На задворках Европы / Футбол

14 августа 2010 11:03
Актюбинцы хуже выступили не хуже чем в прошлом сезоне
 
Благодаря очкам, набранным «Актобе», и неудачному выступлению представителей тех стран, которые находятся по соседству с нами в таблице коэффициентов УЕФА, Казахстан не только сохранил, но даже немного улучшил свои позиции в этой табели о рангах — с 42-го места по итогам еврокубкового сезона 2009/10 мы поднялись на 41-е в текущем рейтинге. Однако не оставляет мысль о том, что, если бы остальные наши клубы более серьезно отнеслись к своему участию в этих турнирах, Казахстан мог оказаться еще выше.

Не смогли или не захотели?

Создается впечатление, что только «Актобе» действительно поставил перед собой цель пройти как можно дальше по турнирной сетке. После трех подряд «золотых» сезонов в национальном первенстве Владимиру Муханову и его команде, по сути, уже нечего доказывать на «внутреннем фронте» (хотя очередной чемпионский титул тоже не помешает), и они справедливо решили, что надо выходить на новый уровень. Их не испугала в том числе и перспектива играть в условиях очень плотного графика, тем более что еще в прошлом году руководство ФФК заявило, что больше не будет ломать календарь первенства в угоду участникам еврокубковых турниров.

Совершенно противоположный пример — «Тобол». Клуб, который несколько раз безуспешно оспаривал «золото» чемпионата Казахстана, решил сконцентрироваться только на этой цели, ни на что не отвлекаясь. О том, что костанайцы не горели желанием играть в квалификации Лиги Европы, свидетельствуют несколько фактов.

Во-первых, когда им было делегировано право представлять Казахстан в этом турнире (вместо «Локомотива»), руководители «Тобола» поначалу отказались, заявив, что затраты на участие в нем не предусмотрены бюджетом. Вряд ли этот аргумент можно было всерьез принять на веру — что такое два-три перелета в Европу для одного из самых богатых клубов страны? Затем костанайцы все-таки согласились, и не исключено, что это произошло не без уговоров со стороны ФФК.

Во-вторых, «Тобол» не предпринял абсолютно никаких усилий для укрепления состава перед еврокубковой кампанией. В середине мая команду заявили для участия в квалификации Лиги Европы, и у клуба было достаточно времени, чтобы доукомплектоваться (с прицелом как на международные матчи, так и на внутренний чемпионат, где 15 июня должно было открыться трансферное «окно»). Тем более что и сам главный тренер Равиль Сабитов не раз сетовал на «короткую скамейку». Прежде всего, требовались квалифицированные «легионеры», поскольку из заявленных перед началом сезона иностранцев лишь один, Улугбек Бакаев, стал твердым игроком «основы». Однако перед матчами со «Зриньски» клуб никого не дозаявил, зато сразу после провала в Европе усилился чехом, украинцем и белорусом, которые сейчас рвут и мечут в играх первенства Казахстана.

В-третьих, по первому матчу со «Зриньски» было видно, что команда действует без той самоотдачи, которая характерна для нее в матчах национального чемпионата. Ответный поединок мы, к сожалению, не видели, но то, что лучшим у «Тобола» в этот день Равиль Сабитов признал не кого-то из лидеров команды, а «лимитчика» Ермека Куантаева, наводит на определенные выводы.

И, наконец, в-четвертых. Нам сложно судить об уровне чемпионата Боснии. Но уже один тот факт, что лучшая команда страны по итогам прошлого сезона («Железничар») во втором квалификационном раунде Лиги чемпионов безропотно уступила тель-авивскому «Хапоэлю», который затем с трудом прошел «Актобе», говорит не в его пользу. А лидер первенства Казахстана «Тобол», на внутреннем фронте дважды побивший этот самый «Актобе», затем также дважды проиграл четвертой команде Боснии. Конечно, футбол не всегда поддается расчетам, и тем не менее…

У другого нашего представителя в Лиге Европы — «Атырау» — желания выступить достойно было больше, чем у «Тобола». Но ему попался более сильный соперник, чем «Зриньски», а главное — клуб оказался не готов к еврокубковым поединкам и в игровом, и в организационном плане. Случаи с Мариусом Кроитору, который из-за проблем с документами не смог принять участие в первом матче (а без главного диспетчера команды и без того не очень стройная игра в атаке окончательно разладилась), и особенно с Градимиром Чрнагорацем лишний раз высветили серьезные проблемы в организации клубной деятельности. С таким подходом на международном уровне делать нечего.

В меньшей степени заслуживает претензий «Шахтер». Команда сражалась, в первом матче должна была выигрывать, но ей элементарно не повезло плюс опростоволосился Сергей Сарана, в последний момент заменивший основного голкипера. В то же время стоит признать, что класс «Руха» все-таки повыше (особенно это бросалось в глаза в ответном поединке — было видно, что поляки способны при необходимости прибавить), и если бы команды встречались, скажем, в октябре, у «Шахтера» было бы немного шансов. Но «Рух» образца начала июля был вполне по зубам карагандинцам.

Продукт сугубо внутреннего потребления

… Вспоминается, как во времена СССР советские команды часто почти без потерь проходили стартовые, осенние, стадии еврокубковых турниров, побеждая в том числе английские, немецкие, испанские клубы (теперь уже бывший главный тренер «Атырау» Виктор Пасулько наверняка не забыл, как его гол позволил скромному «Черноморцу» в сентябре 1985-го выиграть по сумме двух матчей у «Вердера», который возглавлял Отто Рехагель и за который играли Руди Феллер, Бруно Пеццай, Томас Шааф и другие). А весной они, как правило, столь же дружно проигрывали соперникам. Объяснялось это просто — в Союзе чемпионат проводился по системе «весна — осень», а в остальной Европе — по системе «осень — весна». Сейчас в силу значительного увеличения количества участников европейские клубные турниры начинаются гораздо раньше, чем тогда, и в стартовых раундах представители тех немногочисленных стран (скандинавских, прибалтийских, плюс России и Казахстана), чьи чемпионаты в самом разгаре, имеют в этом плане еще большее преимущество. К тому же соперники нашим командам обычно достаются из далеко не самых футбольных стран. Тем не менее, каждый год казахстанские команды, за очень редким исключением, выбывают после первого же раунда.

К еврокубковым турнирам, как и к любым другим соревнованиям, надо готовиться — прежде всего, соответствующим образом комплектоваться. Тем более что бюджеты наших клубов это позволяют. Для сравнения. Из тех соперников, с которыми встречались в нынешнем году наши команды, самый большой бюджет имеет «Хапоэль» — 23 миллиона шекелей, или примерно 6,1 миллиона долларов (данные взяты с официального сайта Федерации футбола Израиля). Что, у «Тобола» или «Актобе» денег меньше? А на фоне, скажем, «Зриньски» костанайский клуб вообще выглядит круче некуда. Но «Зриньски» принес Боснии 4,5 очка в зачет таблицы коэффициентов УЕФА (по одному за каждую из четырех одержанных побед и 0,5 за одну ничью), а «Тобол» Казахстану — дырку от бублика.

Не станем повторять набившие оскомину слова о патриотизме, хотя руководители клубов не могут не понимать, что результаты, показанные в еврокубковых турнирах, в не меньшей степени, чем выступления национальной сборной, влияют на имидж казахстанского футбола, на отношение к нему в мире. Поговорим о сугубо практической стороне дела. Почему боснийские, молдавские, белорусские, литовские футболисты то и дело оказываются в сильных европейских чемпионатах, что делает сборные этих стран более сильными, а казахстанских там нет (причем, ни одного)? Причины разные, но, пожалуй, главная заключается в том, что для руководителей большинства наших клубов участие в еврокубковых турнирах — лишняя головная боль, тогда как для их коллег из других стран — шанс показаться в Европе, а заодно выйти на большой футбольный рынок с «товаром», то есть с игроками, которых можно выгодно продать. Поэтому они, в отличие от нас, делают все возможное, чтобы пройти как можно дальше по турнирной сетке, добраться до сильных соперников, привлечь внимание селекционеров. Взять молдавский «Зимбру», который в прошлом году одолел наш «Окжетпес», а затем достойно проиграл португальскому «Пасуш де Феррейро», пропустив решающий мяч за пять минут до конца ответного поединка. После этого 20-летний защитник Игорь Андроник оказался в «Закарпатье» (украинская премьер-лига), 19-летний полузащитник Георгий Андроник, забивший гол «Окжетпесу», — в загребском «Локомотиве» (Хорватия), 22-летний защитник Юлиан Ерхан — в «Мордовии» (первый российский дивизион), а 21-летний нападающий Александр Антонюк недавно подписал контракт с самим казанским «Рубином» — чемпионом России. Это только те, о ком мы имеем информацию. Но еще больше в этом плане впечатляет другой молдавский клуб — «Шериф». В прошлом сезоне он добрался до заключительного раунда квалификации Лиги чемпионов, затем участвовал в групповом этапе Лиги Европы, проведя в общей сложности 12 официальных международных матчей, причем против неслабых соперников — «Твенте» (будущий чемпион Голландии), «Фенербахче», «Олимпиакоса» и других. В межсезонье «Шериф» продал ведущих футболистов и тем не менее снова пробился в заключительный раунд квалификации Лиги чемпионов. Вот возьмет и выиграет у «Базеля» (почему бы и нет, если до этого команда прошла чемпиона Хорватии?) — а там групповой этап главного континентального клубного турнира, шесть гарантированных матчей, в которых можно показать «товар» лицом.

У нас же, судя по всему, таких задач перед собой никто не ставит. Практически все казахстанские клубы содержатся за счет государственных средств (а тот же «Зимбру» является частным, его владелец — известный бизнесмен Николай Черный), их руководители умеют только тратить, а зарабатывать, в том числе на трансферах, не научены. Да и не нужно им это, ведь для них главное — выбить как можно больший бюджет, освоить его и подольше удержаться в своих креслах. А спрашивают с них акимы, прежде всего, за результаты в национальном первенстве. Вот и получается, что футбол у нас — продукт сугубо внутреннего потребления.

Что же касается футболистов, то уже для всех очевидно: они в Казахстане настолько избалованы высокими заработками, что в большинстве своем потеряли всякую мотивацию к профессиональному росту. В той же Молдавии месячная зарплата в 1,5 тысячи долларов считается для футболистов очень высокой, тогда как у нас такие деньги платят никому не известным игрокам команд второго дивизиона. Потому-то молдавские (а также грузинские, эстонские, боснийские, черногорские — список можно продолжить) футболисты стремятся выйти на новый, более высокий уровень, и участие в еврокубковых матчах они рассматривают ни много ни мало как шанс изменить свою судьбу.

Как заставить наши клубы изменить отношение к этим турнирам? Кто должен это делать и какие рычаги использовать? Вот, пожалуй, главные вопросы, рожденные очередной неудачной еврокубковой кампанией.

Автор: Женис Байхожа, Фото: Олег Лебедев, Источник: Республиканская газета «Sport&KS» 

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Метки:
Новости