуть, но я уже прирос к Алма-Ате, ребятам, хотя, наверное, этим отказом потерял дорогу в сборную.
— Неужели внутри команды было все так идеально?
— Конечно, и нарушения режима были, и склоки по разным поводам. Все-таки находиться длительное время вместе в поездках, на сборах не каждому понравится, но опять же Айрих с Байбуловым умело гасили конфликты, не давая им разгореться.
— Команда долго шла к чемпионству. Алматинцы с 1966 года не опускались ниже четвертого места, два сезона подряд до «золота» становились вторыми. Что предопределило победу?
— Динамовцы могли выиграть и годом ранее. Мы уже успели посметь «пободаться» с одноклубниками. У нас сложился наигранный коллектив с лидерами на различных позициях. Но Москва есть Москва. В наших очных встречах в дело вмешались судьи и «казахов отстегнули», в качестве отступных выдав серебряные медали. Как мы разозлились!
На следующий год мы порвали обидчиков на родном «Медео», разгромив со счетом 9:3. Их тренер Василий Трофимов, известный в прошлом футболист и хоккеист, был вне себя от ярости и ушел со скамейки до окончания игры. Это был триумф. Из четырнадцати команд высшей лиги тринадцать представляли РСФСР и только одна — КазССР. Москва была в шоке. Но что поделаешь, мы тогда были объективно сильнее всех.
— На следующий год «Динамо» выиграло Кубок европейских чемпионов, но чемпионами Союза не стали. В чем причина?
— В тот год команды покинули ведущие игроки — в Красногорск отправились Вячеслав Панев, Леонид Лобачев, Валерий Бочков, в Калининград Геннадий Любченко. Игровые связи сломались, но тем не менее мы стали серебряными призерами.
— Однако тот сезон вы можете записать себе в актив.
— Да, я забил 74 гола, а мог бы и больше, но помешала неизвестно откуда взявшаяся язва желудка. Тогда не просто играть — ходить тяжко было. Врагу не пожелаешь. Но на лед выходил. Как тренеры говорили, чтобы нагнать страху на соперника (смеется). В тех играх, когда отбывал номер, я, естественно, не забивал. Вылечила болячку народная целительница, которая поставила меня на ноги за считанные дни, и я пошел на рекорд. Несознательно, просто летал, как на крыльях, потому и вышел результат.
— Какой гол для вас самый памятный? Наверное, в год чемпионства?
— Не обязательно. Памятный гол пришелся на 1972 год, когда я ещё выступал за «Волгу». В тот год мы стали серебряными призерами. Встречались в тяжелейшем матче с московскими динамовцами. Со своей площадки я набрал скорость, получил передачу от партнера и на полном ходу полетел к воротам москвичей, по дороге обыграв шестерых соперников. Мяч я закатил уже в пустые ворота. Оказывается, по пути обошел ещё и вратаря. Мы выиграли со счетом 1:0 у признанного фаворита, и от этого гол стал вдвойне памятным.
— Какая была оплата в команде мастеров «Динамо» (Алма-Ата)?
— Помимо оклада, нам платили премии за победы. За каждую по полтиннику. А за победу в Кубке европейских чемпионов нам выдали по 500 рублей.
— Помимо всего прочего, вы ещё чемпион страны по хоккею: на траве. Мало таких универсалов. Откуда такая страсть к раздвоенности?
— Ещё с Ульяновска. Естественно, трудно было освоить специфику новых правил, игрового инвентаря, покрытия. Но однажды, когда был перерыв в зимнем хоккее, я решил попробовать себя в летнем, быстренько освоил азы, а дальше пошло как по накатанной. В конце шестидесятых два раза стал чемпионом СССР в составе «Волги», а затем ещё дважды в «Динамо».
— Чем вы занимались по окончании карьеры?
— С 1987 по 2005 год работал государственным тренером по хоккею с мячом. Уже в начале работы я видел, как успехи казахстанцев плавно, но верно сходят на нет. В восьмидесятых годах у нас были и восьмое-девятое и даже одиннадцатое места. Команду залихорадило. Правда, в 1990 мы снова стали чемпионами. Но это была агония.
— Сейчас базовый клуб сборной уральский «Акжайык»? В главной команде страны есть несколько воспитанников этого клуба. Остальные натурализованные россияне. Как вы к этому относитесь?
— Отрицательно. Надо самим возрождать то, что потеряли за 20 лет. Обидно:
Справка
Евгений Яковлевич Агуреев (хоккей с мячом и на траве). Нападающий. Родился 16.01.1950 года в Ульяновске. Мастер спорта международного класса. Чемпион СССР (1977), серебряный призер (1972) в составе «Волги» (Ульяновск), (1975, 1976, 1978, 1979, 1981) в составе «Динамо» (Алма-Ата), бронзовый призер (1974), обладатель Кубка европейских чемпионов (1978), рекордсмен чемпионатов СССР по забитым голам в одном сезоне (74 мяча — 1979), рекордсмен СССР по количеству мячей за карьеру (более 1000), трижды входил в символическую сборную лучших хоккеистов Союза, дважды признавался лучшим спортсменом КазССР, заслуженный тренер Казахстана, судья международной категории. Женат. Имеет дочь, сына и внучку.
А 14 марта 2009 года в матче XVII чемпионата России нападающий москвичей Сергей Обухов сначала повторил его, а затем с углового обошел легендарного игрока алматинского «Динамо». Но сопоставимы ли эти достижения? Гость «Экспресса К» Евгений Агуреев комментирует это событие.
— Евгений Яковлевич, вы знали, что ваш рекорд пал?
— Да, мне рассказывали. Но этот рекорд российский, в основном Обухов забивал, играя уже в чемпионате России. Сравнивать союзный и российский чемпионаты, я думаю, некорректно. Какие игроки, какие команды тогда были: московское «Динамо», два армейских клуба из Свердловска и Хабаровска, красноярский «Енисей», ульяновская «Волга», красногорский «Зоркий», мы. Каждая из этих команд из чемпионата в чемпионат в равной степени претендовала на призовые места. Проходных игр не было, каждая победа добывалась с огромным трудом.
— Вы считаете, что в нынешнем чемпионате России конкуренции нет, и отсюда феномен Обухова?
— Именно. В лучшем своем сезоне, когда алматинское «Динамо» впервые стало чемпионом СССР, в 26 матчах мы забили 158 мячей, тогда как нынешний чемпион России московское «Динамо», где играет Обухов, в 22 играх наколотило соперникам больше двухсот голов. Сейчас «Динамо» вне конкуренции, отсюда и высокая результативность. И все же я поздравляю Обухова, оставляя за собой право оставаться лучшим бомбардиром союзного чемпионата. Думаю, вечным. А россияне пусть считают, как им вздумается.
— Бог с ним, с Обуховым. Как начинался ваш путь в хоккее?
— Начинал я в ульяновской «Волге». До хоккея занимался различными видами спорта, но в конце концов выбрал хоккей с мячом. Повлияли два фактора. Во-первых, мой старший брат уже занимался этим видом спорта, он-то меня и подтянул, а во-вторых, «Волга» тогда играла в высшей лиге, и мне, парню с амбициями, захотелось узнать, на что я способен. А когда пошло-поехало, понял, что выбор был сделан правильный. У меня сразу обнаружились задатки форварда. По юношам я забивал по десятку мячей, хотя был моложе, потому что, стремясь побыстрее втянуться в большой спорт, подделал себе метрику.
— И когда состоялся приход во взрослый хоккей?
— Все это время за мной наблюдали тренеры команды мастеров «Волга», и в 1969 году меня приняли в главную команду Ульяновска. Правда, там я пробыл всего два сезона, пришла пора служить в рядах Вооруженных Сил. Выбор был небогат: СКА-либо хабаровский, либо свердловский. Расторопнее оказался начальник дальневосточного клуба подполковник Николай Галюк. Таким образом, я поехал «топтать» лед Хабаровска.
— И как вы оказались в «Динамо»?
— Я с интересом следил за алматинской командой. Мне импонировала её манера игры — скоростная, комбинационная, которая для меня подходила на все сто. Это была самая дружная команда, и главное, руководил динамовцами дуэт — Эдуард Айрих и Казбек Байбулов. Это потрясающие люди. Оба корректные как с игроками, так и в отношениях между собой. Советовались и прислушивались к мнению друг друга. У них были четко распределены обязанности. Айрих — хозяйственник, занимавшийся организационными вопросами, а Байбулов — стратег и тактик. Они дополняли друг друга.
— И вам поступило предложение?
— По окончании срочной службы у меня была возможность вернуться из Хабаровска в Ульяновск, где прошло мое детство, жили мои близкие, но, откровенно говоря, условия там были неважнецкие — как бытовые, так и материальные. То, что предложили в Алма-Ате, меня устраивало полностью. Отсюда и выбор в пользу «Динамо».
— Другое «Динамо» — «центральное» — на вас глаз не положило?
— Они не успели. Эдуард Фердинандович проделал сделку молниеносно. И потом, спустя некоторое время, я понял, что потерялся бы в Москве, где играли звезды. Каждый тянул одеяло на себя. Уверен, что карьера в том «Динамо» у меня бы не сложилась. Потом пытались перетянуть, но я уже прирос к Алма-Ате, ребятам, хотя, наверное, этим отказом потерял дорогу в сборную.
— Неужели внутри команды было все так идеально?
— Конечно, и нарушения режима были, и склоки по разным поводам. Все-таки находиться длительное время вместе в поездках, на сборах не каждому понравится, но опять же Айрих с Байбуловым умело гасили конфликты, не давая им разгореться.
— Команда долго шла к чемпионству. Алматинцы с 1966 года не опускались ниже четвертого места, два сезона подряд до «золота» становились вторыми. Что предопределило победу?
— Динамовцы могли выиграть и годом ранее. Мы уже успели посметь «пободаться» с одноклубниками. У нас сложился наигранный коллектив с лидерами на различных позициях. Но Москва есть Москва. В наших очных встречах в дело вмешались судьи и «казахов отстегнули», в качестве отступных выдав серебряные медали. Как мы разозлились!
На следующий год мы порвали обидчиков на родном «Медео», разгромив со счетом 9:3. Их тренер Василий Трофимов, известный в прошлом футболист и хоккеист, был вне себя от ярости и ушел со скамейки до окончания игры. Это был триумф. Из четырнадцати команд высшей лиги тринадцать представляли РСФСР и только одна — КазССР. Москва была в шоке. Но что поделаешь, мы тогда были объективно сильнее всех.
— На следующий год «Динамо» выиграло Кубок европейских чемпионов, но чемпионами Союза не стали. В чем причина?
— В тот год команды покинули ведущие игроки — в Красногорск отправились Вячеслав Панев, Леонид Лобачев, Валерий Бочков, в Калининград Геннадий Любченко. Игровые связи сломались, но тем не менее мы стали серебряными призерами.
— Однако тот сезон вы можете записать себе в актив.
— Да, я забил 74 гола, а мог бы и больше, но помешала неизвестно откуда взявшаяся язва желудка. Тогда не просто играть — ходить тяжко было. Врагу не пожелаешь. Но на лед выходил. Как тренеры говорили, чтобы нагнать страху на соперника (смеется). В тех играх, когда отбывал номер, я, естественно, не забивал. Вылечила болячку народная целительница, которая поставила меня на ноги за считанные дни, и я пошел на рекорд. Несознательно, просто летал, как на крыльях, потому и вышел результат.
— Какой гол для вас самый памятный? Наверное, в год чемпионства?
— Не обязательно. Памятный гол пришелся на 1972 год, когда я ещё выступал за «Волгу». В тот год мы стали серебряными призерами. Встречались в тяжелейшем матче с московскими динамовцами. Со своей площадки я набрал скорость, получил передачу от партнера и на полном ходу полетел к воротам москвичей, по дороге обыграв шестерых соперников. Мяч я закатил уже в пустые ворота. Оказывается, по пути обошел ещё и вратаря. Мы выиграли со счетом 1:0 у признанного фаворита, и от этого гол стал вдвойне памятным.
— Какая была оплата в команде мастеров «Динамо» (Алма-Ата)?
— Помимо оклада, нам платили премии за победы. За каждую по полтиннику. А за победу в Кубке европейских чемпионов нам выдали по 500 рублей.
— Помимо всего прочего, вы ещё чемпион страны по хоккею: на траве. Мало таких универсалов. Откуда такая страсть к раздвоенности?
— Ещё с Ульяновска. Естественно, трудно было освоить специфику новых правил, игрового инвентаря, покрытия. Но однажды, когда был перерыв в зимнем хоккее, я решил попробовать себя в летнем, быстренько освоил азы, а дальше пошло как по накатанной. В конце шестидесятых два раза стал чемпионом СССР в составе «Волги», а затем ещё дважды в «Динамо».
— Чем вы занимались по окончании карьеры?
— С 1987 по 2005 год работал государственным тренером по хоккею с мячом. Уже в начале работы я видел, как успехи казахстанцев плавно, но верно сходят на нет. В восьмидесятых годах у нас были и восьмое-девятое и даже одиннадцатое места. Команду залихорадило. Правда, в 1990 мы снова стали чемпионами. Но это была агония.
— Сейчас базовый клуб сборной уральский «Акжайык»? В главной команде страны есть несколько воспитанников этого клуба. Остальные натурализованные россияне. Как вы к этому относитесь?
— Отрицательно. Надо самим возрождать то, что потеряли за 20 лет. Обидно:
Справка
Евгений Яковлевич Агуреев (хоккей с мячом и на траве). Нападающий. Родился 16.01.1950 года в Ульяновске. Мастер спорта международного класса. Чемпион СССР (1977), серебряный призер (1972) в составе «Волги» (Ульяновск), (1975, 1976, 1978, 1979, 1981) в составе «Динамо» (Алма-Ата), бронзовый призер (1974), обладатель Кубка европейских чемпионов (1978), рекордсмен чемпионатов СССР по забитым голам в одном сезоне (74 мяча — 1979), рекордсмен СССР по количеству мячей за карьеру (более 1000), трижды входил в символическую сборную лучших хоккеистов Союза, дважды признавался лучшим спортсменом КазССР, заслуженный тренер Казахстана, судья международной категории. Женат. Имеет дочь, сына и внучку.
Автор: Сергей ФилоненкоИсточник: Экспресс К (express-k.kz)
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!