В интервью корреспонденту Vesti.kz Аверченко рассказывает, что он получил в подарок за свой первый гол, о Муханове, Шторке и Байсуфинове, а также о негативных моментах в казахстанском футболе.
На лидеров настраиваться не нужно
- Евгений, с этого сезона Вы играете в "Таразе". Как оцените игру своего клуба?
- Пока сложно судить. Сезон еще идет. Старт нам не удался, затем мы прибавили. Есть и доля везения в наших победах. Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить. Против лидеров хорошо играем, но против них настраиваться-то и не нужно. Футболисты это понимают и выкладываются до конца.
- Евгений Яровенко частенько ставит Вас в оборону. А в полузащите видит?
- Он изначально сказал мне, что приглашает в "Тараз" как защитника. Я ведь в "Иртыше" последние туры играл защитника и в матче против моей нынешней команды Яровенко увидел меня в деле на этой позиции.
- С Яровенко Вы ведь знакомы со времен работы под его руководством в Петропавловске.
- Да. Тогда я играл у него везде - и под нападающим, и флангового полузащитника. Он достаточно долго отсутствовал в казахстанском футболе и за это время как человек не изменился. Зато стал сильней как тренер - где-то приобрел в знаниях, и сам тренировочный процесс изменился.
- Почему покинули "Иртыш"?
- У меня закончился контракт. Были разговоры и с Черышевым, и с президентом клуба о продлении соглашения, но предложения не последовало. Тут-то мне и позвонили из "Тараза".
Огай подарил видеокассету матча с моим первым голом
- Давайте вспомним, как Вы пришли в футбол. Слышал, что выступали в более старшей группе.
- В секцию футбола пришел в 4-5 классе. Тренировался у Рената Рашидовича Аминова. Затем я перешел к тренеру Валиахметову. Через пару лет Валиахметов уехал в Россию, а я занимался у других тренеров. Доходило до смешного - не было света, отопления. Переодевались при свечках, а тренировались по колено в сугробах. В 1999 году собирали команду "Аксесс". Я попал в дубль, а через пару лет при Дмитрии Огае меня стали к основе подпускать.
- А в другой команде из Вашего города - "Авангарде" из первой лиги когда играли?
- Это было в 2006 году. Тогда "Есиль" тренировал Садуов, но мне дали понять, что играть я не буду. Была возможность уехать в Кокшетау, но после разговора с президентом "Есиля" Романом Аракеловым, который предложил поиграть полгода за "Авангард", передумал. Так получилось, что отыграл год. Заняли первое место, а после этого меня вернули в главную команду.
- Свой первый гол во взрослом футболе Вы забили "Кайрату".
- Да, в 2001 году. Мы выиграли - 2:1, а я забил второй мяч. Первый на счету Игоря Авдеева, который со штрафного алматинцам "положил". Кучерявых прошел по флангу, прострелил, а я щекой забил свой первый мяч. После игры Дмитрий Алексеевич подарил мне видеокассету этого матча, сказав: "Тут твой первый гол. Держи, на память". До сих пор лежит дома, у родителей. Видеомагнитофонов сейчас нет, поэтому не пересматриваю этот матч.
- В те годы с молодыми футболистами, наверное, не особо церемонились.
- Ох, сейчас смотришь на молодых и сравниваешь с теми временами - небо и земля. Когда я был молодым, я боялся что-то сказать. Что старшие говорили - исполнялось беспрекословно.
- А если не исполнялось? Били?
- Такого не было. У молодых было уважение к старшим. Поднимали ли руку? Нет, такого не было. Может быть, все потому, что я выступал в родном городе. Но я никогда не грубил и уважительно ко всем старикам относился.
- То есть, Вы - дипломат?
- Можно и так сказать (смеется).
- Ваша востребованность в клубах - это талант или работоспособность?
- Судить не мне. Лучше спросить у тренеров, у которых я играл. Тут все же дело в психологии. Слышали про Анатолия Тимощука? Когда ему было лет 15, все недоумевали - что он делает в футболе? Ни техники, ни физики. Зато работяга был такой, что посмотрите, чего добился в своей карьере. Он и в Украине, и в России, и в Германии немало титулов выиграл.
- Почему все-таки большой футбол покинул Петропавловск? Ведь там на каждый матч меньше пяти тысяч человек не приходило.
- В первом туре первой лиги, по-моему, пришло четыре с половиной тысячи зрителей. Футбол там очень сильно любят. Вы же знаете, что в Казахстане все зависит от акимов. Придет футбольный аким - будет хорошая команда, нет - не будет футбола. Слава Богу, сейчас в нашей области аким любит футбол. Будут строить и ледовую арену, а значит, и хоккейная команда появится. Сейчас неплохую футбольную команду собирают в Петропавловске, и президент клуба - Григорий Отарович Лория, который просто так бы не пришел туда. Думаю, что может быть даже в этом году "Кызылжар СК" выйдет в премьер-лигу.
- А если "Кызылжар СК" это сделает, морально готовы к тому, что будут собирать местных: Вас, Логиновского и других?
- Нужно дожить до этого, а потом разговаривать. Конечно, за родную команду хочется поиграть. Нужно смотреть на задачи, которые будут ставиться перед игроками, на условия. В последнее время в Петропавловске не было должной инфраструктуры - ни базы, ничего.
- То есть нужно пойти по пути ваших соседей из "Окжетпеса"? Долгое время не играли в премьер-лиге, а сейчас крепкие середняки чемпионата и инфраструктуру собираются улучшать.
- Лучше так, конечно. Нужно спокойно собирать состав, дать возможность наиграть молодых. В "Окжетпесе" звезд почти нет, в нашем "Таразе" тоже. Тренеры ставят игру и берут футболистов с бойцовскими качествами.
Какой еще "Локомотив"? У нас, в "Актобе", традиции, команда!
- Расскажите, как переходили в "Актобе". Что больше всего там удивило?
- Представьте: играешь в Петропавловске, где нет должного финансирования, и тут поступает звонок от команды, которая ставит перед собой самые высокие задачи. На меня виды имел и столичный "Локомотив". Позвонил второй тренер "Актобе" Виктор Семенов, с которым я пересекался в Петропавловске, и говорит: "О чем ты, какой "Локомотив"? У нас традиции, хороший коллектив".
- А в Астане могли поиграть в одной команде с Титовым и Тихоновым.
- Это было очень заманчиво. Мне Юран еще говорил: "Поехали, у нас тут такие футболисты собираются!".
- Какой тренер Муханов на самом деле? С журналистами порой приветлив, а с командой?
- С ним очень просто работать. Васильич действительно учит футболистов играть, ставит умную игру. С ним можно пошутить, но полностью он раскрываться не будет. Может быть, скрытный, но в плане футбола он один из лучших в Казахстане. Рад, что с ним поработал. За три года в "Актобе" я от него взял больше, чем за девять лет игры дома.
- Самый памятный матч в еврокубках против "Вердера" с Озилом в составе?
- Да, но еще я вспоминаю матч против "Маккаби" в квалификации Лиги чемпионов. Я тогда забил первый гол. Вели со счетом 3:0, а потом…
- А что все-таки там случилось?
- Не скажу, что мы были хуже. Мы вышли на поле, а такое ощущение, что находились в бане. Влажность была нереально высокая. В первые 15 минут мы забили три гола, а ощущение, что уже конец первого тайма. На табло показывали сыгранное нами время. Смотреть туда было тяжело - еще играть и играть. Во втором тайме у нас сил уже не было. Соперник, видимо, привык к подобным условиям и играл в свою игру.
- Читал, что тренера немецкого "Вердера" критиковали даже после победы 6:3. Выиграли, но пропустили немало от казахов.
- В тот год они были самой забивающей и самой пропускающей командой в Германии. Даже комментаторы говорили, что это был самый интересный матч. Нам они в основном забили со стандартов.
- Почему такие голевые триллеры в нашем чемпионате случаются редко?
- В Казахстане футбол более оборонительный, чем в других странах. Тяжело вскрыть защиту из семи-восьми игроков. "Актобе", "Кайрат" и "Астана" действуют немного иначе. Когда играют в открытый футбол - пожалуйста, "Астана" и "Кайрат" сыграли - 4:3.
- Не забыт еще матч против "Алании", который, к сожалению, по пенальти проиграли.
- Это - лотерея. Мне показалось, что у себя дома они играли самоуверенно, недооценив нас, а потом пропустили. В Актобе "Алания" играла иначе. Поняли, что казахи умеют играть (смеется).
- Как думаете, нынешний "Актобе" - это все же тренерская рука Газзаева-старшего или младшего?
- Мне тяжело сказать. Я в этой команде не нахожусь. Раз главным тренером "Актобе" является Газзаев-младший, значит, все победы и поражения - его, но, возможно, советуется с отцом. Сколько бы ни критиковали "Актобе", посмотрите - сейчас они в лидерах.
Сборная, Бекхэм, Шмидтгаль
- Теперь о сборной. Дебютировали в матче против Англии. Кто из этой команды особо поразил?
- Все, наверное. Представляете, выходят футболисты, которых ты видел только по телевизору. Помню, как вышел на замену Бекхэм на 85-й минуте и в игре мало что решал. Было поздно. Своим появлением уже создал ажиотаж на трибунах.
- Еще какие матчи за сборную наиболее глубоко врезались в память?
- Матчи с Хорватией вспоминаются и с Украиной, когда я, выйдя на замену, мог забить гол, но пробил выше ворот. Я помню все матчи. Их у меня не так много набралось. Многие можно было свести вничью или даже выиграть.
- Ввел ли какие-то новшества Бернд Шторк или все-таки его методы просто считались странными?
- (Вздыхает). Не знаю, какие методы были до меня. Я ведь пришел при Шторке. Единственное, он много молодежи приглашал. Это огромный плюс. С другой стороны, не вызывал таких игроков, как Смаков, Жумаскалиев, Лория. Считаю, что в сборной должны играть сильнейшие на тот момент. У каждого футболиста бывают спады, и это нормально.
- Шторк говорил, что в Казахстане тренируются по старинке.
- Тяжело сказать.
- А пульсометры, которые он внедрил? Пользу приносили?
- Может быть, только ему (смеется). Ну, надели и надели - без разницы. Никогда их не надевал. Я вышел, пробежал, отыграл. А они что-то высчитывали, анализировали. В эти дела я уже не вникал.
- Расслабляться давал после игр?
- Шторк такой человек, который легко находил язык с футболистами, пусть его и критиковали. Команда просила выходной - Бернд давал. Всегда находился на позитиве, типичный европеец. С другой стороны, закрывал команду. Перед матчем с Англией, к примеру, за десять дней закрыл на базе и никуда никого не выпускал.
- С Беранеком пересекались в сборной?
- Дважды, получается. Когда он только принял сборную, игроков собрали в Турции, но я по причине травмы покинул расположение команды. Потом он вызывал меня на гостевой матч с Германией, но к нему я даже не готовился. Может, посчитал, что я не помогу команде. К таким решениям я отношусь спокойно. Зла не держу на него.
- С той поры Вас в сборную не вызывали.
- Да. Мне 29 лет было. На моей позиции наигрывали достаточно много молодых футболистов, так что, возможно, это даже правильно.
- А если на месте казахстанца играет немец Шмидтгаль?
- Об этом многие говорят, но я бы поставил казахстанца. Уверен, что любой местный игрок будет выкладываться до конца за родину. А вообще, Генрих - хороший футболист, профессионал. Это тоже его страна, его гимн.
В "Тоболе" жили в пансионате с ужасными номерами
- Теперь к клубным делам. Также Вы поиграли в "Тоболе". Расскажите про этот период.
- Про Грозного? (смеется).
- Да. И про него тоже.
- У нас был очень хороший коллектив, просто произошел конфликт с тренером. Получил травму, сделал операцию и раньше срока начал восстанавливаться. Через 3-4 дня поехали в "Актобе", и меня сразу ставят в стартовый состав. Я не готов был играть, но сыграл и вновь травмировался. Грозный начал предъявлять ему, что я, мол, вечно травмирован, просто так получаю зарплату. В общем, поругались, хотя позже уже помирились. Во время дозаявок мне позвонили из "Жетысу", и я принял их предложение. Хотя потом пожалел об этом. "Жетысу" боролся за выживание, а "Тобол" находился в тройке лидеров.
- Про пансионат, в котором костанайцы живут, расскажите.
- Про это, наверное, знают все. Команда всегда билась за чемпионство, и я во время своего первого приезда был удивлен. Игроки живут в пансионате, в котором лечатся инвалиды. Номера ужасные.
- С мышами?
- Нет, но номера маленькие, с небольшими шкафчиками. Считаю, что условия должны быть на уровне.
- Игроки поднимали этот вопрос перед руководством?
- При Грозном вроде как искали новое место, но все было на словах. Знаю, что сейчас автобус им купили.
- В "Жетысу" Вы тоже играли, но все смазали, видимо, задержки заработной платы.
- Да. Поначалу платили исправно, но затем перестали. На следующий год после первого круга я ушел в "Иртыш".
- Правда, что на тренировки не выходили, устроив бойкот?
- Было дело. Разговаривали с тренером Омари Тетрадзе. Он отвечал: "Ребята, это ваше право, я ничего сделать не могу". Просто просил выходить на поле, играть. Мы - профессионалы, доиграли до периода дозаявок и ушли в другие клубы.
В Талдыкоргане самое ужасное поле
- В "Иртыш" Вы перешли после звонка Байсуфинова.
- Позвонил агент и спросил о моем возможном переходе туда. Ответил, что из-за долгов "Жетысу" могу перейти в Павлодар свободным агентом. А после этого уже позвонил Талгат Маруанович (Байсуфинов - прим. автора).
- Какие истории за время работы с ним приходят в голову?
- Это просто такой интересный человек, что с ним всегда чувствуешь себя раскрепощенно. Он и юморист, и мотиватор. Байсуфинов вроде крикнет на тебя во время матча, а после свистка уже похвалит. Жаль, что он тот сезон не доработал до конца. Думаю, что при нем "Иртыш" выступил бы намного лучше. Костяк-то остался. За полгода ведь футболисты не разучатся в футбол играть. Наверное, Маруаныч брал игроков под себя. Он ушел, и вроде как эмоций стало меньше, что ли.
- Интересный факт: начинал свою тренерскую карьеру Байсуфинов помощником Садуова. А потом наоборот стало.
- Пожалуйста, вот Вам факт.
- Вы как-то проходили просмотр в украинском "Днепре". Можете рассказать, как все было?
- Это было в конце 2008 года. Мне позвонил Яровенко, который живет в Украине, и предложил вариант с просмотром в этом клубе. Тогда тренером в "Днепре" был Владимир Бессонов. База там, конечно, шикарная. Казахстану до украинцев в этом плане еще далеко. Тренировался там около недели. Застал в клубе таких футболистов, как Калиниченко, Ротань, Воробей, Назаренко - все сборники.
- Вы ведь против них за сборную играли.
- Когда выходил на замену, поздоровался с Назаренко и Калиниченко. В общем, такие звезды были в "Днепре". И тут я, приезжаю из Казахстана, из далеко не сильнейшей команды. По мне, выглядел не хуже них и вроде даже понравился Бессонову. Он сказал, чтобы я приехал вновь. Разговор уже шел о контракте. Я принадлежал "Есиль-Богатырю", но клубы не договорились в цене.
- По ходу карьеры другие заграничные варианты были?
- Нет. Жалею, что не перешел в "Днепр". Но рад, что перешел потом в "Актобе". Все три года я там играл в основном составе, и это были мои лучшие годы.
- Сильно ли прибавил чемпионат за те 15 лет, что Вы играете?
- Каждый год в чемпионате все сложней выступать. Сейчас, возможно, чуть быстрей стал футбол. Наверное, за счет таких сильных легионеров, как Неко, Пиззелли, Фокси и других. Стало интересней. Даже посмотрите на сборную. Что бы ни говорили, рисунок игры поменялся, сборная стала лучше играть, чаще забивать. Молодые игроки смотрят на легионеров, учатся у них многому.
- А инфраструктура?
- Она стала лучше только в отдельных клубах. В "Кайрате", к примеру. А в Талдыкоргане очень плохое поле - такое не видел нигде в Казахстане. В чем-то есть плюсы, а в чем-то минусы. Если поле, допустим, хорошее, то найдутся другие недостатки.
Патриот Петропавловска
- Как супруга относится к Вашим постоянным переездам?
- Привыкла уже. Частенько приезжает ко мне. Иногда говорит, что хотелось бы, чтобы почаще дома бывал. Живем мы в Петропавловске, и уехать оттуда я не могу. Знаю там всех и что-то менять не вижу смысла.
- У Вас татуировка на правой руке.
- Да, в честь старшего сына. Обещал себе, что сделаю и в честь младшего, да и жена говорит об этом. Во время отпуска в этом году сделаю.
- Ваших сыновей зовут Егор и Захар. Кто инициатор этих редких имен?
- Долго выбирали им имена. Оба раза в итоге называл я. "Спартак"? Нет, не в честь Титова точно (смеется).
- Есть мысли, чем заняться по окончании карьеры? В бизнесе себя видите?
- Я такой человек, что задумываться о чем-то буду только после того, как это случится. Сейчас играю в футбол, и все мои мысли связаны с этой игрой. Что касается бизнеса, то туда нужно уходить с головой. Пока об этом говорить рано.
В материале использованы фото с сайтов ФК "Иртыш", ФК "Тобол", kaz-football.kz, prosportkz.kz и Павла Лаптева.
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!