Вчера в офисе Федерации Футбола Казахстана состоялась пресс-конференция с участием исполняющего обязанности главного тренера национальной сборной Казахстана Бернда Шторка.
– Я рад возможности обсудить с вами сегодня то, чего мы достигли за последние недели. Прежде всего, что нам удалось как стране, как Казахстану. Меня очень часто спрашивали в последнее время о фильме «Борат». Действительно ли он является отражением этой страны? Я всем отвечал, что Казахстан – богатая страна, где живут серьезные и гордые люди, что это не та страна, которая показана в фильме. Борат – это характер только одного человека, и своего Бората можно найти в каждой стране. Я живу в Казахстане с 7 июня, и мне здесь очень нравится.
Теперь перейдем непосредственно к футболу. Я хочу поблагодарить федерацию за то, что она предоставила шанс своей стране и лично мне построить команду на будущее. Да, это была команда на один конкретный матч, но за ней будущее.
Команда показала хорошую игру. И это при том, что сразу семь футболистов стартового состава впервые играли в отборочном турнире чемпионата мира-2010, а еще пятеро, включая тех, кто вышел на замену, вообще дебютировали в сборной. Я говорил две недели назад, что опыт – не самое главное, что нам понадобится на «Уэмбли». Главное – это умение футболистов играть в футбол. Чтобы они смогли показать все то, что мы видели на тренировках и в играх за клубы.
Я очень доволен игрой и разочарован итоговым результатом. По моему мнению, два или даже три гола в наши ворота по такой игре были лишними. Особенно порадовало, что в первом тайме соперник не создал ни оной серьезной угрозы нашим воротам, футболисты уверенно действовали в обороне. Плюс у нас у самих были возможности забить гол. Самый большой шанс был на 46-й минуте. В той ситуации должен был забивать Остапенко, но не получилось. Потом уже Нусербаеву помешал пробить защитник. А затем мы пропустили гол после розыгрыша углового. Вообще три гола мы пропустили со стандартов, что стало самой большой проблемой. В дальнейшем над этим нужно серьезно работать. В последние минут двадцать было видно, что команда подсела физически. Когда теряешь выносливость, теряешь концентрацию, а, следовательно, начинаешь чаще ошибаться. Но даже после второго гола в наши ворота мы старались играть в атакующем ключе, это и есть будущее. Мы могли всей командой встать сзади и проиграть в итоге, скажем, 0:2. Но ведь в футболе проигрывающая команда должна пытаться сравнять счет! И мы старались это сделать. И Кукеев забил очень хороший гол. А затем мы потеряли концентрацию и пропустили третий гол. И все еще пытались играть с акцентом на атаку, почему нет? Мы показали, что у казахстанского футбола хорошее будущее. Это верный путь развития футбола – привлекать молодых футболистов. Да, у нас есть много хороших игроков в стране, но будущее именно за молодыми.
Теперь я хочу сказать кое-что о том, что я увидел в Казахстане в последние несколько месяцев. У нового руководства федерации большие планы. Оно хочет изменить очень многое, изменить ситуацию к лучшему. Это очень хорошо. Потому что от ведущих футбольных держав мы отстаем лет на двадцать. К примеру, те фитнесс-тесты, которые мы с помощниками проводили в Казахстане, в Германии, Франции, Англии начали проводить еще двадцать лет назад. Или, скажем, в Германии десять лет назад начали создавать центры обучения юных футболистов. В них дети могут обучаться и футболу и общеобразовательным предметам, которые преподают в обычной школе. И немецкий футбольный союз обязал каждый клуб открыть подобный центр. Потому что эти юные футболисты – будущее клуба, а значит и футбола страны в целом.
В отборочном турнире чемпионата Европы-2008 сборная Казахстана набрала десять очков. На самом деле это очень хороший результат для команды. Но если мы хотим сделать следующий шаг, нам нужно многое поменять. У нас немало хороших тренеров, но нужно чтобы они набирались опыта и обучались за рубежом. Чтобы становиться еще лучше! Меня недавно спросили, когда казахстанский тренер будет работать со сборной Казахстана? Вот это и есть ответ. Ответ - в совершенствовании и постоянном обучении. А еще лучше спросите у англичан, почему их сборную тренирует итальянец.
То же самое можно сказать о футболистах. Посмотрите, во многих сборных игроки выступают в ведущих европейских чемпионатах. У нас же только один Карпович играет в России. Опыт, который бы они получали в зарубежных клубах, был бы очень полезен сборной.
Если сейчас мы не изменим множество вещей, в первую очередь в работе клубов, если футбол не выйдет на новый более качественный уровень, то у нас нет шансов пробиться в финальную часть крупного турнира.
Теперь я хочу спросить вас. Играл ли вчера Смаков за «Актобе»? Играл, и даже гол забил. Когда он уезжал из расположения сборной, то сказал, что травмирован и, по словам его врача, 13 октября только начнет бегать. Только бегать, еще даже не тренироваться. Я предлагал ему отправиться в Германию к очень хорошему специалисту, который поставил бы его на ноги за неделю. Смаков сказал: «Нет». Я разочарован тем, что он вчера играл за свой клуб. Если бы я был травмирован, и мой тренер предложил мне помочь подготовиться и сыграть за свою страну, я бы использовал этот шанс.
Хочу еще упомянуть кое-что о некоторых странных вещах, которые мне довелось прочитать в прессе. Видимо, это писали люди, которые не поняли то, о чем я сказал. На послематчевой пресс-конференции журналисты спросили меня о том, почему я за день до игры ходил с командой в спортивный магазин. Я ответил, что нам очень трудно подобрать нужные шипы для бутс. Дело в том, что если игрок потеряет хоть один шип, то свои бутсы он может просто выбросить, потому что найти идентичный почти невозможно. У нас ведь прежде не было возможности играть на таком поле и при такой погоде, как в Англии. На «Уэмбли» трава очень коротко подстрижена, и мяч очень быстро катится по газону, особенно если он мокрый. В пятницу на предигровой тренировке в первые 10-15 минут по этой причине у нас были большие проблемы. Мы ведь привыкли, что у нас трава высокая и мяч катится гораздо медленнее. Это, кстати, еще одна проблема, которую нужно решать в Казахстане. Нам нужны качественные футбольные поля. Мы, например, с коллегами посетили в Лондоне базу «Арсенала». Там пятнадцать полей, газоны на которых меняют каждый год. Вы посмотрите на поле нашего стадиона в Алматы. Оно нормальное, но сколько ему лет?
Еще я хотел бы поговорить об одном игроке. Я имею в виду вратаря Мокина. Он очень хорошо работал в последние три недели, все то время когда с ним работал наш новый тренер вратарей. У нас немало хороших голкиперов, но им нужны квалифицированные тренеры, именно тренеры вратарей. В каждом ли клубе у нас есть такие, скажем в дубле или в группах подготовки, и уж тем более в основной команде? Я считаю, что в Англии Мокин ошибся только в эпизоде, когда забивался первый гол. С другой стороны в этом есть и положительный момент. Он поймал кураж, он вышел из ворот на перехват мяча, другое дело, что не добрался до него. Спросите у любого защитника, какого вратаря они предпочтут, того, который остался на линии ворот или вышедшего из ворот в ситуации, подобной этой? Мокин на верном пути. Вчера в игре «Алма-Аты» с «Окжетпесом» я это еще раз увидел. И он имеет возможность прогрессировать еще больше.
– Вы готовы провести еще один матч с национальной сборной?
– Я являюсь тренером молодежной сборной и ФК «Алма-Ата». Это все, что сейчас я могу вам сказать по этому поводу. А вообще, вы знаете, в Казахстане очень много перспективных футболистов. Тренер сборной должен проводить тщательную селекцию. Он должен посетить каждый клуб. Побыть в каждом, понаблюдать за тренировочным процессом, посмотреть юношеские команды. Я, например, когда «Алма-Ата» играла с «Иртышом», увидел в дубле «Иртыша» очень интересных игроков и удивился, почему они не играют в основной команде? Тренер сборной не должен сидеть только в Алматы и смотреть за матчами только в Алматы. Он должен ездить повсюду. К сожалению, перед игрой с Англией у меня такой возможности не было. Тем не менее, считаю, нам удалось собрать сильнейших игроков. Еще один важный момент – общение между тренерами. И мотивация игроков. Клубный тренер должен, можно сказать «давить» на игроков. Чтобы они понимали, что если не будут хорошо играть в клубе, не будут играть в сборной и наоборот.
– Если бы сейчас вам дали возможность провести еще один матч со сборной, вы бы снова доверили место в воротах Мокину?
– Я бы сделал все то же, что и в этот раз.
– В чем тогда разница между Мокиным и Моревым?
– Я не хочу говорить о разнице между ними. Это не совсем честно. Морев – очень хороший вратарь. Я с ним беседовал. Ему 35 лет, а будущее за молодыми вратарями. Он это знает, и мы с вами это знаем. Он хорошо работал на тренировках, в нем было видно желание, и я приглашал его в расчете на его опыт. Но именно в качестве второго вратаря. Будущее за молодым вратарем. Кто это будет? Мокин, может быть Лория, может быть Петухов. В Англии для меня Мокин был номер один. Еще с нами работал Шабанов. У него неплохие перспективы, и я пригласил его, чтобы он поработал в сборной авансом на будущее.
– Сложилось мнение, что, приглашая в сборную молодых футболистов, вы пытались решить свои вопросы в качестве тренера молодежной сборной. Чтобы затем этот опыт пригодился вашим игрокам в этой команде. Что вы можете на это ответить?
– Я знаю, что те футболисты, которых я пригласил, - хорошие футболисты. Думаю, мы все это увидели в прошлую субботу. Надеюсь, что новый тренер сборной тоже будет их приглашать. С другой стороны, я знаю этих игроков, верю им, мне легче с ними работать. Английские журналисты спрашивали меня после игры: «Как такое может быть, чтобы молодые игроки, Кукеев и Нусербаев, могли доставить столько проблем защитникам, играющим в английской премьер-лиге?». Я ответил, это потому, что они хорошие футболисты, быстрые, техничные, хорошо действующие в ситуации один против одного, и, что с ними непросто будет обороне любой команды.
– Вы упомянули Смакова. Если бы он поехал в Англию, он бы вышел в стартовом составе?
– Я рассчитывал на него, как на лидера. Он один из лучших футболистов в этой стране. Я хотел, чтобы он не только сыграл сам, но и помог сыграть молодым партнерам. Но когда я предложил ему помощь в восстановлении, чтобы он играл в Англии, он отказался. Я не знаю почему. Возможно, он не верил в молодых футболистов.
– На подготовку к матчу с Англией вам дали две недели. В этой связи были перенесены матчи чемпионата, и у клубов возникла продолжительная пауза. Вы думаете, тренеры клубов довольны этим фактом, особенно в свете того, что им предстоит немало важных матчей в концовке сезона?
– Я не посылал игроков на каникулы. Вы знаете, что когда я захотел пригласить еще некоторых игроков в сборную, они мне ответили, что клубный тренер отпустил их отдыхать, и они уже взяли билеты в турпоездку? Я думаю, федерация поступила правильно в ситуации, когда новый тренер готовит команду к важному международному матчу. Это невероятно, чтобы в то время, как сборная проводит подготовительный сбор, клубы распускали игроков! Вот в чем большая проблема, а не в том, что федерация перенесла игры. Клубы должны понимать федерацию, те цели, которые она преследует. Эти две недели они могли посвятить тренировкам, подтянуть слабые места в тактике, «физике» или других компонентах. Кроме того, клубы должны гордиться, что их футболисты привлекаются в сборную, ведь для них это новый опыт.
– Назовёте эти клубы?
– Нет. Повторю, что это не проблема федерации, а проблема клуба. Тренеры не работают с командой, собирают команду за несколько дней до календарной игры, теряют в нем очки и винят кого-то другого. Возьмите «Алма-Ату». В независимости от того в клубе ли я, или в сборной, у футболистов в эти две недели не было каникул. Все что им позволили – два дня выходных. Это нормально. Тем более, что у нас есть цель – остаться в премьер-лиге. У каждого клуба своя цель. Странно, что они позволили футболистам отдохнуть в Дубаи или еще где-то. Почему они не проводили товарищеские матчи с другими клубами или с дублем? Почему они ничего не делают неделями, а потом говорят, что не смогли подготовиться к важному матчу?
– Вы шокированы таким отношением?
– Да. С подобным я никогда не сталкивался. Это ведь их работа. Они деньги за это получают.
– В первом тайме матча на «Уэмбли» англичане четыре или пять раз попадали в офсайд. Вы наигрывали подобный способ защиты?
– Мы, прежде всего, изучили игру английских нападающих. И знали, что они играют на грани офсайда. Но натренировать создание искусственного офсайда молодым футболистам, которые к тому же прежде не играли в таком сочетании, крайне сложно. Защитники просто располагались на одной линии, вот это мы наигрывали на тренировках.
– Какой результат вас бы больше порадовал в матче с Англией, 1:5 или может быть 0:3?
– Я недоволен результатом. И я сказал об этом футболистам. Они играли хорошо, но неуверенно действовали при стандартах и пропустили голы, которых можно было избежать. В целом бы не хотелось говорить что лучше, но думаю, наша молодая команда своей игрой заслужила другой результат. Согласитесь, что счет не отражает в полной мере ход поединка. Если кто-то не видел матч, а только узнал итоговый результат, может подумать, что победа далась англичанам очень легко. Но ведь это не так. Еще неизвестно как сложилась бы игра, забей Нусербаев в дебюте второго тайма.
– Было заметно, что сил футболистам хватило только минут на семьдесят. Что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию?
– Эту проблему должен решать не тренер сборной. Это наша общая проблема. Нужно менять тренировочный процесс в клубах, его интенсивность. Это вопрос умения и желания клубных тренеров. Кто-то из них, возможно, может возразить, дескать, зачем нам это делать? Зачем что-то менять, если моя команда находится на верхних этажах турнирной таблицы? Да, для внутренних условий все может быть нормально. Но для того, чтобы чего-то добиться на международной арене этого недостаточно. Просто проанализируйте выступление казахстанских клубов в еврокубках. Там все становится на места. Сколько можно довольствоваться игрой только в первом раунде? Нужно стараться пробиваться в основные сетки турниров.
– Вам не кажется, что в Англии в центре поля не хватало таких футболистов, как Андрей Карпович и Дмитрий Бяков?
– Карпович – хороший футболист. В частности, он очень хорошо провел матч с Украиной. И я хотел его пригласить, и пригласил, но он оказался травмирован. Что касается Бякова, то это не тот тип футболиста, который я предпочитаю.
– Вы действительно запретили футболистам меняться футболками с соперниками после финального свистка?
– Да. Для меня важно, чтобы игроки понимали, что представляют в первую очередь свою страну. И еще чтобы полностью были сконцентрированы на игре, а не думали о том, с кем будут меняться майками по ее окончании. Я много раз видел как футболисты из маленьких футбольных стран, пропустив в свои ворота кучу голов, как только звучал свисток, бежали меняться майками с соперниками. Я не хотел видеть подобную картину в своей команде. Если им так нужны эти майки, я им их лучше куплю.
– Какова была реакция руководителей федерации на результат матча?
– Прежде всего, я хочу выразить благодарность президенту федерации и генеральному секретарю за доверие, за предоставленный мне шанс. Могут сказать, что руководители ФФК были крайне недовольны игрой команды в контрольном матче с «Алма-Атой», но я заверил, что в Англии все мы увидим другую сборную. Они, как и я остались довольны действиями футболистов, но разочарованы итоговым результатом.
Источник: Федерация Футбола Казахстана
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!