Экономика
5 февраля 2009 16:07

Девальвация.kz: рубикон перейден

4 февраля Национальный банк Казахстана заявил об отходе с поддержки курса национальной валюты на уровне 117-123 тенге за доллар и объявил новый коридор в 150 тенге за доллар плюс-минус три процента. Последствия мирового экономического кризиса стали причиной девальвации. А ее результаты в основном будут зависеть от успешности и эффективности дальнейших шагов в финансовой сфере.

Страсти накаляются

Кризисное падение сырьевых цен во второй половине 2008 года уже подразумевало девальвацию в экспортирующем сырье Казахстане (только нефть составляет примерно 60 процентов экспорта страны). В 2008 году цены на нефть упали на 60 процентов, максимум был достигнут в июле. Металлы тоже подешевели из-за мирового кризиса. Такие страны-экспортеры сырья, как Бразилия, Канада, Австралия и Норвегия девальвировали валюты на 26-30 процентов. К началу года все мировые страны-экспортеры сырья снизили курсы валют к доллару из-за снижения мировых цен на сырье и, соответственно, на их экспорт и приток денег в страны. Девальвация в главных странах-партнерах Казахстана составила от 13 до 44 процентов. В результате стоимость казахстанских товаров по отношению к ценам основных торговых партнеров выросла за год на 16 процентов.

В Казахстане курс тенге к доллару держался на уровне 120 весь 2008 год и сохранялся до 4 февраля. Только позднее стало известно, что за четыре месяца с октября 2008 года Национальный банк потратил на поддержание этого курса шесть миллиардов долларов резервов. С декабря 2008 года казахстанские экономисты говорили о том, что страна находится на пороге девальвации. Например, бывший министр финансов Ораз Жандосов заявил, что риск девальвации тенге находится на самом высоком уровне с 1999 года. Если продолжится падение мировых цен на сырье, правительство пойдет на девальвацию валюты ради экономической стабильности, сказал Жандосов. Золотовалютных резервов Национального банка в условия кризиса хватит только на несколько месяцев, уверял он. Эксперт отметил, что особенно негативные последствия девальвация будет иметь в социальном плане.

19 января глава Министерства экономики и бюджетного планирования Казахстана Бахыт Султанов спрогнозировал плавное долгосрочное обесценивание национальной валюты в размере до десяти процентов. Первым зримым признаком грядущих изменений в валютной политике Казахстана стало возвращение 21 января Григория Марченко на пост руководителя Национального банка страны. Тем временем в Казахстане назревал банковский кризис. Позаботившись о двух находящихся на пороге дефолта банках, государство было готово к тому, чтобы финансовая система страны, «завязанная» на внешних долгах, подверглась шоку резкой девальвации.

23 января казахстанские банки обеспечили ажиотажный спрос на доллар, ожидая падения курса казахстанской валюты. По сравнению с 22 января объемы торгов по доллару на Казахстанской фондовой бирже (KASE) выросли в пять раз, с 210,5 миллионов до 1,15 миллиарда долларов, что стало историческим рекордом. 3 февраля на Казахстанской фондовой бирже объем торгов американской валютой составил 1,115 миллиарда долларов. «Час икс» приближался...

Шок - это по-нашему

4 февраля Национальный банк Казахстана заявил о прекращении поддержки курса тенге на прежнем уровне. Новый курс казахстанской валюты вырастет на 25 процентов и достигнет 150 тенге за доллар, плюс-минус 4,5 тенге, сообщил банк в пресс-релизе. Национальный банк также заявил, что основной его целью является стабильность цен в Казахстане. На KASE средневзвешенный курс доллара вырос на 21,66 тенге и достиг 143,98 тенге. Курс казахстанской валюты также снизился в обменных пунктах. Например, в Алматы курс покупки американской валюты составил от 124 до 130 тенге, а продажи достиг 160 тенге.

Все это очень напомнило отпуск в "свободное плавание" тенге в апреле 1999 года, в результате чего, по оценке информационно-аналитического агентства "Ирбис", курс казахстанской валюты уже в первом полугодии вырос на 65 процентов. Тогда девальвация также обосновывалась снижением курсов валют в странах, являющихся основными торговыми партнерами Казахстана. Эта же девальвация стала одним из ярких примеров печально знаменитой в мире в целом и на постсоветском пространстве в частности, либеральной "шоковой терапии", ставящей макроэкономические статистические данные превыше всего. Итак, снова "шок"?

Раз-два и готово

По-видимому, либеральный подход сторонников "шоковой терапии" снова получает признание в Казахстане из-за кризиса. Известно, что глава Центрального банка Марченко является одним из сторонников либерализма в экономике. Не с этим ли связано неожиданное для большинства казахстанцев и резкое падение курса тенге? Известно, что монетарные власти вообще склонны смотреть на экономику своих стран через "призму" только макроэкономических, особенно кредитно-денежных показателей. К сожалению, даже спустя десятилетие после "лихих девяностых", подход "раз-два и готово" по-прежнему используется в Казахстане. В то же время о последствиях шагов, подобных такому единовременному обесценению казахстанской валюты, никто, похоже, не задумывался сколько-нибудь серьезно. А они, даже если копнуть неглубоко, вызывают немалые опасения.

Куда идем?

По словам Марченко, цены в Казахстане не вырастут на те же 25 процентов, на которые обесценилась тенге. На стоимость казахстанских товаров девальвация не повлияет. Потребители импортных товаров действительно почувствуют рост цен на 25 процентов. Населению банкир порекомендовал покупать больше местных товаров. Более того, так как общий уровень цен в стране падает, это придет в противоречие с ростом стоимости товаров на казахстанском рынке из-за девальвации. Проблема, однако в том, сколько местных товаров смогут прийти на замену импортных? Ассортимент казахстанской продукции сильно не дотягивает до количества видов иностранной по всем товарным позициям. В тоже время Марченко считает, что казахстанским производителям девальвация пойдет на пользу. Долларовые цены казахстанских производителей снизятся относительно стоимости иностранных товаров. Цены экспортеров в долларах станут ниже, чем до девальвации, а цены импорта вырастут, что поможет отечественным производителям товаров конкурировать с иностранными.

С одной стороны, девальвация, конечно, пойдет на пользу экспортерам сырья. Собственно говоря, она уже пошла им на пользу. 4 февраля на новости о повышении курса тенге ценные бумаги таких компаний на KASE выросли, что привело к повышению биржевого индекса на 13,7 процента. В то же время, на Лондонской фондовой бирже акции "Казахмыса" подорожали на десять, а ENRC - на семь процентов. С другой стороны, известно, что содержание иностранного сырья и материалов в казахстанских товарах очень высоко. К примеру, опубликованные данные по нефтегазовому сектору показывают, что он на 91,6 процентов работает на иностранном сырье и материалах. В случае горнорудного сектора зависимость составляет 78 процентов. Сомнительно, что в других отраслях ситуация радикально отличается. Поэтому вырастут цены иностранных промежуточных товаров — подорожает и казахстанская продукция.

Перспективнее ситуация с последствиями в финансовой сфере. По сообщению Национального банка, в Казахстане наблюдается дефицит тенге и достаточно долларов для того, чтобы не произошло роста курса тенге выше объявленного ориентира. Допустимо будет только понижение курса. Спекуляции допускаться не будут, за чем проследят правоохранительные органы. Не допустят также и резких колебаний курса. С 5 февраля ставка рефинансирования снижена до 9,5 процента. С 3 марта минимальные резервные требования к банкам будут снижены до 1,5 процента по внутренним обязательствам и до 2,5 процента по иным обязательствам, что повысит ликвидность банков на 50 миллиардов тенге. Национальный банк продолжит предоставлять коммерческим банкам необходимую краткосрочную ликвидность. Остается только надеяться на то, что заявленные финансовые меры сработают и что их положительный эффект на ситуацию в казахстанской экономике будет определяющим.

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!