Велоспорт
1 июня 2014 13:41

Чемпионат мира в Караганде? Все возможно - Александр Винокуров

Олимпийский чемпион Лондона и генеральный менеджер "Астаны" Александр Винокуров в интервью корреспонденту
Vesti.kz дал оценку проведению этапа шоссейных гонок чемпионата Азии по велоспорту в Караганде.

- Александр, впервые в Казахстане проводится чемпионат Азии по велоспорту в шоссейных гонках в Караганде. Насколько это важно для развития спорта в стране?
- Конечно, после нашей олимпийской медали в Лондоне это нормальные шаги, где мы провели Кубок мира на треке и чемпионат Азии - это для популяризации спорта и велоспорта в частности, это правильные шаги. Спасибо акиму Карагандинской области за гостеприимство и то, что он с радостью откликнулся на наше предложение и мы проводим такое очень важное мероприятие для нашей страны и выступаем неплохо - золотые медали каждый день показывают всем, что есть молодежь, она растет. Президент UCI приехал посетить нашу страну. Мы посетили Алматы и также к премьер-министру заходили. Была даже поставлена задача рассмотреть проведение чемпионата мира и именно в элите по профессионалам на шоссе. Если это событие произойдет, это будет вообще замечательно именно для популяризации нашего спорта, для имиджа Казахстана и Астаны. Сегодня команда "Астана" довольно неплохо представляет имиджевый проект нашей страны, в котором мы несем на наших майках имя нашей столицы и побеждаем на международных велогонках. Поэтому наш приезд с президентом UCI проходит довольно неплохо, сегодня мы в Караганде, где уже идет основной старт - элитная гонка, в которой принимают участие все гонщики про-тим "Астаны", первой команды. Надеюсь, они себя покажут так же достойно, как и юниоры и андеры. Это только плюс для нашего спорта. Я считаю, моя медаль в Лондоне -это не последняя медаль Казахстана на олимпийских Играх.

- Как вы можете оценить выступление нашей сборной на этом чемпионате?
- На треке юниоры, юниорки наши показали себя замечательно. Хотелось, конечно, чтобы элита на треке показала себя получше, но были, видимо, свои трудности у ребят. За трек я не могу отвечать, но на шоссе я не помню такого в истории, чтобы наши  юниоры и андеры занимали подряд весь подиум, поэтому чемпионат для нас проходит замечательно. Последний такой успех казахстанских велогонщиков был в 2010 году в Индонезии, где мы по элите заняли так же весь пьедестал, но там не было такого, чтобы так же хорошо выступали андеры и юниоры. На душе очень радостно и приятно, что растет поколение талантливых спортсменов, которые в будущем смогут достойно представлять Республику Казахстан на престижных международных соревнованиях, таких как "Джиро д'Италия". В этом направлении мы работаем, это важная задача для меня, как генерального менеджера команды "Астана", чтобы найти и открыть таланты. Молодежь есть, тот же Леша Луценко, который выиграл чемпионат мира два года назад и такого тоже в истории не было. Сейчас он готовится, азиатские игры не за горами, надеюсь, он достойно выступит на них.

- Проведение шоссейных гонок в рамках чемпионата Азии сопряжено с определенными трудностями. Как с ними справляются карагандинцы?
- Я считаю, что на пять с плюсом. Сколько чемпионатов я проехал, но такого в Азии я не видел. Мы жили на стадионах, где просто стояли двухъярусные кровати. На завтрак, обед и ужин одно и то же - рис. Здесь, я считаю, высший уровень. Где-то, я слышал, жители не довольны тем, что дороги перекрываются, но к этому нужно привыкать, потому что во всем мире так бывает. Гонка проходит, народ, наоборот, выходит и поддерживает. А наши гонщики выступают неплохо, поэтому могли бы оставить свои машины и прийти сюда поддержать казахстанскую команду, а еще лучше - чтобы приехали на велосипедах. Это же позитивный импульс для их же детей. Так что карагандинцам надо потерпеть - это мировые традиции. В Европе, когда идут велогонки, если трасса проходит через населенные пункты, даже школы закрываются и дети идут болеть, поддерживать велосипедистов. Для них это праздник, когда гонка проходит через их город или деревню. Надо набираться опыта и культуры у Европы, где велоспорт развит. Но и у нас этот вид спорта имеет глубокие корни, в этом году будет праздноваться столетие велосипедного спорта. Первая гонка была проведена в 1914 году в Актюбинске. Радует, что эти традиции у нас зарождались уже давно.

- "Астана" - профессиональный велоклуб и наличие в нем на главных позициях легионеров более чем оправдано. Понятно, что легионеры не только ради результата, но и для того, чтобы дать определенный заряд молодежи, чтобы на их примере выросло поколение конкурентоспособных на мировом уровне спортсменов. Скажите, сколько времени нужно для того, чтобы костяк команды состоял большей частью из казахстанцев.
- Да. Действительно нужны конкурентоспособные казахстанские спортсмены. Мы в этом направлении работаем, и есть уже ребята, которые неплохо финишируют в однодневной гонке. Тот же Леша Луценко может выиграть недельную гонку в скором будущем. Сегодня мы работаем с ним с прицелом на Олимпиаду в Бразилии, но однозначно сказать, что через год или два можно будет выставить команду профессионалов, состоящую преимущественно из казахстанцев, я не могу. Мы работаем в этом направлении, стараемся найти и раскрыть нашу звездочку, второго Винокурова или второго Луценко.

- Можно ли сказать, что успехами на этом чемпионате наши велогонщики обязаны профессиональному клубу "Астана"?
- Наверное, да. Но откуда взялся клуб "Астана"? в 2006 году с согласия и при поддержке нашего президента и Данияла Ахметова, который сейчас почетный президент нашей федерации, клуб был основан и оттуда пошли все корни и традиции. Конечно, команда является стимулом для молодежи, молодые понимают, что есть будущее, есть перспективы попасть в команду, добиться результатов. Когда мы начинали в 80-е годы, таких команд не было. Я подписал свой первый контракт профессионала, работал, учился, набирался опыта в иностранных командах, научился побеждать. Молодежь есть и нужно не забывать массовость и это работа ДШМК и Федерации. В прошлом году я открыл олимпийский фонд имени Винокурова именно для развития спорта, хочу уделить внимание поддержке начинающих тренеров, которые участвуют при наборе детей, чтобы их поощрять и эти тренеры не работали на чистом энтузиазме, как 20 лет назад работали. Хочу, чтобы у них была стратегия в работе, чтобы они видели свои шаги и воспитывая победителей, получали за это вознаграждение. Для тренеров должен быть материальный стимул их работы. Это нормальная практика.

- Можно сказать, что результаты этого чемпионата исключительные?
- Еще идет самая главная гонка чемпионата, но уже по результатам выступлений юниоров и андеров можно сказать, что наши выступили на отлично. Хочется, чтобы сегодняшняя гонка поставила точку. Сегодня едут братья Иглинские, Груздев, который уже золотую медаль завоевал, Тлеубаев. Ребята должны, думаю, должны справиться со своими конкурентами. Надеюсь, "стены" дома помогут. Публика болеет, флаги Казахстана развиваются и ребята чувствуют свою ответственность.

- Насколько хорошо Караганда подходит для проведения шоссейных гонок?
- Думаю, очень хорошо. Местность равнинная, погода ветреная должна быть на руку нашим ребятам, когда трудно бывает разложить по группкам пелотон, с помощью такого ветра это всегда возможно на дистанции. Караганда - замечательный город с хорошими  традициями. Здесь прекрасный ледовый дворец, рядом центр бокса Серика Сапиева, я думаю, карагандинцам можно только позавидовать, что их город принимает такое количество важных спортивных мероприятий. Проведение чемпионата в Караганде - это огромный плюс городу и области. Сегодня я здесь, чтобы тоже дать импульс нашей молодежи.

- Если Караганда этот экзамен сдаст на отлично, возможно ли проведение здесь аналогичного этапа чемпионата мира?
- Чемпионат мира? Все возможно. Почему бы и нет? Все зависит от того, как рассмотрят заявку, когда мы ее подадим. Будут анализировать трассы и инфраструктуру. А проведение в Караганде шоссейных гонок в рамках чемпионата Азии уже поднимает рейтинг города. Мы извиняемся перед горожанами за некоторые неудобства, но это ведь не чемпионат республики, а первенство Азии, которое к тому же проходит впервые и надо понимать важность момента и привыкать. Нужно вообще садиться на велосипеды и ехать болеть на трассу. Велоспорт - это здоровый образ жизни, велосипед - экологически чистый вид транспорта, поэтому я только "за".

Все самое актуальное о спорте в вашем телефоне - подписывайтесь на наш Instagram!