Тяжелая атлетика
29 июня 2016 15:36

Во время исследования допинг-пробы Кыдырбаева была допущена ошибка - Болтаев

Во время исследования допинг-пробы Кыдырбаева была допущена ошибка. Об этом сообщил тренер дисквалифицированных Алмаса Утешова, Жасулана Кыдырбаева, Ермека Омиртая Ержас Болтаев. В интервью корреспонденту Vesti.kz Болтаев также рассказал о дальнейших планах отстраненных штангистов.

- Ержас, первым делом хотелось бы узнать о дальнейших планах дисквалифицированных штангистов. Было ли уже от кого-нибудь заявление о прекращении карьеры?

- Никаких однозначных заявлений и решений от парней не было. Конечно, для них максимальные сроки стали настоящим шоком. Никто из нас не ожидал именно такого решения. Были надежды на то, что установленные сроки будут более мягкими, чем оказалось. Им сейчас сложно справиться с этой ситуацией, принять ее. Но пока мы не встречались, не обсуждали дальнейшие перспективы. Конечно, есть риск, что они решат завершить карьеру. Мы в свою очередь будем всяческие их поддерживать. Любыми методами и средствами. Я могу сказать, что мы бы хотели, чтобы парни были в команде. Как специалисты, менеджеры, администраторы. Мы все уже давно стали семьей. И все надеялись на другие результаты.

- Обусловлено ли решение комиссии применить максимальное наказание?

- Во-первых, хотел бы отметить, что Жасулану Кыдырбаеву не "светила" пожизненная дисквалификация. Это ошибка. По кодексу ВАДА максимальный срок отстранения в случае повторного нарушения - восемь лет. В итоге, насколько знаете, столько и дали. Что можно добавить? Тут много спорных моментов. Начнем с Ермека Омиртай. За два месяца он выступил на чемпионате Азии, выиграл его, сдал несколько раз пробы. Все было чисто. И вот в Хьюстоне находят метаболиты, остаточные продукты распада. То есть, остаточные - это значит, что он должен был какое-то время до этого употреблять допинг, и остались следу употребления. Но опять же. Почему тогда на чемпионате Азии все было хорошо? Далее. По Жасулану. Я даже не смогу назвать точное количество раз, сколько он в прошлом году сдавал допинг-пробы.Ни один из них не был положительным. Сроки между хьюстонской пробой и предшествующей ей - минимальные. И в Хьюстоне вновь сообщили о метаболитах остаточных. Это трудно объяснить. Вроде бы оборудование в лабораториях одинаковое, методы и технологии общепринятые. Но результаты у всех разные. Мы все эти факты собирали, все моменты учитывали. Но не смогли отвоевать минимальные сроки наказания.

- Значит ли пункт в постановлении "...не проявили должного внимания к пищевым добавкам" то, что удалось доказать не прямое употребление конкретного запрещенного препарата?

- Да, получается именно так. 

- В таком случае вроде не назначают максимальные сроки...

- Мы на это и рассчитывали. Но принять столь суровое наказание, на мой взгляд, повлияла атмосфера в мире тяжелой атлетике. Сами знаете, сколько всего уже произошло. Сколько дисквалификаций, сколько наказаний, отстранений. Все это напрямую повлияло на вердикт и результаты. Считаю, что будь момент более благоприятный - сроки были бы куда меньше. 

- Конкретно на Ваш взгляд, как могло оказаться так, что сразу несколько штангистов уличены в применении запрещенных препаратов? Есть ли итоговая версия случившегося?

- В случае с Жасуланом мы получили на руки ход проведения экспертизы. После того, как объявляют о результатах, спортсмен имеет право по желанию запросить материалы хода исследования допинг-пробы. Мы так и поступили. Нам прислали подробный отчет. Точно не помню, но вроде около 70 страниц было. Так вот. На самом деле многие моменты оказались спорными. Слишком много вопросов есть лаборатории. Я советовался со специалистами, и они в один голос утверждают о том, что положительность пробы Кыдырбаева весьма спорная. Не все шаги проведения анализа были соблюдены. И есть такой вывод, что мы имеем дело с ошибкой. Потому что короткие сроки проведения ряда экспертиз, остаточные элементы препарата. Многое указывает на неправильные расчеты в ходе исследования пробы.Я не берусь утверждать, что замешана политика. Это слишком громкое заявление, которое в принципе не имеет оснований. Более верной является теория об ошибке. Я раньше как думал, все манипуляции выполняются только технически. И каких-то сбоев ждать от настроенной техники не следовало. Но как оказалось, повлиять на результаты может и человеческий фактор. Это в корне меняет все дело. Что касается непреднамеренности, в любом случае спортсмен по кодексу ВАДА обязан знать, что он употребляет, что принимает. Кроме самого штангиста, ответственность лежит на персонале команды. Особенно на тренере. Поэтому я и принял решение снять с себя обязанности старшего тренера мужской сборной после хьюстонских событий. Есть моя вина в том, что не уследили. 

- В таком случае, какие шаги были предприняты для защиты наших штангистов?

- Мы первым делом составили список того, что наши штангисты употребляли. Все добавки, все витамины, все лекарства. Сделали много экспертиз, проверили на запрещенные препараты. После получения результатов, вновь проделали эту процедуру. Можно было подумать, что это диверсия или предательство. Подсыпали, подмешали. Но тогда бы и анализы показали полный состав вещества запрещенного, а не остаточные компоненты. Поэтому снова подтверждается теория об ошибке во время исследования. Еще что интересно. В курсе же вы, что в последнее время многие лаборатории лишаются лицензии ВАДА, отстраняются от работы на какое-то время. Даже лаборатория, которая должна была обслуживать Олимпийские игры в Рио. А знаете причину? В докладе есть такое постановление: "За намеренную фальсификацию результатов анализов в пользу положительной допинг-пробы". Получается они манипулировали судьбами спортсменов. Это ужасно ведь. После этого было принято решение вскрывать пробы, взятые на ОИ, в лаборатории в Лозанне. Поэтому нельзя исключать подобные действия в случае Омиртая, Кыдырбаева и Утешова. Мне сейчас импонирует пример с Ловчевым. Их вся защита сейчас построена на этом моменте. Они собрали уже кучу доказательств, готовятся оспаривать все это в суде, предоставлять доказательства. Они бьются. Там у них даже как, вскрытие пробы Б было с нарушениями. Несколько раз, по-моему четыре, проводился анализ. Хотя по правилам он делается единожды. У них сейчас есть все шансы доказать свою правоту. Я очень бы хотел, чтобы у них получилось.

- Получается, что если команда Ловчева докажет эту самую ошибку, то можно с уверенностью сказать, что и наших случайно засудили? Однако будет поздно...

- Да, у нас уже сроки ушли. Мы не стали вскрывать пробу Б, хотя может она и указала бы на невиновность наших спортсменов. Мы доказали попадание в организм запрещенных препаратов не прямым путем. Но срок дисквалификации все равно получился максимальным. Каждый ведь несет ответственность за свой организм. Но и обвинять парней нельзя. Я часто читаю в комментариях, типа "как это так? попался, значит знал, на что идет". Повторюсь, каждый из них - профессиональный спортсмен. Каждый из них - претендент на мировую медаль. Они отдают себе отчет в том, что с ними связываются надежды всей страны. И было бы глупо, находясь на вершине, вот так легкомысленно рисковать. Омиртай только-только начал раскрываться, показывать результаты. Утешов тоже нашел в себе силы, после того, как его практически списали, выйти в элиту. В последнее время он старт за стартом проявлял себя, улучшал результат. Он находился на пике своей карьеры. И даже в Хьюстоне, если бы ему засчитали 180 килограммов, его бы уже никто не остановил. Жасулан Кыдырбаев - уникальный спортсмен. Он обладает прекрасными свойствами, потенциалом, которые помогли ему достичь таких высот. Но, что самое обидное. Ни один из них еще не реализовал себя, как спортсмен. Они были на пороге своих лучших моментов в карьере. И сейчас им просто некуда девать тот потенциал, который заложен. Они - большая потеря для казахстанской тяжелой атлетике. Да, кто-то скажет, что у нас есть резерв. Но ведь для выхода на подобный уровень, молодежи потребуется много времени. 

- Как теперь отразится дисквалификация членов вашей команды на сборной?

- Я не имел возможности с ними встретиться. Они сейчас разъехались по домам. Насколько вы в курсе, после дисквалификации они не имеют права вести подготовку в команде, проходить сборы. Максимум - это тренировки для поддержания формы. Но в ближайшее время мы все соберемся, и сможем решить их дальнейшую судьбу. Каждый парень выскажется, расскажет о своих целях. Тогда и будем принимать решение. В любом случае, мы будем полностью на их стороне. Поддерживать, помогать, принимать всевозможные меры, чтобы оставить их при команде. И насчет сборной. Я очень надеюсь, что не смотря на последние события, наша команда покажет миру, что даже вторым составом мы можем обыгрывать. Верю, что докажут всем, что нас такими вот моментами не сломать.

Напомним, В конце декабря прошлого года IWF временно отстранила казахстанских атлетов на основании результатов допинг-проб, взятых во время чемпионата мира-2015 в Хьюстоне.  В их пробах был обнаружен препарат дегидрохлорметилтестостерон.

В итоге Омиртай и Утешов получили по четыре года дисквалификации, а Кыдырбаев за повторное нарушение антидопинговых правил дисквалифицирован на восемь лет. Их результаты аннулированы, вдобавок Утешов и Кыдырбаев лишены медалей ЧМ в Хьюстоне.

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!