- Причина такого положения дел не в финансовом кризисе, на мой взгляд, кризис в головах у людей, которые собираются отказаться от успешного имиджевого проекта, - говорит Николай Проскурин
Велогруппа “Астана” - одна из сильнейших команд мирового клубного велоспорта. Если сравнивать с футболом, то “Астана” - это казахстанский “Реал” (Мадрид), где собраны звезды планеты.
В сегодняшней “Астане” выступают самые яркие гонщики последнего десятилетия. Достаточно сказать, что “Астану” представляет семикратный победитель “Тур де Франс”, легендарный американец Лэнс Армстронг. Как известно, Армстронг несколько лет назад покинул велоспорт, но прошлой осенью он вернулся. Его возвращение стало одним из самых громких событий в мире спорта. И он принял приглашение именно “Астаны”. У него, конечно, был выбор - в какую команду пойти. Армстронга хотели видеть у себя в составе многие клубы Европы и Америки. Для некоторых команд это было из области фантастики, так как такая очень важная персона, как Армстронг, привлекает зрителей, болельщиков, а значит, и спонсоров.
Армстронг в велоспорте, как Михаэль Шумахер в “Формуле-1”, добился выдающихся успехов. Ему принадлежит рекорд по количеству выигранных “Тур де Франсов”, и вряд ли в ближайшее десятилетие кто-либо сможет это достижение перекрыть. Конечно, Лэнс выбрал “Астану” не из своих симпатий к нашей столице. Дело в том, что в “Астане” выступают сильнейшие гонщики планеты, которые ему смогут помочь выиграть в восьмой раз “Тур де Франс”. И руководит “Астаной” его друг и товарищ, один из лучших менеджеров велоспорта Йохан Брюнель, под руководством которого Армстронг и добился выдающихся побед на Большой петле.
Будет ли выступать Альберто Контадор на “Тур де Франс” в форме “Астаны”?
За “Астану” также выступает и лучший гонщик планеты прошлого года молодой испанец Альберто Контадор, на счету которого победы во всех трех гранд-турах - “Тур де Франс”, “Джиро Д’Италия” и “Вуэльта”. Причем “Вуэльту” и “Джиро Д’Италию” Контадор выиграл в составе “Астаны”.
Еще один яркий представитель “Астаны” немец Андреас Клоден - двукратный призер “Тур де Франс”, один из самых стабильных гонщиков мира, сильнейший “горняк”.
Относится к числу звезд и другой яркий гонщик “Астаны” американец Леви Лейфеймер, также дважды поднимавшийся на пьедестал почета в общем зачете Большой петли. И этот список можно продолжать. Сегодня “Астана” - это мощнейший клуб, который является фаворитом буквально каждой гонки в Европе и Америке. В “Астане” собраны не только лучшие гонщики и менеджеры, но и механики, массажисты, другой обслуживающий персонал. Всего с “Астаной” подписали контракты 27 гонщиков, среди них 10 молодых казахстанских спортсменов, которых пригласили в клуб на перспективу. Считается, что, тренируясь рядом с высокими профессионалами, наша молодежь сможет многому научиться. Таким образом, Казахстан с помощью “Астаны” готовит будущих чемпионов, новых Винокуровых.
- “Астану” уже покинул один из спонсоров - “Эйр Астана”, - рассказывает вице-президент Федерации велоспорта Казахстана Николай Проскурин. - И хотя “Эйр Астана” не финансировала команду чистыми деньгами, взяв на себя только перелеты, это очень тревожный сигнал. Другие национальные компании также собираются уйти из велоспорта, из “Астаны”. Гонщики “Астаны” не получают зарплату уже больше месяца.
- У “Астаны” уже был период, когда спортсмены не получали зарплату несколько месяцев, тем не менее “Астана” успешно его пережила.
- Сегодня другая ситуация. Тогда никто от спонсорства не отказывался. Нынче вопрос стоит очень остро. В ближайшее время мы можем потерять команду. Уже нашлись желающие перекупить “Астану”. В случае отказа наших спонсоров и продажи клуба, естественно, название клуба, гремевшее на протяжении нескольких лет, поменяется и не будет связано с Казахстаном. Кто платит, тот и заказывает музыку.
- Как известно, “Астана” создавалась и действует под патронажем президента Федерации велоспорта Казахстана, министра обороны страны Даниала Ахметова. Какова его реакция на ситуацию?
- Если бы все зависело от желания Даниала Кенжетаевича, то у “Астаны” не было бы никаких проблем. Но хотят ли генеральные спонсоры и дальше работать с командой - вот в чем вопрос. Тем более, подчеркиваю, дело не в финансовом кризисе и не в финансовых возможностях, которые есть, а в желании.
По неофициальной информации, годовой бюджет “Астаны” примерно равен 15-20 миллионам евро. По спортивным меркам эти деньги не кажутся большими. Как известно, некоторые казахстанские футбольные клубы имеют бюджет примерно в 10 миллионов долларов. Что касается отдачи, то очевидно, что “Астана” полностью отрабатывает вложенные деньги. Достаточно включить телевизор и любой спортивный канал, неважно, российский он или из дальнего зарубежья. Чуть ли не каждый день “Астана” дает информационный повод для сообщения. Ее победы и поражения в режиме он-лайн становятся известны во всем мире. Многие в Европе и Америке Казахстан ассоциируют с велогруппой “Астана”, а не с нефтью и Боратом - героем нашумевшего несколько лет назад фильма.
Казахстанские болельщики, конечно, гордятся такой командой. За несколько лет они поверили, что “Астана” - это стратегическое направление, которое успешно развивается, являясь примером для других видов спорта. Нетрудно спрогнозировать, что потеря такого проекта, как “Астана”, отбросит казахстанский велоспорт на шаг назад.
Как известно, в Казахстане помимо “Астаны” есть еще несколько нашумевших проектов: в хоккее это “Барыс”, выступающий в Континентальной хоккейной лиге, в футболе - это астанинский “Локомотив”, не жалеющий денег на легионеров. Неужели и эти проекты являются однодневными?
Тем временем гонщики “Астаны” продолжают делать свое дело. На прошлой неделе “Астана” выиграла второй год подряд “Тур Страны Басков”. Победу “Астане” принес испанец Альберто Контадор. Для Контадора эта победа стала десятой по счету в многодневных гонках среди профессионалов.
“Это невероятно, насколько я продолжаю прогрессировать в гонке на время”, - сказал счастливый победитель. Два-три года назад это было невозможно. Я типичный горняк, в теории мы не сильны в гонках на время. Эта победа дает мне уверенность для моей следующей цели - “Тур де Франс”. Может быть, теперь мне следует также сконцентрироваться на более длинных разделках”.
Теперь у Альберто Контадора будет небольшой отдых перед подготовкой к “Тур де Франс”, который стартует в июле.
“Имея 7 побед, я не могу пожаловаться на первую часть сезона. Сейчас мне действительно необходим отдых. Во время паузы я могу позабыть про велосипед. Мне нужно отдохнуть головой и быть свежим для начала второго этапа сезона”.
Вот только будут ли выступать на “Тур де Франс” Альберто Контадор и другие гонщики в форме “Астаны” - под большим вопросом. По словам вице-президента Федерации велоспорта Казахстана Николая Проскурина, возможно, “Астана” поменяет название в ближайшую неделю.
12 побед “Астаны” в сезоне-2009
1. Генеральная классификация “Тур Страны Басков” (11 апреля) - КОНТАДОР
2. 6-й этап “Тур Страны Басков” (11 апреля) - КОНТАДОР
3. 3-й этап “Тур Страны Басков” (8 апреля) - КОНТАДОР
4. Генеральная классификация “Вуэльта Кастилла и Леон” (27 апреля) - ЛЕЙФеЙМЕР
5. 2-й этап “Вуэльта Кастилла и Леон” (24 марта) - ЛЕЙФЕЙМЕР
6. 5-й этап “Тирренo-Адриатикo” (15 марта) - КЛОДЕН
7. 6-й этап “Париж - Ницца” (13 марта) - КOНТАДOР
8. 1-й этап “Париж - Ницца” (8 марта) - КOНТАДOР
9. Генеральная классификация “Тур Калифорнии” (22 февраля) - ЛЕЙФЕЙМЕР
10. Генеральная классификация “Тур Алгарве” (22 февраля) - КOНТАДOР
11. 4-й этап “Тур Алгарве” (21 февраля) - КOНТАДOР
12. 6-й этап “Тур Калифорнии” (20 февраля) - ЛЕЙФЕЙМЕР
Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!