Лучшие годы прошли на льду / Хоккей

До сих пор ходят легенды о хоккеистах алматинского «Динамо». На самом ли деле команда Айриха и Байбулова была одной из лучших на советском пространстве?

Но от действительности не уйдешь, живы еще в памяти болельщиков того поколения баталии 60-90-х годов прошлого столетия. И сегодня среди нас здравствуют многие очевидцы тех событий, которые сами творили историю клуба. Один из них — мастер спорта международного класса, заслуженный тренер РК, рекордсмен по количеству матчей, проведенных в составе «Динамо» (423 игры), — Борис Александрович Чехлыстов. В этом обществе начинал как спортсмен, затем работал наставником ледовой дружины. А в последние годы — директор алматинского стадиона «Динамо».
С ним и состоялась наша беседа.

Есть на карте России Алма-Атинская область

В России есть городок Краснотуринск. Динамовский наставник Эдуард Фердинандович Айрих приехал оттуда в Алма-Ату. За ним подались на юг и его воспитанники, где он работал директором ДЮСШ. Одним из первых приехал в Казахстан и семнадцатилетний Борис Чехлыстов. Да так и остался здесь, корнями врос, стал казахстанцем.

— Как же вас родители отпустили, ведь вы только окончили школу?
— Мама поворчала, но согласие дала. Тем более к Айриху уезжал. Его знали и уважали в Краснотуринске практически все. А я с сыном Эдуарда Фердинандовича, Валеркой, в одном классе учился. Друзьями были и до сих пор поддерживаем отношения. Да и занимался я хоккеем с мячом именно у Айриха. Вот и позвал он меня сюда. Нас тогда в первый год приехало девять человек: Валера Бочков, Вячеслав Панев и другие. Всего ребят из Краснотуринска в «Динамо» играли 46 человек. Мы между собой свою малую родину называли Алма-Атинской областью.

— Сразу ли у алма-атинских динамовцев дела пошли в гору?
— Не все всегда получается. Первый год мы чуть не вылетели из стана сильнейших. Ведь с приходом Айриха ушли и многие старожилы команды. Остались только Вячеслав Рогачев, Казбек Байбулов и несколько местных ребят. К тому же в первый год своего приезда в Алма-Ату не выступали за «Динамо» Вячеслав Панев, он из Карпинска Свердловской области, и мой земляк Валерий Бочков. Ребята отстаивали честь ремонтного завода. А на следующий сезон приехали в команду Яков Апельганец, Юрий Варзин, Валерий Семенов, Игорь Хандаев и другие. Все они с Урала. С приходом пополнения команда «Динамо» уже была грозной силой. Это мы доказывали на льду. В тот сезон (1966 год) алма-атинская команда впервые в своей истории завоевала бронзовые медали. Повторили мы свой успех и в следующем сезоне. О динамовцах из Алма-Аты пошли лестные отзывы. И в этом немалая заслуга Айриха, который сумел сплотить коллектив. У нас глаза горели, задор был. Никого и настраивать на игру не надо было. Мы понимали важность цели и отдавались игре сполна.

Концерт от Казбека

— Все ветераны в один голос заявляют, что в становлении русского хоккея в республике большую роль сыграл Казбек Давлетбекович Байбулов…
— Мы с ним играли несколько сезонов. В последний год он выступал на площадке как играющий наставник. Был капитаном команды. А в сезоне 1968 года Байбулов уже полностью переключился на тренерскую работу. Хотя в заявке числился. Я как-то на УТС подъехал к нему и говорю: «Ты, что, больше не играешь?» На что он ответил: «Я уже не успеваю за вами. Вот решил повесить коньки на гвоздь. Буду помогать Айриху». Хотя и как игрок Казбек еще представлял ценность для команды. На поприще наставника и раскрылся его талант. К каждой тренировке он относился творчески. Ни одно занятие не было похоже на предыдущее. На наши тренировки приходили смотреть многие известные специалисты. Особенно наставники соперников. Вспоминается такой случай. Мы были на выезде. За тренировкой, которую проводил Казбек Давлетбекович, как всегда, наблюдали россияне. После завершения занятий, сам лично видел, как один авторитетный специалист подошел к Байбулову и, обняв его, сказал: «Ты не тренировку проводил. Ты концерт для души дал». Не раз мы слышали и лестные отзывы о наших занятиях и от прославленных игроков. К примеру, Евгений Папугин и Валерий Маслов говорили: «Вот почему алма-атинские динамовцы так здорово играют». Ни одна команда Советского Союза не проводила такие тренировки. Даже московское «Динамо», костяк которого составляли члены национальной сборной.

Байбулов все время твердил: «Если вы выдержите два тайма и еще сыграете на таком же уровне дополнительный матч, вам равных не будет». Так готовил он нас морально и психологически. Через некоторое время наши динамовцы «рвали» всех. Забивали очень много. Некоторые соперники считали за честь, что в их воротах побывало меньше десяти голов.

Когда были на выездах, то даже хозяева своих гонцов на переговоры к нам отправляли, чтобы мы много не забивали. Ведь были случаи, когда и по двадцать раз за матч поражали ворота. Выступали как-то в Омске. После первого тайма ведем уже — 6:0. К нам приходит в раздевалку руководитель клуба, фамилию его запомнил — Муха, и говорит: «Ребята, просьба много не забивать. У нас на трибуне сегодня партийно-советские работники города. Могут нас не понять».

«Урюки» приезжали и привозили град

— Тогда алма-атинское «Динамо» было единственным представителем из союзных республик. Как удавалось держаться на плаву долгие годы?

— Выше я сказал, за счет чего. Но надо отметить и мастерство каждого казахстанского хоккеиста. Нас «топили» судьи, на нас давили сверху, но ребята делали свое дело. В 1977 году мы впервые, вопреки всему, завоевали золотые медали. Это была команда мечты для любого региона и наставника. Хотя в России нас в шутку называли «урюками». Но мы, «урюки», приезжали и привозили в ворота соперников град мячей. Чудеса творили все. Женька Агуреев, к примеру, несмотря на хвори, всегда выходил на поле. Когда ему говорили: «Отдохни», он возмущался. И даже с температурой такие голы забивал! Он у нас вошел в историю команды как лучший снайпер. Ему принадлежат рекорды. В чемпионатах СССР Евгений забил 518 голов. Его индивидуальный рекорд — 74 мяча в 26 матчах. Случилось это в сезоне 1979 года.

— Что, на ваш взгляд, помешало продолжить свою спортивную карьеру в алма-атинском «Динамо» Валерию Бочкову, Вячеславу Паневу, Геннадию Любченко, ведь после чемпионского сезона они уехали в Россию?

— Просто их не аттестовали военными, а это было в то время престижно. Препоны ставила Москва. Ребята поэтому приняли предложение российской стороны и подались в другие клубы. Второе — они были заявлены в сборную СССР. Не перевелись бы — вряд ли играли в главной команде страны. И их никто за это не осудил. Каждый волен выбирать то, что ему нравится. Но были среди нас и такие, которые ответили отказом на приглашение российских команд.

— И вы в том числе?
— Меня звали как тренера, когда «Динамо» в 1990 году стало чемпионом. Есть такой интересный факт. Все решалось в последней игре дома с «Водником» (Архангельск). С федерации начали звонить, просить, чтобы уступили «золото». А на матч пожаловал ответственный работник из Москвы. Но мы взяли и выиграли. Может быть, это и стало причиной того, что мне так и не присвоили заслуженного тренера СССР. К тому же я не принял приглашение россиян возглавить одну из команд.

— Играя в Алма-Ате, Юрий Варзин, тем не менее постоянно приглашался в состав сборной СССР. Он, кажется, пятикратный чемпион мира?
— Его еще уговаривали остаться в свердловском СКА, когда он собирался в Алма-Ату. Юрке говорили: «Ты там потеряешься». Но не потерялся. Его талант игрока, считаю, раскрылся у нас. У него дар форварда от природы. Мог такое сотворить на льду — никому даже во сне не приснится. И его отцепляли из состава сборной. Был случай такой. До одного из чемпионатов мира объявили состав сборной. Варзина среди них нет. Приезжаем в Москву. И в матче против одноклубников Варза начал творить чудеса. У него получалось буквально все. Всю оборону хозяев в дураках оставил. Не успели мы после матча в раздевалку зайти, а там уже главный тренер сборной СССР Василий Дмитриевич Трофимов. Он и говорит Айриху: «Завтра вы будете в Алма-Ате, а послезавтра чтобы документы на Варзина были у меня». И он его включил в состав. Варзин всегда был в сборной. Правда, жизнь его пошла наперекосяк. Он заканчивал спортивную карьеру в карагандинском «Литейщике». Жаль, что рано ушел из жизни…

— Как часто встречаетесь с одноклубниками?

— Бывает. Но нечасто. Многие уехали на родину. А некоторые ушли в мир иной. При встрече поминаем их — Айриха, Байбулова, Варзина, Апельганца… В прошлом году Бочков Валерка был. Он после «Зоркого» остался в этом клубе и тренирует детей. Приходил на стадион «Динамо». Снял обувь, вышел на газон и, раскинув в стороны руки, произнес: «Здесь прошли мои лучшие годы». Валерка Мозгов — вице-президент Российской федерации хоккея с мячом, всегда на связи. Горчаков Слава вернулся в Краснотуринск, Юрий Фокин — в Нижнем Новгороде, Леха Лобачев осел в Москве, Леня Быков — в Новосибирске. Саша Ионкин и Леня Никишов — в Уральске, тренируют местный «Акжайык», который идет по тому же пути, как наше «Динамо». В одиночку сражается в первой лиге российского чемпионата. Уже есть решение, что коллектив будет защищать цвета старейшего спортивного общества. И название команды уже поменяли. Теперь она — «Динамо-Акжайык». Так что возрождение началось.
Автор: Алим АнапьяновИсточник: vecher.kz

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Метки: