Футбол
16 ноября 2008 10:31

Чужое любим, а свое не ценим / Футбол

Один мой хороший знакомый, сильный профессиональный радиожурналист, обученный на радио ВВС Russian, некогда на одной из региональных радиостанций страны создал на пустом месте целую спортивную редакцию, включавшую в себя отдельные выпуски спортивных новостей (не радиогазета с примитивной дикторской начиткой из интернета, а «живые» новости с интервью и комментариями), и не имеющие аналогов прямые радиорепортажи со всех матчей, в том числе и выездных, главной команды области. Так это по достоинству оценил и народ, который во время прямых трансляций буквально прилипал к радиоприемникам, и, что немаловажно в наше время рыночных отношений, один из крупных банков страны в течение трех лет неизменно выкупал спонсорский пакет новостей спорта на год вперед.

Так вот, он год назад переехал в Алматы в надежде создать и здесь нечто подобное, но был впоследствии очень разочарован отношением к спорту, как он выразился, «в псевдогламурной и насквозь пропитанной самолюбованием и эгоцентризмом» южной столице. На алматинских радиостанциях, куда он приходил со своим готовым проектом, и где в основной массе своей просто ретранслируют популярные российские радиоканалы, его выслушивали, согласно кивали головой, но в итоге отказывали, а брали вместо него совершенно неготовых людей, непрофессиональную подачу информации которых и слушать-то неприятно. Ни понимания темы, ни дикции, ни голоса…

Уж сколько миру твердилось, что спорт — это не просто увлечение и занятие по усовершенствованию тела и духа. Крупнейшие события последних лет — Олимпиада в Пекине, чемпионаты мира и Европы по футболу, Лига чемпионов — наглядно доказывают, что спорт — это больше, чем бизнес, где крутятся немалые деньги. Это образ жизни, это эффективная реклама любой страны, независимо от того, входит эта страна в число 50 развитых стан мира, или нет. Примеров тому масса. Неизменные участники футбольных мундиалей Нигерия и Камерун никак к странам с развитой экономикой не отнесешь. Да и Украина, вошедшая на последнем чемпионате мира по футболу в Германии в восьмерку сильнейших команд планеты, не выше Казахстана по уровню жизни и развития экономики. Спорт — это в некоторых странах и национальная идея, которая объединяет нацию и по эффективности в разы превосходит многомиллионные рекламные бюджеты по формированию положительного образа страны. И главным инструментом популяризации спорта среди населения являются средства массовой информации — телевидение, радио, газеты и интернет-сайты. В Казахстане не только нет специализированного спортивного телеканала, но даже спортивные программы на радио и телевидении можно по пальцам одной руки посчитать. На одном центральном телеканале есть еженедельная футбольная программа с ведущим, у которого явные проблемы с дикцией и стилистикой речи: иногда зрителям кажется, что он и сам не всегда понимает, что сказал. Хотя в жизни, поверьте мне, милейший человек с нормальной речью. Да и по содержанию программа, нередко рассказывающая о доблестных мероприятиях Федерации футбола страны, напоминает официальный рупор главного футбольного органа Казахстана. Хорошо хоть у этого агентства обширная сеть корреспондентов по всей стране, благодаря чему благодарные болельщики могут видеть и забитые голы, и интересные моменты игр команд премьер-лиги из разных городов страны. И на том спасибо. Я знаю немало болельщиков, которые с нетерпением ждут этой передачи. А в каких условиях работают двое комментаторов этого агентства на каждом футбольном матче в Алматы видят все зрители на трибунах: столик у кромки поля, монитор, никакой специальной гарнитуры с наушниками. Зато на двоих есть один микрофон, прикрученный к этому же столику. В середине прошлого века легендарный Вадим Синявский и то работал в отдельной кабинке. Я уж промолчу стыдливо об остальном оборудовании. К примеру, в далекой, но развитой Англии один матч обслуживают до 30 видеокамер последнего поколения: и за, и над воротами, и «бегущая» вместе с игроком…

На другом телеканале по воскресеньям была приказавшая долго жить замечательная программа о футболе, и ту закрыли, несмотря на её большую популярность среди населения. Ещё на одном канале, недавно проданном российской медиа-группе, также были трансляции матчей Лиги чемпионов и английской премьер-лиги с двумя очень интересными комментаторами, но, как видно по сетке вещания, этот канал с архивными российскими сериалами потихоньку превращается в телеканал для домохозяек. А жаль. На государственном республиканском телеканале когда-то была очень интересная программа «Планета футбол», её вроде бы собираются реанимировать, но пока дело движется со скрипом. Зато почти на всех каналах в конце выпуска новостей есть и блок спортивных событий. Но из-за отсутствия прав на показ помимо новостей местного значения показывают фрагменты «апертуры» и «клауссуры» далекой Аргентины. А вот показать матчи топовых чемпионатов европейских стран — кишка тонка! А, ведь мы, если кто не в курсе, не в Азии или Южной Америке, а в УЕФА играем. Исключением на отечественном телевидении являются виды спорта, где руководители спортивных федераций, как правило, из числа сильных мира сего, и если соревнования международного масштаба. Как же, ведь весь мир смотрит!

На радиостанциях, вещающих на весь Казахстан, картина не лучше. На двух из них это отдельные выпуски новостей спорта, слабые в силу разных причин, порою необъективных: либо подача слабая у диктора, не выговаривающего половину алфавита, либо информация в новостях устаревшая, что, по сути своей, новостью уже не является. Радио ведь по определению является самым оперативным средством коммуникации (интернет в данном случае не в счет). С электронными средствами массовой информации, к коим относятся радио и ТВ, намного лучше дела обстоят в регионах. В Караганде, Павлодаре, Костанае, Кызылорде, даже в далеко не крупном городе Экибастузе спорт освещается намного чаще, интереснее и стабильнее. В густонаселенном и продвинутом в спортивном плане Шымкенте на местном частном телеканале аж две футбольные программы производства двух разных студий, спортивная газета на двух языках, на местной радиостанции отдельные выпуски спортивных новостей. Беглого взгляда на успехи местных спортсменов достаточно, чтобы понять: немалую роль в популяризации спорта в регионах играют СМИ. А посмотрите, где находятся алматинские команды: флагман (весьма условный, да и то благодаря только имени) отечественного футбола давно успехами не блещет, а другие две успешны благодаря своим высоким небедным хозяевам-покровителям.
Со спортивными печатными изданиями дело обстоит не лучше: одна-две газеты, один-два журнала, и все. Одна известная газета с длинным названием под спортивную тематику отдала несколько полос, которые готовит целая бригада профессиональных спортивных журналистов. Да в некоторых других серьезных изданиях есть спортивные рубрики. Даже одна оппозиционная газета поняла, что спорт — это золотой телец с точки зрения читательского интереса и, соответственно, рейтинга издания.

А нам остается только радоваться за наших соседей по СНГ, у которых спорт возведен в ранг культа. В России помимо двух сугубо спортивных федеральных телеканалов есть ещё масса разных частных спортканалов: «плюс футбол», «плюс теннис», «онлайн». Недавно, когда казахстанские болельщики футбола не смогли посмотреть игру Хорватия-Казахстан, мы все, абоненты кабельного телевидения, в душе поблагодарили наших украинских братьев за трансляцию матча. Кстати, благодаря этим двум украинским спортивным каналам я уже неплохо понимаю украинский язык, ведь на «мове» ведутся все транслируемые киевлянами матчи. С них бы пример брать нашим радетелям за популяризацию государственного языка, куда как эффективнее! Я уж не говорю о просвещенной Европе. В Испании есть целый медиахолдинг Marca, так там, на радио ведутся прямые трансляции не только сугубо игр высшего дивизиона, но и матчей второй лиги. А чего стоят клубные телеканалы «MU ТV», «Barsa TV», «REALMADRID TV»! Примеры можно приводить бесконечно, только смысл в чем? А смысл в том, что на примере рекламных роликов, которые благодаря своей частоте повторения «вживляются» в подсознание слушателя, зрителя, читателя, и большее количество упоминаний о спорте и спортивных достижениях будет побуждать к занятиям спортом не только взрослых, но и детей. А как известно, здоровая нация — это здоровые дети! За ними придут и большие победы с медалями, которые поведают о нашей стране не как о Боратстане, а как о великой спортивной нации…

… А мой знакомый радиожурналист, с рассказа о ком я начал эту тему, благополучно переквалифицировался из журналистов в один востребованный и популярный рекламный голос многих крупных брендов. Благо он обладает красивым низким бархатным баритоном и прекрасной дикцией. Тем более платят неплохо. Но в беседе со мной он сказал, что все так же мечтает создать хорошую спортивную радиопрограмму, хотя за это платят гроши. На мой вопрос, зачем тебе это надо, ведь неплохо зарабатываешь на рекламе, он ответил, что в этом его душа, и без всяких там высоких слов он хочет сделать полезное для своей страны. А его, этнического казаха, уже в следующем году зовут работать в один из московских каналов, но не журналистом, а рекламным голосом. Грустно, друзья…
Автор: Ержан МУКАШ
Источник: "PROСПОРТ Казахстан"

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!