Джиро д’Италия
27 мая 2016 06:13

Может, через два-три года я буду в розовом - Кожатаев о дебюте на "Джиро д'Италия"

Бахтияр Кожатаев. Фото с сайта cycling.kz

На проходящей в эти дни супермногодневке "Джиро д'Италия" в составе "Астаны" принимают участие два казахстанских велогонщика. Это опытный Андрей Зейц и 24-летний Бахтияр Кожатаев, для которого этот гранд-тур стал дебютным в карьере. В интервью журналистам Кожатаев рассказал о своем профессиональном росте, о своей роли в помощи капитану Винченцо Нибали, а также признался, что не ведет с Зейцем борьбу за путевку на Олимпиаду, сообщает корреспондент Vesti.kz.

- Бахтияр, какие ощущения от первого гранд-тура? Все ли получается на "Джиро д'Италия"?

- Первый гранд-тур тяжелый, конечно, не только физически, но и морально. Уже пройдено 18 этапов. Могу сказать, что я чувствую себя хорошо день за днем. Бывают дни тяжелые, бывают нормальные. Вроде когда равнинные этапы, кажется, что сейчас отдохнешь, но не тут то было. Впечатления, конечно, колоссальные. Особенно три дня в Голландии - это было нечто. Столько зрителей! Нереальные ощущения, атмосфера. В Италии нашу команду поддерживают, ведь у нас капитан Винченцо Нибали. Чувствуется очень сильно эта колоссальная поддержка. Атмосферу просто не передать словами.

- Какие эмоции были, когда сказали: "Бахтияр, ты поедешь "Джиро" вместе с Нибали"?

- Эмоций сильных не было, ведь мне это было сказано уже на первом сборе. Я уже знал свою программу, что я точно поеду "Джиро д'Италия" с Винченцо Нибали. Конечно, приятно, и не только Нибали, а вся команда - Микеле Скарпони, Якоб Фульсанг, Танел Кангерт - все хорошие гонщики, и очень приятно, что именно с ними еду. Я провел с ними весь сезон, с января месяца, с Аргентины. Я очень многому научился у них. И они меня поддерживают - это для меня очень важно. И, наверное, из-за этого мне мой первый гранд-тур дается легче.

- Где более комфортно ехать - в горах или на равнине?

- Сейчас тяжело сказать, где именно. Где получается, там и помогаю своему капитану. Но лучше я себя чувствую в горах. Когда я готов и в хорошей форме, то гора - это мое.

- Как ты оцениваешь свою роль в команде? Ведь ты еще не сформировавшийся гонщик.

- Я уже выбрал для себя, что я многодневщик. Я хочу развиваться как многодневщик. И поэтому, наверное, меня и поставили на гранд-тур, чтобы посмотреть, как мой организм будет себя чувствовать после 21-го дня. Никто не ждет, что я здесь что-то выиграю, у нас другие цели. От меня это - доехать гранд-тур и по возможности помочь своему капитану. А оценка от капитана - после этапа всегда благодарят, это самое важное для меня, что они видят, что я стараюсь.

- В команде вы живете, можно сказать, одной семьей. Как считаете, в чем заключается проблема Винченцо Нибали на этой гонке?

- Проблемы очевидной никто не видит, нет такой проблемы. Да, были механические проблемы. Но в велоспорте бывает, что техника подводит. Но на вопрос, как он физически подготовлен, наверное, никто не может дать ответ. Все шло, как надо. К концу второй недели он должен был набрать свою форму, но пошло что-то обратное. И сейчас точно никто не может сказать. Сейчас мы сдали анализы, может, у него какой-то вирус, это будет видно. Потому что даже я видел, что он набирал форму, и очень хорошую. На "Трентино" он был "тяжелый", а на "Джиро" он шел хорошо, и мы думали, что он пойдет в гору... Но это спорт. Бывает со всеми так, в этом ничего такого нет. И "Джиро" не закончилась, еще два этапа самых тяжелых, я думаю. Так что, посмотрим. Я думаю, Винченцо еще поборется и покажет свои зубы. Он просто так не сдастся.

- Ты сказал, что лучше чувствуешь себя в горах. А при какой погоде?

- Сейчас, пройдя 18 этапов, я ощущаю, что лучше себя чувствую, когда прохладно. Сегодня было очень жарко. Было тяжело, я мучился от жары. Но это все зависит от формы. Если у тебя есть форма, если у тебя есть нога, то без разницы, холод, или жара, ты едешь и едешь. Главное - быть в форме.

- Какие задачи будешь ставить перед собой, если попадешь на Олимпиаду?

- Еще не ясно, кто поедет. Потому что всего две квоты, а претендентов трое. У меня информация, что я в резерве. Я не могу сейчас строить планы. Конечно, очень приятно поехать на Олимпийские игры и представить Казахстан на мировой арене. Это мечта каждого спортсмена. Но в данный момент я думаю о "Джиро д'Италия". Потому что впереди еще три этапа и два дня очень тяжелых. Когда будет ответ по Олимпиаде, тогда о ней и поговорим.

- Вы с Зейцом два претендента на одну квоту после Луценко, как-то это обсуждаете?

- Нет, мы не затрагиваем эту тему. Пришла программа, что он едет на Олимпийские игры, я стою в резерве. Но я думаю, что менеджеры сделают верный выбор. Это спорт, поедет сильнейший. И между нами никакой борьбы нет.

- Но ты и моложе.

- Да, у меня все впереди еще.

- Были моменты на этапах "Джиро", когда ты ехал впереди пелотона, но тебе говорили возвращаться. Все-таки тянет иногда вперед, хочется попробовать себя в отрыве?

- Я молодой, у меня первый гранд-тур, здесь нужно каждый этап, так сказать, сэкономиться, чтобы на следующий день выполнить свою работу. Но так как я молодой, конечно, я агрессивный, хочется показать себя, на какой результат я способен. Бывает, да, что меня заводит это, особенно на финише очень сильно стараешься показать себя, здесь нечего скрывать. Но я думаю, это хорошо, что у меня есть такое. Потому что в будущем это мне поможет.

- А можешь вспомнить этап, когда очень хотелось, но сказали нельзя?

- Наверное, не было такого, что мне сказали нельзя. У меня есть четкая работа. На 17-м этапе я хотел попробовать, но мне за три километра сказали: можешь закатываться спокойно, что я и сделал, выполнил работу. Я думаю о предстоящих двух этапах, они будут очень тяжелые. Главное - это помочь капитану и доехать гранд-тур. И по каждой крупице надо экономить свои силы. Можно один этап выдать, а завтра не доехать. От меня никто не требует результата. Я еду, можно сказать, свою гонку. Я работаю, расту, набираюсь опыта, и я рад этому в данный момент.

- Если брать молодежь "Астаны", ни Луценко, ни Фоминых до конца гранд-туры свои не доезжали. Если ты доедешь, это будет для тебя серьезным достижением?

- Если говорить про Алексея, это был первый год его в профессиональной команде, и сразу "Тур де Франс". Я еду сейчас "Джиро", и говорят, что "Тур де Франс" - это совсем другая гонка, очень нервная гонка. Здесь более спокойно, хоть и не легко и есть свои нюансы. Я думаю, для него было тяжело в первый год поехать, я не знаю, как бы я ехал. Потому что на второй год все равно уже есть какой-то опыт, уже силы есть, какая-то база. Да, конечно, было бы приятно добраться до Турина. Доехать первый гранд-тур - это уже о многом скажет. А если смотреть в будущее, может, через два-три года я буду в розовом. Я не такой феноменальный гонщик, что пришел и сразу выигрывать начал. Я расту постепенно... Через два-три года все возможно. Я расту плавно вверх. Я даже вижу по своему этому сезону, что результат есть. Конечно, это не победы, но я делаю анализы каждый год и вижу, что расту. Даже разговаривая с иностранными гонщиками, кто был в нашей команде, в принципе, они говорят, что в этот год я вырос.

- Команда обсуждает возможность попадания в тройку в "генерале"?

- Обсуждаем перед стартом этапа. После этапа на ужине мы разговариваем о другом. Бывает, что мы разговариваем о гонках, но мы стараемся не думать перед сном о гонке, спим спокойно. А уже перед самой гонкой у нас собрание в автобусе, там уже ставят задачи. Конечно, подиум - это хорошо. Но, я думаю, для Нибали самое главное - это победа. Да, четыре минуты тяжело отыграть, но будем стараться. Все может быть, это велоспорт. Поборемся за подиум, также и за победу в командном зачете, где мы сейчас лидируем с нормальным отрывом.

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!