Футбол
18 ноября 2008 00:53

Великий пост / Футбол

27-летнего вратаря сборной Казахстана Александра Мокина постоянно хвалили тренеры. Сергей Тимофеев, Арно Пайперс. Теперь вот — Бернд Шторк. Но, несмотря на хорошие отзывы, играл он всегда крайне мало. В национальной сборной дебютировал ещё в 2005-м, но сыграл за нее всего пять раз. И в клубах часто оставался на вторых ролях. Во многом поэтому Мокин решился на переход в «Алма-Ату» в середине текущего сезона и не прогадал. Он довольно быстро стал основным вратарем в клубе и получил очередное приглашение в сборную. Мало кто ожидал, что Бернд Шторк доверит Александру пост № 1 в матче против сборной Англии. Но Мокин вышел на поле стадиона «Уэмбли» с первых минут и в целом игры не испортил. Хотя мог сыграть лучше — с этим вратарь согласен. Трудно сказать, продолжит ли Бернд Шторк работать с национальной командой. Но в том, что Александр Мокин будет защищать её цвета и дальше, не остается никаких сомнений.

Радость и обида

— Александр, вы себя чувствуете номером один в Казахстане?
— Нет, не чувствую. В нашем чемпионате много хороших голкиперов. И в сборной высокая конкуренция была — Морев и Шабанов играют на высоком уровне. Поэтому приходится на каждой тренировке доказывать, что в сборную тебя взяли не случайно. Я считаю, играть в национальной команде — большое достижение для любого футболиста.

— Впервые вызов в сборную вы получили при Сергее Тимофееве?
— Нет, сначала меня пригласил Леонид Пахомов ещё в 2004 году. А сыграл за сборную впервые при Тимофееве. Товарищеский матч с Японией помните? Тысяч 60 зрителей. В команде тогда было много молодежи. Проиграли крупно — 0:4.

— Полный разгром.
— Ну так Япония — серьезная команда. И я бы не сказал, что нас прямо так разорвали. Просто соперник выглядел лучше. Да и нам особенно ничего сделать не позволил.

— Второй матч Александра Мокина в сборной — поражение от Вьетнама со счетом 1:2.
— Кубок Короля Таиланда? Я так сразу и не вспомню, когда у нас был Вьетнам… Второй гол мы пропустили на 90-й минуте. После углового пошла передача на ближнюю штангу, мне было трудно выйти на перехват, защитник сыграл не очень надежно, и мы пропустили.

— С кем играли после этого?
— Ещё с Молдовой и Азербайджаном в начале сезона. Ну и вот с Англией…

— Какие впечатление остались от поездки на Туманный Альбион?
— С одной стороны — радость. Я на самом деле очень доволен, что именно мне доверили 11 октября защищать ворота сборной Казахстана в таком непростом матче. Конечно, ощущения незабываемые. Когда выходишь на поле, вокруг — десятки тысяч зрителей, а твои ворота атакуют футболисты, которых видел раньше только по телевизору. А результат, конечно, разочаровал. Мы могли сыграть лучше. Пропустить меньше. Все-таки пять мячей — очень много. И получилось, что мы их пропустили всего за полчаса. И почти все со стандартов. И хотя тренер успокаивал, что у нас было много молодых игроков, у которых ещё впереди много больших побед, все равно было обидно.

— Мнения болельщиков на этот счет читали в Интернете?
— Нет, я во всемирной паутине бываю нечасто. Не самый продвинутый пользователь, если честно. Да и выслушать всех, мне кажется, сложно. Одни считают, что мы себя неплохо показали. Другие уверены, что команда полностью провалилась.

— В основном пишут, что команда сыграла неплохо. Но Мокин — хуже всех. И Бернд Шторк после финального свистка сказал, что вратарь мог выручить в паре моментов.
— Если тренер сказал, так оно и есть. Я действительно ошибся, когда пропускал первый гол. Шла подача с углового, я выскочил на перехват и не увидел, что у меня за спиной наш защитник. Воткнулся прямо в него и до мяча не дотянулся. Рио Фердинанд переводил мяч уже в пустые ворота.

— Четыре других пропущенных мяча можно назвать неберущимися?
— Нет, конечно. Вообще не бывает, чтобы мяч нельзя было отбить или поймать. При определенных обстоятельствах вратари вытаскивают абсолютно «мертвые» мячи из «девяток». И в том же матче пропускают по центру. Просто в игре с Англией нам противостоял очень сильный соперник. Мастера высочайшего класса. Все удары исполняют так, что только огромное везение поможет их отразить. Тем более они играли дома, очень хотели порадовать своих болельщиков, забить побольше.

— Не было ощущения, что вас просто бросили под танки? Многие предполагали, что игра закончится с разгромным поражением…
— Нет, я с таким настроем никогда на поле не выхожу. Хочется играть. И мысли не было, что нас ждет разгром. Наоборот, мы хорошо потренировались перед матчем, чувствовали себя уверенно. За пару дней до игры я понял, что буду играть против англичан, Шторк наигрывал меня в основном составе. Так что я готовился спокойно.

— То есть в целом вы довольны поездкой в Англию?
— Да. Запомню её на всю жизнь.

Все пропускали по 10 голов за матч

— Ваша карьера складывается довольно интересно. Вы очень давно ходите в подающих большие надежды, но толком играть начали только вот сейчас в «Алма-Ате». Хотя уже выигрывали чемпионат, пробивались в финал Кубка…
— Мне трудно самому оценивать, как я играю — хорошо или плохо. У каждого тренера свой взгляд. Один может тебе доверять, а второй посадит на весь сезон в запас. У меня всякое бывало. Я попал в команду мастеров в 19 лет, это было в «Жигере». В 2001-м перебрался в «Женис», потом меня в аренду отдавали, я назад возвращался… В 2002–2003-м выходил на поле очень редко. Вот и в этом сезоне вернулся в «Астану» из «Ордабасы», чтобы играть.

— И какие ощущение, когда сидишь на лавке?
— Плохие ощущения. Приходится на тренировках доказывать, что ты не хуже основного вратаря, ждать, когда тренер заметит твое старание, доверит хотя бы не самый важный матч. Никаких приятных эмоций это не вызывает. Конечно, когда команда побеждает, приятно чувствовать себя причастным к этому — кричать с лавочки от радости, подбадривать одноклубников. А когда ещё и проигрываешь… В общем, в запасе сидеть невесело.

А премию запасной голкипер получает?
— Да, как и все игроки, попавшие в заявку на матч. Кто получает больше, кто меньше, я не знаю.

— Вас никогда не посещала мысль закончить с футболом?
— Нет. Всегда был вратарем. Когда в школу пришел тренер набирать детей в секцию, я сразу захотел встать в ворота. И как это — закончить? Я ведь, честно говоря, кроме футбола, больше ничего не умею.

— Голкипер «Тобола» Александр Петухов рассказывал, что в детских турнирах пропускал по 5–6 мячей.
— У всех такое было. Я один раз сразу десять получил. Был какой-то турнир в Капчагае. Я — маленький, ворота — большие… Да вообще у вратарей все проблемы одинаковые. Кого-то не ставят в состав, кто-то палец в очередной раз сломал. Мизинцы вылетают регулярно. Мяч ловишь, чуть-чуть скользнул по перчатке, укол боли — и все. А чаще всего прыгаешь в нижний угол, цепляешься за кочки руками. Есть у нас ещё плохие поля. Кости только так вылетают. Бывает, врач сразу вправит или заморозит. Но чаще болит так, что лучше сразу в больницу поехать.

— Что стало причиной вашего перехода в «Алма-Ату»?
— Причина все та же — отсутствие игровой практики. К тому же у меня контракт с клубом «Рахат», а «Астана» больше не могла платить за меня аренду. В «Алма-Ате» мне все нравится.

— Насколько я знаю, в новой команде вы дебютировали не совсем удачно…
— Да, пропустил нелепый гол. Удар был с острого угла, я переместился корпусом в другую сторону, а руки застряли… В общем, получилось, что мяч влетел в ворота после того, как побывал в моих руках. Это грубая ошибка. Но ошибаются и полевые игроки. Вообще пропущенный мяч — это всегда плод чьей-то ошибки. Это только кажется, что когда твоя команда атакует, вратарь отдыхает. Надо внимательно следить за игрой, перемещениями соперника. Не пропустить момент. То же самое касается и защитников. Нельзя расслабляться ни на минуту.

Фото с Бекхэмом

— Юрий Новиков, игравший за сборную Казахстана, после матча с Португалией в 2003-м году вспоминал финты Роналду — вроде как от них даже голова начинала кружиться.
— Англичане тоже очень быстрые. Думаю, из-за этого мы и уступили с крупным счетом. Ребята устали, потому что англичане делали очень много передач по всему полю. Трудно все 90 минут играть в таком ритме. Все бегут. Уолкотт, Руни… А самое главное отличие от нас — англичане крупные и накачанные. Ростом такие же, как и мы. Кто-то чуть выше, кто-то ниже. Но в плечах широкие все. Грудные клетки выпирают. Толкаться с ними бесполезно, любого от мяча оттеснят. Ну и провоцируют здорово. Угловой подают — все толкаются руками. В лицо, в грудь, в другие части тела. Меня, слава Богу, не трогали. Но защитников наших затолкали.

— Видел на вашей страничке в «Одноклассниках» фото с Дэвидом Бекхэмом. Откуда оно у вас?
— Когда вышли из раздевалки после матча, случайно встретились. Там не я один фотографировался — все щелкали. Не вижу в этом ничего зазорного. Не каждый же день играешь против такого известного футболиста.

— А майками вам запретили меняться?
— Да, и когда ко мне подошел голкипер англичан Дэвид Джеймс, я даже растерялся. Он тоже известный игрок. Отказывать неудобно. Я ему жестами показываю — давай, мол, около раздевалки. И после этого побежал к трибуне с нашими болельщиками. В итоге спускаюсь под трибуну, а Джеймс стоит и ждет меня. Майку уже снял. Куда деваться? Не скажешь же — извини, Дэвид, мне тренер запретил. Снял свою, отдал. А его футболку взял на память.

— Какие ещё сувениры привезли из Лондона?
— Ничего особенного. Пару маек сборной Англии купил в магазине. Они там недорогие.

— С чьей фамилией?
— Руни. Но его майку я купил ещё до матча, не знал, что он мне два гола потом забьет. Носить её не буду, подарю кому-нибудь.

— Что ещё останется на память от этого матча?
— Очень много всяких мелочей. Вот, например, у них автобус с командой заезжает прямо на стадион «Уэмбли». Прямо вовнутрь, к раздевалкам. Или как за меня родные переживали, разве такое забудешь? Жена потом рассказывала, что щелкала каналы на телевизоре, не могла спокойно смотреть. Мама пила таблетки. Да и снится мне до сих пор эта игра. Бывает, заснуть не могу, прокручиваю в голове эпизоды, чувствую, что должен был сыграть лучше, ругаю себя. Вроде месяц прошел — а как будто вчера играли.

— Вратарь сборной Казахстана уже определился, где проведет следующий сезон?
— Сначала надо этот доиграть. У нас впереди важный полуфинальный матч Кубка. Мы не скрываем, что претендуем на этот трофей всерьез. А потом уже будет видно. У меня контракт с «Рахатом» до 2011 года. Конечно, куда попало в аренду меня не отдадут. Я же не раб какой-то. Но хотелось бы попасть в хорошую команду.

— Какую, например?
— Английскую. Мне вообще «Челси» нравится. И «Арсенал», по-моему, тоже неплохой вариант. А если серьезно, поживем — увидим.
Автор: Михаил КОЗАЧКОВ
Источник: Газета «Sport&ks»

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!