Денежная колода / Велоспорт

Велокоманда «Астана» в любой момент может прекратить свое существование. Международная федерация велоспорта прислала в клуб уведомление, что в случае непогашения задолженности перед велосипедистами и обслуживающим персоналом у нее будет отозвана лицензия. Кроме солидного удара по имиджу это станет свидетельством нового кризисного витка, а также того неоспоримого факта, что большие вложения в казахстанский спорт начинают заканчиваться.

…Два года назад за ними было прелюбопытно наблюдать. Банковские клерки, облаченные в солидные костюмы и паркующие собственные «ягуары» и «хаммеры» возле потрепанного жизнью алматинского спорткомплекса «Достык», приходили на мини-футбол. Некоторые, с часами из белого золота, с азартом дудели в дешевенькие дудочки, а на площадке играл их «Алем». В том сезоне банк Туран-Алем решил раскошелиться и выделил на создание собственной команды около 2 миллионов долларов. «Банкиры от футзала» с ходу заняли в первенстве страны третье место. Правда, уже через несколько месяцев их клуб объединился с актюбинским, а бюджет был сокращен почти на две трети. В нынешнем первенстве страны «Алем» уже не играл…

Случай с «Алемом» в казахстанском спорте не единственный, но один из самых наглядных, прекрасно иллюстрирующий то, как внезапно и вопреки всем законам и разуму деньги в отдельные виды вливаются. И сколь скоро они могут закончиться.

Всего за один год казахстанский спорт понес несколько ощутимых потерь. Сначала руководство «Казахмыса» приняло решение прекратить финансирование хоккейного клуба с одноименным названием (около 5 миллионов у.е. в год). Немного погодя, незаметно затих мини-футбольный «Цементник» (вложения составляли около $ 450 тысяч в год). А чуть позже структуры, близкие к Ерлану Атамкулову, «временно приостановили финансирование» проектов в волейболе, что материализовалось в закрытие титулованного «Рахата»

(7 миллионов долларов за несколько лет).

Уже в этом году финансирование главного проекта и по совместительству главной головной боли — объектов под зимние Азиатские игры — было сокращено на 30 миллионов тенге. Основной удар был нанесен по комплексу лыжных трамплинов. На его строительство закладывалось 165 миллионов долларов и планировалось, что он будет запущен в середине 2010 года, но, когда он начнет функционировать, теперь никому не известно.

Последней кризисной ласточкой стали сведения о не лучшем положении вело- «Астаны». Самая успешная команда прошлого года, собирающаяся в этом году выиграть три крупнейших гонки, близка к развалу. О причинах, которыми руководствуются спонсоры, не выделяющие средств, можно только догадываться, но, скорее всего, в гипотетическом оправдании инвестора обязательно будут присутствовать слова «кризис» и «экономическая нецелесообразность».

Мировой финансовый кризис в этом году не затронул, пожалуй, только трех спортивных титанов — созданный футбольный «Локомотив» (самый богатый и самый обласканный коллектив страны (бюджет 13 миллионов у.е.), чьи соперники заранее обречены на то, что в их ворота обязательно будут бить пенальти), хоккейный «Барыс» (около 20 миллионов долларов) и бокс. Президент последней организации Тимур Кулибаев заверил, что, несмотря на экономическую ситуацию, в самый медалеемкий вид спорта инвесторы будут ежегодно вливать до 3 миллионов долларов. В случае же вхождения Казахстана в число стран-участниц проекта любительско-профессиональной лиги финансирование будет и вовсе увеличено (о суммах можно лишь догадываться, но только заявочный взнос со страны обойдется в $500–700 тысяч). Кроме этого, новый руководитель боксерской организации привлек в свой вид и руководителя торгово-промышленной палаты Кенеса Ракишева, а также убедил Бауржана Оспанова продолжить деятельность в этом спорте. Его инвестиционная корпорация мало того, что финансирует деятельность Федерации бокса Алматинской области (700 тысяч долларов в год), так ещё и спонсирует боксерские шоу профи-бокса, проводимые промоутером Маратом Мазимбаевым.

— В странах Карибского бассейна бокс — это способ снизить преступность у парней. Мы же хотим с помощью бокса дать шанс ребятам пробиться наверх, — утверждает президент «Жерсу» Рустем Темиргалиев. — Да, на дворе кризис, но мы готовы продолжать финансировать бокс и дальше. Я не могу назвать точные цифры, затраченные нами на проведение трех вечеров бокса в этом году, но скажу, что раньше на организацию шоу с главным боем Мазимбаева смета доходила до миллиона долларов.

Многие виды спорта «трем финансовым титанам» могут только завидовать. Представители спортивной гимнастики своего спонсора не имеют и выживают за счет государственного финансирования, но и оно в этом году много меньше обычного — 10 миллионов тенге.

В отечественном баскетболе положение дел, конечно, получше — после прихода на пост президента федерации Аскара Сманкулова (являвшегося в то время зам-акима Алматы) в организации появились средства (согласно неофициальной информации порядка 100 миллионов тенге в год), а национальная и молодежная сборные в кои-то веки получили нормальные условия для подготовки. В этом году все уже по-другому. Точнее — по прежнему, где главная команда первый этап подготовки к чемпионату Азии вынуждена была пропустить.

— В этом году у нас пять важнейших стартов, — говорит генеральный секретарь Федерации баскетбола Олег Севергин — два первенства континента по взрослым сборным, два чемпионата Азии среди команд до 16 лет и чемпионат мира среди молодежи. Если в прошлом году какие-то средства выделялись от спорткомитета, то в этом приходится полагаться только на спонсоров. Их мы пока ищем и надеемся, что до середины мая найдем.

О том, что в Казахстане индустрии спорта как не было, так и нет, — говорилось давно. Отсюда низкая раскрученность спортсменов, отсутствие спонсорских контрактов и зависимость сродни наркотической от меценатов.

— Меня часто спрашивают, почему Дмитрий Карпов подписал несколько лет назад рекламный контракт с Nike, а не с какой-нибудь казахстанской компанией? — вспоминал в интервью «Мегаполису» вице-президент Федерации легкой атлетики Алексей Кондрат. — И что я могу ответить? Что именно Дима мог бы рекламировать? Какой казахстанский продукт?

В этом риторическом вопросе и кроется главная злоба дня казахстанского спорта. Если в мире, кризису вопреки, клубы и федерации могут существовать за счет рекламы чьей-либо продукции, испытывающей большую конкуренцию (сотовые телефоны, автомобили, телевизоры и прочее), то в Казахстане подобных брендов попросту нет. В сухом же остатке имеется спонсор, который может кочевать от одного вида в другой, и уходящий по собственному желанию. Да и список солидных инвесторов не так уж и велик. КТЖ (футбольный «Локомотив» (на его месте три года назад был «Кайрат») + хоккейный «Барыс» + обязательства по вело-«Астане»), «КазМунайГаз» (бокс + «Астана»), «Казахмыс» (не самый богатый футбольный клуб + велоспорт), «Казцинк» (хоккейное «Торпедо»), «Казахтелеком» и «Самрук-Казына». Всё! Причем ни нефть, ни газ, ни медь, ни железнодорожные перевозки в рекламе не нуждаются. Именно поэтому «Астана» и переживает, мягко говоря, не самые лучшие времена. Как и вся наша экономика в целом.

P. S. Звание самого незаметного казахстанского спонсора, безусловно, заслуживает компания «Sat&Co». Именно её логотип гордо красуется на майках чеченского футбольного «Терека», чей бюджет нашим клубам может только сниться…
Автор: Леонид ЮрьевИсточник: Мегаполис (megapolis.kz)

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!

Метки: